Изучая различные книги и делая собственные наблюдения, я пришла к выводу, что картинки могут делать чудеса, когда нам нужно:
- Сформировать более глубокое понимание предмета;
- Поделиться результами динамичной встречи с коллегами;
- Показать полную картину происходящего в компании или в подразделении;
- Улучшить процесс принятия решений;
- Представить новую инициативу всей организации (!);
- Ускорить внедрение изменений (!);
- Помочь людям увидеть свою роль в процессе (!).
К чему тут восклицательные знаки? Да ведь дело в том, что именно для решения этих задач внедрение e-learning считается наиболее оправданным и эффективным. Именно нововведения, изменения и понимание своей роли и ответственности требуют дополнительного обучения. Мы готовим своих сотрудников, помогаем им разобраться в новых процессах, стараемся, чтобы все наши ключевые изменения прошли быстро и успешно. Для этого мы чаще всего готовим электронные курсы. А что в них? Текст. И, зачастую, ничего кроме него. А теперь давайте посмотрим на текст с точки зрения его восприятия. Журнал с телевизионной программой понять в состоянии все, кто умеет читать. Журнал по бухучету поймут только те, кто в этом разбирается, хотя бы немного. А сколько у нас целевых групп в крупной компании? И всем им нужно донести информацию о том, что что-то меняется, внедряется, убирается и т.д. Но ведь и уровень образования, и сферы личных и профессиональных интересов у них совершенно разные. А возможности сделать один и тот же курс в 5 вариантах, с разной сложностью и детальностью информации у нас нет. Моэет быть и есть, но это долго и дорого, и не все хотят идти на такие затраты.
Именно поэтому и получило свое развитие новое направление в представлении материала – визуальные концепции. Формирование визуальной концепции по мнению компании XPLANE заключается в следующем (кстати, в слогане компании говорится, что она думает графически):
- Видеть что-то с новой перспективы;
- Смотреть на отношения и нелинейные связи;
- Представлять и делать прототипы новых идей;
- Документирование процесса принятия решения группой;
- Сокращение времени, за которое слушатели говорят: «Да, теперь я вижу!».
По мнению основателя этой компании использование визуальных образов и концепций время практически любой встречи может сократить на 24%. Если посмотреть на это с точки зрения обучения, то информация предстваленная в виде графических элементов будет запоминаться быстрее, а значит и времени на обучение нужно будет меньше. Значит – меньший отрыв от работы, больше выполнено. В курсах, в которых много графических элементов, успеваемость лучше – количество успешно пройденных тестов растет с 45% до 64%.
Конечно, картинки, которые могут помочь так серьезно улучшить восприятие информации, это не просто иллюстрации (хотя и они тоже помогают запоминать). Это целые произведения искусства, которые наглядно показывают процессы, участников, документы и ситуацию. Сегодня очень многие американские компании стали использовать визуальные концепции для популяризации своих планов и миссий среди сотрудников. Я видела несколько таких примеров (один, «Зачем мне нужна CRM», есть в это посте). Очень наглядно и понятно, можно быстро сообразить о чем идет речь, а обилие деталей подталкивает к более внимательному изучению.
Об этом направлении стоит очень серьезно задуматься при создании интерактивных курсов. Ведь такие картинки в e-learning могут быть и активными, можно будет нажимать, пробовать, перемещать и строить самому. Одна такая картинка может быть более эффективной, чем 1000 слов.
Комментарии