26.01.2008

Про букварь или обучение в картинках

Так получается, букварь – это самый эффективный учебник. Ведь там каждый объект знаний, то есть буква, сопровождается графикой. А ведь мы учимся почти в два раза эффективнее с использованием слов и графики, чем с использованием просто слов. Визуальный язык заставляет работать оба полушария мозга. А сами картинки могут работать для людей с самам разным уровнем образования, с разным возрастом и разной культурой. Во многих случаях – картинка универсальна и ее поймут почти все. Чего нельзя сказать о словах, в которых всегда сидит значение «между строк». И все равно большинство учебного материала, что в компаниях, что в ВУЗах, предствлено в форме текста (да еще и иногда и текст такой, что нужно уже быть кандидатом наук, чтобы его понять). А визуальные образы стимулируют учебный процесс, потому что богатство всей картины происходящего можно охватить одним взглядом.

Изучая различные книги и делая собственные наблюдения, я пришла к выводу, что картинки могут делать чудеса, когда нам нужно:



  • Сформировать более глубокое понимание предмета;
  • Поделиться результами динамичной встречи с коллегами;
  • Показать полную картину происходящего в компании или в подразделении;
  • Улучшить процесс принятия решений;
  • Представить новую инициативу всей организации (!);
  • Ускорить внедрение изменений (!);
  • Помочь людям увидеть свою роль в процессе (!).

К чему тут восклицательные знаки? Да ведь дело в том, что именно для решения этих задач внедрение e-learning считается наиболее оправданным и эффективным. Именно нововведения, изменения и понимание своей роли и ответственности требуют дополнительного обучения. Мы готовим своих сотрудников, помогаем им разобраться в новых процессах, стараемся, чтобы все наши ключевые изменения прошли быстро и успешно. Для этого мы чаще всего готовим электронные курсы. А что в них? Текст. И, зачастую, ничего кроме него. А теперь давайте посмотрим на текст с точки зрения его восприятия. Журнал с телевизионной программой понять в состоянии все, кто умеет читать. Журнал по бухучету поймут только те, кто в этом разбирается, хотя бы немного. А сколько у нас целевых групп в крупной компании? И всем им нужно донести информацию о том, что что-то меняется, внедряется, убирается и т.д. Но ведь и уровень образования, и сферы личных и профессиональных интересов у них совершенно разные. А возможности сделать один и тот же курс в 5 вариантах, с разной сложностью и детальностью информации у нас нет. Моэет быть и есть, но это долго и дорого, и не все хотят идти на такие затраты.


Именно поэтому и получило свое развитие новое направление в представлении материала – визуальные концепции. Формирование визуальной концепции по мнению компании XPLANE заключается в следующем (кстати, в слогане компании говорится, что она думает графически):

  • Видеть что-то с новой перспективы;
  • Смотреть на отношения и нелинейные связи;
  • Представлять и делать прототипы новых идей;
  • Документирование процесса принятия решения группой;
  • Сокращение времени, за которое слушатели говорят: «Да, теперь я вижу!».

По мнению основателя этой компании использование визуальных образов и концепций время практически любой встречи может сократить на 24%. Если посмотреть на это с точки зрения обучения, то информация предстваленная в виде графических элементов будет запоминаться быстрее, а значит и времени на обучение нужно будет меньше. Значит – меньший отрыв от работы, больше выполнено. В курсах, в которых много графических элементов, успеваемость лучше – количество успешно пройденных тестов растет с 45% до 64%.


Конечно, картинки, которые могут помочь так серьезно улучшить восприятие информации, это не просто иллюстрации (хотя и они тоже помогают запоминать). Это целые произведения искусства, которые наглядно показывают процессы, участников, документы и ситуацию. Сегодня очень многие американские компании стали использовать визуальные концепции для популяризации своих планов и миссий среди сотрудников. Я видела несколько таких примеров (один, «Зачем мне нужна CRM», есть в это посте). Очень наглядно и понятно, можно быстро сообразить о чем идет речь, а обилие деталей подталкивает к более внимательному изучению.


Об этом направлении стоит очень серьезно задуматься при создании интерактивных курсов. Ведь такие картинки в e-learning могут быть и активными, можно будет нажимать, пробовать, перемещать и строить самому. Одна такая картинка может быть более эффективной, чем 1000 слов.