К основному контенту

Когда ботинки не жмут – проверяем СДО на удобство

Я рассматриваю и изучаю разные СДО очень часто. Но у меня взгляд уже привычный, сразу смотрю туда, где чащего возникают проблемы. А при выборе первой и, возможно, единственной СДО к ней нужно внимательно присмотреться. Это особенно трудно сделать, когда к вам приезжает специалист от разработчиков и, зачастую, за час встречи рассказывают столько всего, что в одной голове просто не может уложиться.

На первый взгляд, все СДО одновременно и очень разные и очень похожие. Функционал уже не сильно меняется, много сходства между самыми разными по стоимости системами. Но, в конечном счете, эту систему нужно будет использовать каждый день. И вам, как оргазаторам обучения, и слушателям. Поэтому систему нужно проверить на реальных действиях. Нужна демо-версия и спокойная обстановка. И еще нужен сценарий тестирования.

Вот в этом моменте мы сразу думаем – а как его составить? Его можно и нужно взять из методики обучения, где описано, как слушатель и тьютор должны работать, что обучение было эффективным. (Тут сразу становится ясно, что методику нужно составить до того, как речь пойдет о выборе технологий. Иначе получается, что не технологии поддерживают методику и процесс передачи знаний, а методика и процесс построенны на основе этих самых технологий).

Как может выглядеть сценарий?


Административные и общие задачи:

  • Вход (все просто и понятно?)
  • Находим нужный курс (Быстро? Найти удалось?)
  • Измнение профиля курса (понятно как и что можно изменить?)
  • Отправка сообщения
  • Проверка входящих
  • Смотрим оценки
  • Ищем что-то в справке к системе (найти удалось?)

Работа с содержанием курса:

  • Найдете определенную часть учебного материала, главу 4 или тему А.
  • Найдите информацию, которая требуется для выполнения задания
  • Выполните переход от одной части курса к другой
  • Напишите сообщение и ответ на другое сообщение в форуме курса
  • Попробуйте что-то написать в блог и/или wiki (если это предусмотрено)
  • Организуйте синхронный диалог в чате
  • Попробуйте посмотреть видео, flash-анимацию, послушать аудио
  • Просмотрите календарь, попробуйте посмотреть отдельные мероприятия, распечатать их
  • Попробуйте изменить что-то в календаре

Естественно, чтобы проводить такие сценарии, в систему нужно будет что-то загрузить, но это, как правило, делаят разработчики, так как демо вход в пустую систему – бесполезное занятие. Лучше всего сценарий сделать по ролям. И стоит пригласить к тестированию системы нескольких людей, чтобы было больше мнений.

Самое главное – система должна быть такая, чтобы вы не заметили, что вы ее использовала. Она не должна вызывать чувств. Она должна быть поддержкой вопроса более эмоционального – обучения!

Комментарии

Alexander Ryabinin написал(а)…
... Я бы так же добавил "тестироваие тестирования", так как это 30-50% качества LMS.

Очень важно то, и вы отметили в своем посте, что тестирвание должно происходить по ролям и желательно разными людьми.

Так вот сценарий у каждой роли свой, и начать нужно от простого "Создатель курса - создает курс", "Студент - открывает курс" и т.д. то есть то, что должна уметь каждая LMS, так вот даже на этом этапе порой всплэвают различные баги и неудобности.
Журкин Игорь написал(а)…
Эмм, немного непонятно, а как блоги, календари, и прочее описанное в тестировании, относятся к содержанию курса? К слову сказать, наверное, самое главное тестирование должно быть направленно на взломоустойчивость, поскольку наиболее привлекательным свойством СДО является по общему мнению - беспристрастность контроля знаний.
Elena Tikhomirova написал(а)…
Блоги, календари и прочие инструменты относятся к содержанию курса - там содержится важная учебная информация. Электронный учебник - это не весь курс, а толко его теоретическая часть.

Про тестирование на взломоустойчивость - это важно, но для администратора. Если при выборе системы ориентироваться только на этот параметр, то система может оказаться крайне не удобной для конечного пользователя.
apolyakov написал(а)…
Интересная тема - "тестирование на взломоустойчивость". Давайте определимся с терминами и целями. Наша конечная цель - обучение людей. Удобное, быстрое, относительно дешевое и приносящее удовольствие всем участвующим :) Обязательным критерием хорошего учебного процесса должна являться, как совершенно справедливо отметил Игорь, беспристрастность контроля знаний. Но это - всего лишь обязательное, само собой разумеещееся требование, точно так же, как покупая новый автомобиль, вы разумно предполагаете, что бензобак, скорей всего не дырявый и машина заведется. Недурно это проверить, но это, очевидно не сама цель выбора машины. Главное, чтобы она удовольствие доставляла и не ломалась. А вот это уже - действительно критерий выбора.
Теперь по поводу взломов. На мой взгляд, под безопансотью должно продразумеваться, что обычный, неумудренный опытом в CS (Computer science, не Counter Strike :) ) студент/преподаватель не должен никакими своими неадекватьными действиями повредить системе или процессу контроля знаний. Иными словами - система должна адекватно реагировать на неадекватные действия. Все.
Что касается прям-таки "взломов", могу сказать следующее. Я видел много систем "изнутри". Видел всем известный Blackboard, WebCT, имел удовольствие участвовать в создании еще нескольких подобных. Мог ответственно заявить, что обладая необходимыми познаниями, эти коммерчески успешные продукты могут быть "взломаны", но есть одно но... Если студент в состоянии подменять cookies и генерировать правильные ID (с учетом временных меток) сессий других пользователей, написать корректную SQL-инъекцию и изменить БД, то...может мы не тому его учим? :)

Популярные сообщения из этого блога

Как использовать Телеграм в обучении?

На прошлой неделе с коллегами по e-learning провели очень интересный диалог о том, как можно использовать мессенджеры для обучения. Проводили диалог в чате, в Телеграме, а потому многие выводы получены на практике, особенно про удобство использования. Начну с удобства. Телеграм и все его аналоги - это удобно и неудобно одновременно. Для комфортной работы нужно несколько установок: От участника обсуждения не требуется моментальной реакции на все сообщения;  Я, как участник, не пытаюсь на все ответить сразу.  В противном случае начинает глаз дергаться от попытки все время читать и отвечать, совмещая общение с другими делами. У общения должна быть тема. Как мне кажется, тут может быть несколько вариантов:  есть тема для чата (например, как у нас была про использование телеграма) и чат такой доступен в течении дня. Есть вопросы для обсуждения, есть задача для решения и все над ней работают.  справочный чат: тут участников может быть много, все спрашивают всех (кстати, э

Как обмануть тест?

Создание хорошего теста - задача не менее сложная, чем создание самого курса. В учебных материалах по педагогичскому дизайну этому вопросу уделяется очень много времени. Неверно составленный тест - это потерянное время и создателя и учащегося, а главное - совсем не понятно, действительно ли человек что-то знает или ему просто повезло. Вот несколько способов, как можно обмануть тест. Из этих способов стоит сделать выводы, как не стоит проектировать тесты. 1. Если вы сомневаетесь, выбирайте вариант С. Разработчики тестов часто забывают о перемешивании вариантов. Следующий по популярности - вариант В. 2. Если сомневаетесь - выбираете самый длинный вариант. Опять же дизайнеры часто не могут укоротить правильные ответы, а вот с неправильными у них полная свобода действий. 3. Ответ "Все вышеперечисленное" скорее всего правильный, также как и "Ничего из вышеперечисленного", особенно, если нет очевидно правильных или неправильных. 4. Выбирайте ответы в середине.

Как написать концепцию электронного курса?

Разработка курса начинается с создания концепции. То есть с описание того, каким именно будет тот курс, который мы хотим получить в итоге. Я делаю короткий, не больше 1 страницы текста документ, с текстовым описанием идеи. Иногда на один курс создается несколько концепций, каждая со своим уклоном и своими идеями. Самое главное - это очень простой и очень понятный текст, который четко дает понять, что именно будет в итоге, как его будут изучать и что в нем слушатель сможет делать. Какая информация вам потребуется для создания концепции? Какой именно курс создается? - И это не только название курса, но перечень вопросов, на которые он должен ответить. Кто будет проходить курс? - Это описание целевой аудитории, включая пол, возраст, опыт работы, опыт обучения.  Почему этот курс нужно будет проходить? - В чем проблема сейчас? Почему без курса нельзя работать? Что должно быть в итоге? - Что человек должен уметь делать после того, как он курс изучит?  Как делается то, что нужно дела