К основному контенту

Настоящее обучение

За новогодние каникулы удалось освоить книгу Jay Cross "Informal learning". Вопросы неформального обучения меня всегда очень сильно интересовали, так как за время обучения в университете я освоила гораздо меньше, чем в общении с опытными людьми, изучая журналы, газеты, книги и сайты, да и просто наблюдая и делая выводы. Jay Cross о неформальном обучении пишет уже давно и очень часто выступает на эту тему на различных профессиональных мероприятиях. А недавно вышла его книга. В ней собраны все его соображения на тему того, почему обучение и тренинг по заранее подготовленному учебному плану неэффективно, особенно для обучения сотрудников компаний. Один из самых интересных ответов на этот вопрос звучит так: «Для подготовки качественного учебного плана со всеми материалами и заданиями требуется очень много времени, поэтому обучение происходит либо сильно раньше появления потребности в новых знаниях, либо сильно позже. В обоих случаях такое обучение не эффективно».

И еще одна интересная фраза из книги: «За пять минут можно выучить все то, что студент университета запомнит после пяти лет обучения». Может это и преувеличение, но суть понятна.

Если отойти от изучения неформального обучения, то в книге есть очень интересный материал о том, как люди учатся вне зависимости от того как проходит обучение. Итак, люди лучше всего учатся тогда, когда:

  • Понимают, что в учебных материалах есть лично для них и определяют материал полезным;
  • Понимают, что от них ожидается в процессе обучения и после его завершению;
  • Могут общаться с другими людьми;
  • Сталкиваются необходимостью делать выбор;
  • Чувтстуют безопастным показывать то, что они знают и что не знают;
  • Получают информацию для изучения маленькими порциями;
  • Часто получают информацию о прогрессе собственного обучения;
  • Изучают то, что им потребуется в ближайшее время;
  • Получают поддержку от тьютора или наставника;
  • Обучаются с использованием различных средств (дискуссии, тренажеры, практикумы, самостоятельные задания и т.д.);
  • Сталкиваются неопрделенностями чаще, чем с четко определенными понятиями и концепциями;
  • Обучают других;
  • Получают поощрения за маленькие победы в ходе обучения;
  • Могут сделать ошибки и исправить их;
  • Могут пробовать свои навыки множество раз;
  • Самостоятельно оценивают свой прогресс обучения и учитывают извлеченные уроки.

Хочу отметить, что очень много из этого списка может применено при проектировании стратегии электронного обучения, а также при разработке курсов и систем. Очень важно опираться на то, что ложится в основу желания человека получать новые знания и что движет им в ходе обучения.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Как использовать Телеграм в обучении?

На прошлой неделе с коллегами по e-learning провели очень интересный диалог о том, как можно использовать мессенджеры для обучения. Проводили диалог в чате, в Телеграме, а потому многие выводы получены на практике, особенно про удобство использования. Начну с удобства. Телеграм и все его аналоги - это удобно и неудобно одновременно. Для комфортной работы нужно несколько установок: От участника обсуждения не требуется моментальной реакции на все сообщения;  Я, как участник, не пытаюсь на все ответить сразу.  В противном случае начинает глаз дергаться от попытки все время читать и отвечать, совмещая общение с другими делами. У общения должна быть тема. Как мне кажется, тут может быть несколько вариантов:  есть тема для чата (например, как у нас была про использование телеграма) и чат такой доступен в течении дня. Есть вопросы для обсуждения, есть задача для решения и все над ней работают.  справочный чат: тут участников может быть много, все спрашивают всех (кстати, э

Как написать концепцию электронного курса?

Разработка курса начинается с создания концепции. То есть с описание того, каким именно будет тот курс, который мы хотим получить в итоге. Я делаю короткий, не больше 1 страницы текста документ, с текстовым описанием идеи. Иногда на один курс создается несколько концепций, каждая со своим уклоном и своими идеями. Самое главное - это очень простой и очень понятный текст, который четко дает понять, что именно будет в итоге, как его будут изучать и что в нем слушатель сможет делать. Какая информация вам потребуется для создания концепции? Какой именно курс создается? - И это не только название курса, но перечень вопросов, на которые он должен ответить. Кто будет проходить курс? - Это описание целевой аудитории, включая пол, возраст, опыт работы, опыт обучения.  Почему этот курс нужно будет проходить? - В чем проблема сейчас? Почему без курса нельзя работать? Что должно быть в итоге? - Что человек должен уметь делать после того, как он курс изучит?  Как делается то, что нужно дела

mLearning

В последнее время в московских пробках все чаще посещает мысль о том, насколько полезен в нашей жизни коммуникатор или карманный компьютер: можно проверить почту, можно поискать что-то, можно общаться с коллегами. Я бы с удовольствием использовала своего мобильного помощника для получения новых знаний. И, что немало важно, уже есть такие возможности – обучение через интернет. Сегодня эти инициативы есть только за границей, но уже накопленный опыт стоит изучить, чтобы быстро перейти на новую ступень использования современных технологий. Как ни странно, сегодня самым популярным мобильным обучением является обучение парикмахеров. Это и действительно очень удобно – можно быстро посмотреть свойства краски, время, за которое она действует, различные приемы и методы моделирования. Пример такого обучения можно найти здесь . Эти мобильные объекты созданы Великобритании, университетом Манчестера. Их можно изучать как при помощи телефона, так и при помощи iPod Video. Естественно, что основателями