За новогодние каникулы удалось освоить книгу Jay Cross "Informal learning". Вопросы неформального обучения меня всегда очень сильно интересовали, так как за время обучения в университете я освоила гораздо меньше, чем в общении с опытными людьми, изучая журналы, газеты, книги и сайты, да и просто наблюдая и делая выводы. Jay Cross о неформальном обучении пишет уже давно и очень часто выступает на эту тему на различных профессиональных мероприятиях. А недавно вышла его книга. В ней собраны все его соображения на тему того, почему обучение и тренинг по заранее подготовленному учебному плану неэффективно, особенно для обучения сотрудников компаний. Один из самых интересных ответов на этот вопрос звучит так: «Для подготовки качественного учебного плана со всеми материалами и заданиями требуется очень много времени, поэтому обучение происходит либо сильно раньше появления потребности в новых знаниях, либо сильно позже. В обоих случаях такое обучение не эффективно».
И еще одна интересная фраза из книги: «За пять минут можно выучить все то, что студент университета запомнит после пяти лет обучения». Может это и преувеличение, но суть понятна.
Если отойти от изучения неформального обучения, то в книге есть очень интересный материал о том, как люди учатся вне зависимости от того как проходит обучение. Итак, люди лучше всего учатся тогда, когда:
- Понимают, что в учебных материалах есть лично для них и определяют материал полезным;
- Понимают, что от них ожидается в процессе обучения и после его завершению;
- Могут общаться с другими людьми;
- Сталкиваются необходимостью делать выбор;
- Чувтстуют безопастным показывать то, что они знают и что не знают;
- Получают информацию для изучения маленькими порциями;
- Часто получают информацию о прогрессе собственного обучения;
- Изучают то, что им потребуется в ближайшее время;
- Получают поддержку от тьютора или наставника;
- Обучаются с использованием различных средств (дискуссии, тренажеры, практикумы, самостоятельные задания и т.д.);
- Сталкиваются неопрделенностями чаще, чем с четко определенными понятиями и концепциями;
- Обучают других;
- Получают поощрения за маленькие победы в ходе обучения;
- Могут сделать ошибки и исправить их;
- Могут пробовать свои навыки множество раз;
- Самостоятельно оценивают свой прогресс обучения и учитывают извлеченные уроки.
Хочу отметить, что очень много из этого списка может применено при проектировании стратегии электронного обучения, а также при разработке курсов и систем. Очень важно опираться на то, что ложится в основу желания человека получать новые знания и что движет им в ходе обучения.
Комментарии