К основному контенту

Learning technologies 2008 – Обучение версии 2.0

Оказалось, что увидеть Стефена Доунса живьем не так просто даже там, где он заявлен в программе. Гуру персональных учебных сред и технологий 2.0 на конференцию не приехал, но зато сделал очень хороший доклад в режиме видео-конференции прямо из Торонто. Связь хорошая, правда живого человека на коференции все равно хочется видеть.

Вопрос, на который постарался ответить Стефен – Как мы собираемся выживать в условиях постоянных изменений и увеличения информационных потоков?

Для начала стоит понять, что люди всегда объединялись в сообщества. А потому то, что сейчас происходить бум социальных сетей – явление закономерное, т.к. просто у теперь у нас есть удобные инструменты и все возможности для объединения по самым различным признакам. А коль скоро мы это понимаем, то должны видеть, что современное обучение должно происходить в сообществах, так как если мы хотим, чтобы оно, обучение, стало частью нашей жизни, то нужно проектировать его согласно тем реалиям, в которых мы сегодня живем.

Самое интересное и качественное обучение всегда происходить в процессе общения между людьми. В процессе общения мы учимся постоянно, запоминая то, что нам говорят, формулируя собственные мысли. В условиях современных технологий нам никто не мешает строить наши системы обучения на основе коммуникаций, тогда как такие формализованные вещи как курсы, тесты и практикумы станут лишь сопровождением процесса познания.

Стефен говорит, что сообщества всегда формируются самостоятельно и редко работают тогда, когда людей заставляют объединяться. Нам стоит ориентироваться на то, что наша система обучения не должна быть построена на знаниях формальных, а должна помогать развитию и обмену знаний неформальных.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Как использовать Телеграм в обучении?

На прошлой неделе с коллегами по e-learning провели очень интересный диалог о том, как можно использовать мессенджеры для обучения. Проводили диалог в чате, в Телеграме, а потому многие выводы получены на практике, особенно про удобство использования.

Начну с удобства. Телеграм и все его аналоги - это удобно и неудобно одновременно. Для комфортной работы нужно несколько установок:

От участника обсуждения не требуется моментальной реакции на все сообщения; Я, как участник, не пытаюсь на все ответить сразу.  В противном случае начинает глаз дергаться от попытки все время читать и отвечать, совмещая общение с другими делами.
У общения должна быть тема. Как мне кажется, тут может быть несколько вариантов:  есть тема для чата (например, как у нас была про использование телеграма) и чат такой доступен в течении дня. Есть вопросы для обсуждения, есть задача для решения и все над ней работают. справочный чат: тут участников может быть много, все спрашивают всех (кстати, это сильно напоминает ч…

Как обмануть тест?

Создание хорошего теста - задача не менее сложная, чем создание самого курса. В учебных материалах по педагогичскому дизайну этому вопросу уделяется очень много времени. Неверно составленный тест - это потерянное время и создателя и учащегося, а главное - совсем не понятно, действительно ли человек что-то знает или ему просто повезло.

Вот несколько способов, как можно обмануть тест. Из этих способов стоит сделать выводы, как не стоит проектировать тесты.

1. Если вы сомневаетесь, выбирайте вариант С. Разработчики тестов часто забывают о перемешивании вариантов. Следующий по популярности - вариант В.
2. Если сомневаетесь - выбираете самый длинный вариант. Опять же дизайнеры часто не могут укоротить правильные ответы, а вот с неправильными у них полная свобода действий.
3. Ответ "Все вышеперечисленное" скорее всего правильный, также как и "Ничего из вышеперечисленного", особенно, если нет очевидно правильных или неправильных.
4. Выбирайте ответы в середине. Многие…

Трендов не будет. Будут выводы.

Было время, когда в декабре и январе я старалась отловить все тренды нашей области. От экспертов, от пользователей. Потом обязательно писала сама, по мотивам и по собственным ощущениям. В какой-то момент остались только свои мысли, потому что в очередной раз говорить про геймификацию, мобильное, дополненную и все остальное - скучно. В этом году трендов вообще не будет. Будут выводы, потому что именно выводы, из реальной практики и наблюдений, могут дать нужное направление для размышлений и развития.

Вывод #1. Обучение - это все-таки процесс. 
Формат имеет значение, но это не главное. Может быть и увлекательно и скучно, и мобильно и очень даже стационарно. Главное - чтобы было долго. Точно больше одного раза. Поведение не меняется по щелчку пальцев, от одного курса на 40 минут, от одного тренинга на 1 день. Единственный результат, который нам нужен - изменение поведения. И еще изменение ментальной модели и установок. По сути - слушатели должны начать делать иначе и думать иначе (что сн…