К основному контенту

eLearning курс – со звуком или без?

Достаточно давно по заказу одной компании мы создавали длинный курс, около 2500 слайдов. У меня с самого начала были сомнения, что в компании найдутся такие стойкие сотрудники, которые все-таки пройдут курс до самого конца. Но еще у меня был и другой серьезный вопрос – кто сможет слушать более 15 часов озвучивания? С самого начала разработки было принято решение о том, что текст на слайдах будет сокращен, а полная версия будет представлена в озвучивании и субтитрах. Это очень большой объем информации и воспринимать его трудно (оригинальный текст курса составлял почти 700 страниц). Недавно я стала просматривать этот курс и решила подумать и почитать о том, может ли звук быть лишним в курсе? Ведь изначально мы полагали, что озвучивания текста – это очень полезно для восприятия. Вот к каким выводам я пришла.

Звуком курс испортить можно:

  • Звук увеличивает нагрузку на сознание. Человек читает сам быстрее, чем кто-то читает вслух (Про себя мы всегда читаем быстрее, чем вслух). Записанный звук мешает человеку воспринимать информацию, которую он читает на экране, т.к. темп восприятия информации разный.
  • Озвученный текст начинает контролировать слушателя. Человек идет с собственной скоростью, а со скоростью чтения текста диктором. При этом все исследования говорят о том, что гораздо эффективнее человек учится с собственной скоростью.
  • Ослабляет мотивацию. Взрослый человек может подумать, что его воспринимают как ребенка, и читают ему вслух. (Момент спорный, но многие придерживаются такого мнения)

Как избежать возможных проблем?

  • Сделать текст озвучивания как можно более коротким. Почти все курсы с точки зрения звука можно сократить на треть. Вместо объемных звуковых комментариев стоит сделать просто печатное сопровождение курса с полным текстом.
  • Делать озвучивание только там, где вы точно знаете, что слушателям будет трудно читать.
  • Сопровождаете озвучиванием сложные анимации и графики, которые не понятны без дополнительных пояснений. При этом текст, читаемый диктором, должен быть написан так, как будто кто-то действительно объясняет, что происходит на экране. Просто и понятно.

Да, и еще очень важно дать возможность выключить звук, а также не перемешивать озвученный текст и музыку. Последняя вообще сильно мешает в большинстве курсов, равно как и звуки нажатия на кнопки и перемещения объектов. Если вы работаете с курсом, там играет музыка, а вам приходится перейти на время к другому окну, то зацикленный музыкальный фрагмент в итоге заставить вас закрыть курс и как можно дольше не открывать.

Комментарии

AVeres написал(а)…
возможно стоит предлагать выбор разных озвучек в зависимости от пользователя? катомизация некоторая...
Elena Tikhomirova написал(а)…
Можно и так делать. Но тут все упирается в стоимость разработки. Чем больше вариантов, тем дольше делать и дороже.

Как вариант, можно из курса делать аудио книгу. Весь текст хорошим голосом начитать и сделать mp3 файлы. Но при этом так его и нужно позиционировать. Как вариант - неплохо, я люблю аудио книги

Популярные сообщения из этого блога

Как использовать Телеграм в обучении?

На прошлой неделе с коллегами по e-learning провели очень интересный диалог о том, как можно использовать мессенджеры для обучения. Проводили диалог в чате, в Телеграме, а потому многие выводы получены на практике, особенно про удобство использования. Начну с удобства. Телеграм и все его аналоги - это удобно и неудобно одновременно. Для комфортной работы нужно несколько установок: От участника обсуждения не требуется моментальной реакции на все сообщения;  Я, как участник, не пытаюсь на все ответить сразу.  В противном случае начинает глаз дергаться от попытки все время читать и отвечать, совмещая общение с другими делами. У общения должна быть тема. Как мне кажется, тут может быть несколько вариантов:  есть тема для чата (например, как у нас была про использование телеграма) и чат такой доступен в течении дня. Есть вопросы для обсуждения, есть задача для решения и все над ней работают.  справочный чат: тут участников может быть много, все спрашивают всех (кстати, э

Как обмануть тест?

Создание хорошего теста - задача не менее сложная, чем создание самого курса. В учебных материалах по педагогичскому дизайну этому вопросу уделяется очень много времени. Неверно составленный тест - это потерянное время и создателя и учащегося, а главное - совсем не понятно, действительно ли человек что-то знает или ему просто повезло. Вот несколько способов, как можно обмануть тест. Из этих способов стоит сделать выводы, как не стоит проектировать тесты. 1. Если вы сомневаетесь, выбирайте вариант С. Разработчики тестов часто забывают о перемешивании вариантов. Следующий по популярности - вариант В. 2. Если сомневаетесь - выбираете самый длинный вариант. Опять же дизайнеры часто не могут укоротить правильные ответы, а вот с неправильными у них полная свобода действий. 3. Ответ "Все вышеперечисленное" скорее всего правильный, также как и "Ничего из вышеперечисленного", особенно, если нет очевидно правильных или неправильных. 4. Выбирайте ответы в середине.

Как написать концепцию электронного курса?

Разработка курса начинается с создания концепции. То есть с описание того, каким именно будет тот курс, который мы хотим получить в итоге. Я делаю короткий, не больше 1 страницы текста документ, с текстовым описанием идеи. Иногда на один курс создается несколько концепций, каждая со своим уклоном и своими идеями. Самое главное - это очень простой и очень понятный текст, который четко дает понять, что именно будет в итоге, как его будут изучать и что в нем слушатель сможет делать. Какая информация вам потребуется для создания концепции? Какой именно курс создается? - И это не только название курса, но перечень вопросов, на которые он должен ответить. Кто будет проходить курс? - Это описание целевой аудитории, включая пол, возраст, опыт работы, опыт обучения.  Почему этот курс нужно будет проходить? - В чем проблема сейчас? Почему без курса нельзя работать? Что должно быть в итоге? - Что человек должен уметь делать после того, как он курс изучит?  Как делается то, что нужно дела