К основному контенту

Курсы, которые можно понять

Чего мы больше хотим? Чтобы наши слушатели запомнили материалы курса или чтобы у них появились новые идеи и мысли? Что важнее – хорошо пройденные тесты или новые проекты, которые предложать только что прошедшие обучение сотрудники? Очевидно, что подавляющее большинство хочет, чтобы обучение помогло не запомнить, а усвоить полученную информацию и научить ее использовать в самых различных ситуациях.

Конечно, любой подготовленный нами учебный материал может не вызвать интереса у слушателя, и он просто аккуратно изучит все экраны курса, выполнит практические задания и забудет все, то, что он прочитал и изучил. Но совершенно точно есть варианты того, как можно помочь слушателю не просто прощелкивать курс, а именно понимать, что там изложено, зачем он нужен и как можно использовать новые знания в ежедневной практике.

Итак, что же можно сделать?

Поставить четкие и понятные учебные цели. Я наверно уже 100 раз про это писала, но не побоюсь повторяться, потому что именно четко поставленные цели обучения помогают человеку понять, зачем обучение нужно. А если еще прибавать тот факт, что в корпоративном обучении мы заставляем людей проходить выбранное нами обучение, то лучше, чтобы им было четко понятна цель нового занятия уже с первых минут обучения.

Определите, что покажет вам, что слушатели поняли и усвоили материал. Как вы поймете, что слушатели достигли тех целей, которые вы поставили перед ними? Как будет понятно, что они просто все запомнили, а именно поняли материал? Для различных типов учебного материала проверка понимания будет разной, но во всех случаях проверкой будет нешаблонная практика. Т.е. тесты – это хорошо, но проверить понимание материала ими трудно. А вот практические задания, тренажеры и прочие, которые позволяют эмитировать ситуации, пробовать себя в самых разных условиях позволяют проверить именно понимание. Человек попробует применить изученное на практике и тогда будет видно, а понимает ли он суть вопроса. И ситуации эти не должны копировать примеры из основного материала курса, они должны позволять действовать в новых условиях, пробовать себя и обязательно ошибаться.

Стройте курс так, чтобы одновременно передавать информацию И формировать новый опыт. Опять вопрос практики. Если мы не даем возможность получить опыт в процессе обучения, иначе приступая к работе, пробы и ошибки будут делаться прямо на реальных процессах. Это может принести много потерь.

Дайте слушателям возможность высказывать свое мнение о полученной информации. Через электронный курс очень просто передавать факты, концепции, процессы и прочее. Но нам нужно, чтобы слушатели могли их не только запомнить, но и использовать. Нужно дать возможность обсуждать изученное и совместно с коллегами думать о том, как использовать то, что они только что прочитали, увидели или услышали.

Создайте возможность для исследования. Каждый человек в душе искатель приключений и исследователь. Мы все радуемся, когда получается самим что-то познать, найти, связь одно с другим. В процессе обучения небольшая загадка никогда не помешает. Слушателям будет интересно самим узнать что-то дополнительное, что-то новое, что-то, чего нет в курсе. И это будет мотивировать слушателей и помогать ему в освоении и понимании нового материала.

Таким образом, учебные материалы можно сделать так, чтобы они были понятными. Это, конечно, требует немного больше усилий, нежели проектирование простых теоретических курсов. Зато результат не заставит себя ждать!

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Как использовать Телеграм в обучении?

На прошлой неделе с коллегами по e-learning провели очень интересный диалог о том, как можно использовать мессенджеры для обучения. Проводили диалог в чате, в Телеграме, а потому многие выводы получены на практике, особенно про удобство использования. Начну с удобства. Телеграм и все его аналоги - это удобно и неудобно одновременно. Для комфортной работы нужно несколько установок: От участника обсуждения не требуется моментальной реакции на все сообщения;  Я, как участник, не пытаюсь на все ответить сразу.  В противном случае начинает глаз дергаться от попытки все время читать и отвечать, совмещая общение с другими делами. У общения должна быть тема. Как мне кажется, тут может быть несколько вариантов:  есть тема для чата (например, как у нас была про использование телеграма) и чат такой доступен в течении дня. Есть вопросы для обсуждения, есть задача для решения и все над ней работают.  справочный чат: тут участников может быть много, все спрашивают всех (кстати, э

Как обмануть тест?

Создание хорошего теста - задача не менее сложная, чем создание самого курса. В учебных материалах по педагогичскому дизайну этому вопросу уделяется очень много времени. Неверно составленный тест - это потерянное время и создателя и учащегося, а главное - совсем не понятно, действительно ли человек что-то знает или ему просто повезло. Вот несколько способов, как можно обмануть тест. Из этих способов стоит сделать выводы, как не стоит проектировать тесты. 1. Если вы сомневаетесь, выбирайте вариант С. Разработчики тестов часто забывают о перемешивании вариантов. Следующий по популярности - вариант В. 2. Если сомневаетесь - выбираете самый длинный вариант. Опять же дизайнеры часто не могут укоротить правильные ответы, а вот с неправильными у них полная свобода действий. 3. Ответ "Все вышеперечисленное" скорее всего правильный, также как и "Ничего из вышеперечисленного", особенно, если нет очевидно правильных или неправильных. 4. Выбирайте ответы в середине.

Как написать концепцию электронного курса?

Разработка курса начинается с создания концепции. То есть с описание того, каким именно будет тот курс, который мы хотим получить в итоге. Я делаю короткий, не больше 1 страницы текста документ, с текстовым описанием идеи. Иногда на один курс создается несколько концепций, каждая со своим уклоном и своими идеями. Самое главное - это очень простой и очень понятный текст, который четко дает понять, что именно будет в итоге, как его будут изучать и что в нем слушатель сможет делать. Какая информация вам потребуется для создания концепции? Какой именно курс создается? - И это не только название курса, но перечень вопросов, на которые он должен ответить. Кто будет проходить курс? - Это описание целевой аудитории, включая пол, возраст, опыт работы, опыт обучения.  Почему этот курс нужно будет проходить? - В чем проблема сейчас? Почему без курса нельзя работать? Что должно быть в итоге? - Что человек должен уметь делать после того, как он курс изучит?  Как делается то, что нужно дела