Настоящее обучение

За новогодние каникулы удалось освоить книгу Jay Cross "Informal learning". Вопросы неформального обучения меня всегда очень сильно интересовали, так как за время обучения в университете я освоила гораздо меньше, чем в общении с опытными людьми, изучая журналы, газеты, книги и сайты, да и просто наблюдая и делая выводы. Jay Cross о неформальном обучении пишет уже давно и очень часто выступает на эту тему на различных профессиональных мероприятиях. А недавно вышла его книга. В ней собраны все его соображения на тему того, почему обучение и тренинг по заранее подготовленному учебному плану неэффективно, особенно для обучения сотрудников компаний. Один из самых интересных ответов на этот вопрос звучит так: «Для подготовки качественного учебного плана со всеми материалами и заданиями требуется очень много времени, поэтому обучение происходит либо сильно раньше появления потребности в новых знаниях, либо сильно позже. В обоих случаях такое обучение не эффективно».

И еще одна интересная фраза из книги: «За пять минут можно выучить все то, что студент университета запомнит после пяти лет обучения». Может это и преувеличение, но суть понятна.

Если отойти от изучения неформального обучения, то в книге есть очень интересный материал о том, как люди учатся вне зависимости от того как проходит обучение. Итак, люди лучше всего учатся тогда, когда:

  • Понимают, что в учебных материалах есть лично для них и определяют материал полезным;
  • Понимают, что от них ожидается в процессе обучения и после его завершению;
  • Могут общаться с другими людьми;
  • Сталкиваются необходимостью делать выбор;
  • Чувтстуют безопастным показывать то, что они знают и что не знают;
  • Получают информацию для изучения маленькими порциями;
  • Часто получают информацию о прогрессе собственного обучения;
  • Изучают то, что им потребуется в ближайшее время;
  • Получают поддержку от тьютора или наставника;
  • Обучаются с использованием различных средств (дискуссии, тренажеры, практикумы, самостоятельные задания и т.д.);
  • Сталкиваются неопрделенностями чаще, чем с четко определенными понятиями и концепциями;
  • Обучают других;
  • Получают поощрения за маленькие победы в ходе обучения;
  • Могут сделать ошибки и исправить их;
  • Могут пробовать свои навыки множество раз;
  • Самостоятельно оценивают свой прогресс обучения и учитывают извлеченные уроки.

Хочу отметить, что очень много из этого списка может применено при проектировании стратегии электронного обучения, а также при разработке курсов и систем. Очень важно опираться на то, что ложится в основу желания человека получать новые знания и что движет им в ходе обучения.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Бесполезное обучение и почему разработчик курсов вас обманывает?

Интересные и полезные ссылки за неделю

Теории обучения для e-learning