eLearning курс – со звуком или без?

Достаточно давно по заказу одной компании мы создавали длинный курс, около 2500 слайдов. У меня с самого начала были сомнения, что в компании найдутся такие стойкие сотрудники, которые все-таки пройдут курс до самого конца. Но еще у меня был и другой серьезный вопрос – кто сможет слушать более 15 часов озвучивания? С самого начала разработки было принято решение о том, что текст на слайдах будет сокращен, а полная версия будет представлена в озвучивании и субтитрах. Это очень большой объем информации и воспринимать его трудно (оригинальный текст курса составлял почти 700 страниц). Недавно я стала просматривать этот курс и решила подумать и почитать о том, может ли звук быть лишним в курсе? Ведь изначально мы полагали, что озвучивания текста – это очень полезно для восприятия. Вот к каким выводам я пришла.

Звуком курс испортить можно:

  • Звук увеличивает нагрузку на сознание. Человек читает сам быстрее, чем кто-то читает вслух (Про себя мы всегда читаем быстрее, чем вслух). Записанный звук мешает человеку воспринимать информацию, которую он читает на экране, т.к. темп восприятия информации разный.
  • Озвученный текст начинает контролировать слушателя. Человек идет с собственной скоростью, а со скоростью чтения текста диктором. При этом все исследования говорят о том, что гораздо эффективнее человек учится с собственной скоростью.
  • Ослабляет мотивацию. Взрослый человек может подумать, что его воспринимают как ребенка, и читают ему вслух. (Момент спорный, но многие придерживаются такого мнения)

Как избежать возможных проблем?

  • Сделать текст озвучивания как можно более коротким. Почти все курсы с точки зрения звука можно сократить на треть. Вместо объемных звуковых комментариев стоит сделать просто печатное сопровождение курса с полным текстом.
  • Делать озвучивание только там, где вы точно знаете, что слушателям будет трудно читать.
  • Сопровождаете озвучиванием сложные анимации и графики, которые не понятны без дополнительных пояснений. При этом текст, читаемый диктором, должен быть написан так, как будто кто-то действительно объясняет, что происходит на экране. Просто и понятно.

Да, и еще очень важно дать возможность выключить звук, а также не перемешивать озвученный текст и музыку. Последняя вообще сильно мешает в большинстве курсов, равно как и звуки нажатия на кнопки и перемещения объектов. Если вы работаете с курсом, там играет музыка, а вам приходится перейти на время к другому окну, то зацикленный музыкальный фрагмент в итоге заставить вас закрыть курс и как можно дольше не открывать.

Комментарии

Internity написал(а)…
возможно стоит предлагать выбор разных озвучек в зависимости от пользователя? катомизация некоторая...
Елена написал(а)…
Можно и так делать. Но тут все упирается в стоимость разработки. Чем больше вариантов, тем дольше делать и дороже.

Как вариант, можно из курса делать аудио книгу. Весь текст хорошим голосом начитать и сделать mp3 файлы. Но при этом так его и нужно позиционировать. Как вариант - неплохо, я люблю аудио книги

Популярные сообщения из этого блога

Бесполезное обучение и почему разработчик курсов вас обманывает?

Интересные и полезные ссылки за неделю

Теории обучения для e-learning