К основному контенту

Про букварь или обучение в картинках

Так получается, букварь – это самый эффективный учебник. Ведь там каждый объект знаний, то есть буква, сопровождается графикой. А ведь мы учимся почти в два раза эффективнее с использованием слов и графики, чем с использованием просто слов. Визуальный язык заставляет работать оба полушария мозга. А сами картинки могут работать для людей с самам разным уровнем образования, с разным возрастом и разной культурой. Во многих случаях – картинка универсальна и ее поймут почти все. Чего нельзя сказать о словах, в которых всегда сидит значение «между строк». И все равно большинство учебного материала, что в компаниях, что в ВУЗах, предствлено в форме текста (да еще и иногда и текст такой, что нужно уже быть кандидатом наук, чтобы его понять). А визуальные образы стимулируют учебный процесс, потому что богатство всей картины происходящего можно охватить одним взглядом.

Изучая различные книги и делая собственные наблюдения, я пришла к выводу, что картинки могут делать чудеса, когда нам нужно:



  • Сформировать более глубокое понимание предмета;
  • Поделиться результами динамичной встречи с коллегами;
  • Показать полную картину происходящего в компании или в подразделении;
  • Улучшить процесс принятия решений;
  • Представить новую инициативу всей организации (!);
  • Ускорить внедрение изменений (!);
  • Помочь людям увидеть свою роль в процессе (!).

К чему тут восклицательные знаки? Да ведь дело в том, что именно для решения этих задач внедрение e-learning считается наиболее оправданным и эффективным. Именно нововведения, изменения и понимание своей роли и ответственности требуют дополнительного обучения. Мы готовим своих сотрудников, помогаем им разобраться в новых процессах, стараемся, чтобы все наши ключевые изменения прошли быстро и успешно. Для этого мы чаще всего готовим электронные курсы. А что в них? Текст. И, зачастую, ничего кроме него. А теперь давайте посмотрим на текст с точки зрения его восприятия. Журнал с телевизионной программой понять в состоянии все, кто умеет читать. Журнал по бухучету поймут только те, кто в этом разбирается, хотя бы немного. А сколько у нас целевых групп в крупной компании? И всем им нужно донести информацию о том, что что-то меняется, внедряется, убирается и т.д. Но ведь и уровень образования, и сферы личных и профессиональных интересов у них совершенно разные. А возможности сделать один и тот же курс в 5 вариантах, с разной сложностью и детальностью информации у нас нет. Моэет быть и есть, но это долго и дорого, и не все хотят идти на такие затраты.


Именно поэтому и получило свое развитие новое направление в представлении материала – визуальные концепции. Формирование визуальной концепции по мнению компании XPLANE заключается в следующем (кстати, в слогане компании говорится, что она думает графически):

  • Видеть что-то с новой перспективы;
  • Смотреть на отношения и нелинейные связи;
  • Представлять и делать прототипы новых идей;
  • Документирование процесса принятия решения группой;
  • Сокращение времени, за которое слушатели говорят: «Да, теперь я вижу!».

По мнению основателя этой компании использование визуальных образов и концепций время практически любой встречи может сократить на 24%. Если посмотреть на это с точки зрения обучения, то информация предстваленная в виде графических элементов будет запоминаться быстрее, а значит и времени на обучение нужно будет меньше. Значит – меньший отрыв от работы, больше выполнено. В курсах, в которых много графических элементов, успеваемость лучше – количество успешно пройденных тестов растет с 45% до 64%.


Конечно, картинки, которые могут помочь так серьезно улучшить восприятие информации, это не просто иллюстрации (хотя и они тоже помогают запоминать). Это целые произведения искусства, которые наглядно показывают процессы, участников, документы и ситуацию. Сегодня очень многие американские компании стали использовать визуальные концепции для популяризации своих планов и миссий среди сотрудников. Я видела несколько таких примеров (один, «Зачем мне нужна CRM», есть в это посте). Очень наглядно и понятно, можно быстро сообразить о чем идет речь, а обилие деталей подталкивает к более внимательному изучению.


Об этом направлении стоит очень серьезно задуматься при создании интерактивных курсов. Ведь такие картинки в e-learning могут быть и активными, можно будет нажимать, пробовать, перемещать и строить самому. Одна такая картинка может быть более эффективной, чем 1000 слов.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Как использовать Телеграм в обучении?

На прошлой неделе с коллегами по e-learning провели очень интересный диалог о том, как можно использовать мессенджеры для обучения. Проводили диалог в чате, в Телеграме, а потому многие выводы получены на практике, особенно про удобство использования. Начну с удобства. Телеграм и все его аналоги - это удобно и неудобно одновременно. Для комфортной работы нужно несколько установок: От участника обсуждения не требуется моментальной реакции на все сообщения;  Я, как участник, не пытаюсь на все ответить сразу.  В противном случае начинает глаз дергаться от попытки все время читать и отвечать, совмещая общение с другими делами. У общения должна быть тема. Как мне кажется, тут может быть несколько вариантов:  есть тема для чата (например, как у нас была про использование телеграма) и чат такой доступен в течении дня. Есть вопросы для обсуждения, есть задача для решения и все над ней работают.  справочный чат: тут участников может быть много, все спрашив...

Как определить длительность электронного курса?

Очень часто возникает вопрос длительности курса, причем посчитать его нужно не только в слайдах, но и в минутах. Это может потребоваться для тендера (чтобы сравнивать предложения), для расчета времени отвлечения сотрудника от работы и еще для описания самого курса, чтобы сказать слушателю, сколько нужно будет запланировать времени, чтобы пройти курс.  Конечно, посчитать реальную длительность обучения почти невозможно - процесс восприятия информации очень индивидуален. Кто-то может быстро все просканировать и выбрать нужное, кто-то - будет долго и внимательно изучать материалы, а результат будет аналогичный. Но задача такая возникает и есть несколько подходов к расчетам.  1. Как понять, сколько получится слайдов курса из 1ого текстового документа?  В среднем на 1м текстовом слайде/экране нормально помещается 800 знаков текста с пробелами. Если на экране будет что-то кроме текста, то скорее всего больше 500 знаков точно не влезет. В итоге получаем на 1 страницу ...

Как написать концепцию электронного курса?

Разработка курса начинается с создания концепции. То есть с описание того, каким именно будет тот курс, который мы хотим получить в итоге. Я делаю короткий, не больше 1 страницы текста документ, с текстовым описанием идеи. Иногда на один курс создается несколько концепций, каждая со своим уклоном и своими идеями. Самое главное - это очень простой и очень понятный текст, который четко дает понять, что именно будет в итоге, как его будут изучать и что в нем слушатель сможет делать. Какая информация вам потребуется для создания концепции? Какой именно курс создается? - И это не только название курса, но перечень вопросов, на которые он должен ответить. Кто будет проходить курс? - Это описание целевой аудитории, включая пол, возраст, опыт работы, опыт обучения.  Почему этот курс нужно будет проходить? - В чем проблема сейчас? Почему без курса нельзя работать? Что должно быть в итоге? - Что человек должен уметь делать после того, как он курс изучит?  Как делается то, что н...