К основному контенту

Вижу цель!

«Никто не читает цели курса!» - как часто такую фразу приходится слушать от сотрудников департаментов обучения. Очень многие и очень часто сетуют на то, что сотрудники не помнят для чего они проходят курс. Они просто прощелкивают его до конца, быстро кое-как сдают тест и спокойно забывают о том, что было написано в курсе. И специалисты по обучению стараются усложнить тесты, делать специальные мероприятия по контролю знаний или сдаются, приходя к выводу о том, что на очном тренинге хоть что-то остается в голове сотрудников.

Но мы очень часто забываем, что на желание изучать что-то влияет и содержание материала. Особенно то, что мы видим на самых первых слайдах, ведь именно они привлекают людей, вызывая любопытство и интерес, или, наоборот, отталкивают строгим, сухим текстом.

А что мы видим на самых первых слайдах? Описание курса и цели и задачи его изучения. Да-да, именно эти несколько предложений и фраз во многом отвечают за успех всего курса. Иногда я читаю цели и задачи университетских курсов и понимаю, что только желание получить диплом и не вылететь из учебного заведения заставляют студентов продолжать изучение предлагаемого материала после прочтения целей его изучения. Не только ничего не понятно, но и не интересно. Я не хочу сказать, что так происходит во всех курсах, но явление это распространенное.

Отголоски такого стиля написания целей и задач обучения можно наблюдать и в корпоративном секторе. А тут все сложнее, ведь человек должен учиться самостоятельно, должен понимать, зачем он использует свое драгоценное время именно на это занятие. Если у нас есть желание заставить наших слушателей сидеть перед экраном и внимательно изучать курс, то стоит немного поколдовать над этими небольшими фрагментами курса, что бы не потерять интерес тех, для кого он предназначен.

Итак, один небольшой урок практической магии от Cathy Moore, очень хорошего специалиста по педагогическому дизайну.



Представьте себе, что в начале курса по работе с клиентами вы видите следующий текст:

«Данный курс разработан, чтобы дать слушателям возможность:

  • Описать, как интонация влияет на отношения с клиентами;
  • Понимать важность положительно влияющего отношения клиентов;
  • Описать 5 этапов модели трансформации отношения клиентов «Недоволен-Доволен»;
  • Выделить техники психологического воздействия, которые можно использовать для улучшения восприятия клиентом негативной информации.»
Какие у вас ощущения? Хочется продолжать обучение?



Теперь давайте попробуем немного другой вариант.

«Этот курс поможет вам:

  • Использовать интонацию своего голоса для построения отношений с клиентами;
  • Создавать положительное впечатление;
  • Превращать недовольного клиента в довольного;
  • Говорить клиентам плохие новости так, чтобы они легко воспринимались.»

Какой вариант вас заинтересовал больше? Если продавец в своей работе действительно работает с клиентами, то ему врядли необходимо описывать модели работы с клиентами и выделять псилогические техники. Ему нужно их использовать, каждый день, с каждым клиентом. Как мне кажется, второй вариант все же понятнее в этом случае.

Теперь самый главный секрет – что произошло с текстом первого варианта для того, чтобы он стал вторым вариантом?

  • Мы заговорили напрямую со слушателем («… поможет вам…»)
  • Мы превратили абстрактные концепции в реальные ситуации, которые волнуют слушателя
  • Мы сделали ударение на навыки, которые позволят сделать работу слушателя более приятно, вместо знаний, которые важны только автору курса
  • Мы изменили глаголы типа «Я это знаю» (понимать, описать) на глаголы типа «Я могу изменить мир» (создавать, превращать)

Сама модель из пяти этапов может вполне остаться внутри курса, только если цели изучения будут переработаны, слушатель будет понимать, зачем она ему нужна. А самое главное, он все-таки дойдет до того места, где про нее рассказывают. Вывод простой, колодовать нужно так, чтобы цели курса показали слушателю, что его изучение сделает его работу более простой и приятной!

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Как использовать Телеграм в обучении?

На прошлой неделе с коллегами по e-learning провели очень интересный диалог о том, как можно использовать мессенджеры для обучения. Проводили диалог в чате, в Телеграме, а потому многие выводы получены на практике, особенно про удобство использования.

Начну с удобства. Телеграм и все его аналоги - это удобно и неудобно одновременно. Для комфортной работы нужно несколько установок:

От участника обсуждения не требуется моментальной реакции на все сообщения; Я, как участник, не пытаюсь на все ответить сразу.  В противном случае начинает глаз дергаться от попытки все время читать и отвечать, совмещая общение с другими делами.
У общения должна быть тема. Как мне кажется, тут может быть несколько вариантов:  есть тема для чата (например, как у нас была про использование телеграма) и чат такой доступен в течении дня. Есть вопросы для обсуждения, есть задача для решения и все над ней работают. справочный чат: тут участников может быть много, все спрашивают всех (кстати, это сильно напоминает ч…

Как обмануть тест?

Создание хорошего теста - задача не менее сложная, чем создание самого курса. В учебных материалах по педагогичскому дизайну этому вопросу уделяется очень много времени. Неверно составленный тест - это потерянное время и создателя и учащегося, а главное - совсем не понятно, действительно ли человек что-то знает или ему просто повезло.

Вот несколько способов, как можно обмануть тест. Из этих способов стоит сделать выводы, как не стоит проектировать тесты.

1. Если вы сомневаетесь, выбирайте вариант С. Разработчики тестов часто забывают о перемешивании вариантов. Следующий по популярности - вариант В.
2. Если сомневаетесь - выбираете самый длинный вариант. Опять же дизайнеры часто не могут укоротить правильные ответы, а вот с неправильными у них полная свобода действий.
3. Ответ "Все вышеперечисленное" скорее всего правильный, также как и "Ничего из вышеперечисленного", особенно, если нет очевидно правильных или неправильных.
4. Выбирайте ответы в середине. Многие…

Трендов не будет. Будут выводы.

Было время, когда в декабре и январе я старалась отловить все тренды нашей области. От экспертов, от пользователей. Потом обязательно писала сама, по мотивам и по собственным ощущениям. В какой-то момент остались только свои мысли, потому что в очередной раз говорить про геймификацию, мобильное, дополненную и все остальное - скучно. В этом году трендов вообще не будет. Будут выводы, потому что именно выводы, из реальной практики и наблюдений, могут дать нужное направление для размышлений и развития.

Вывод #1. Обучение - это все-таки процесс. 
Формат имеет значение, но это не главное. Может быть и увлекательно и скучно, и мобильно и очень даже стационарно. Главное - чтобы было долго. Точно больше одного раза. Поведение не меняется по щелчку пальцев, от одного курса на 40 минут, от одного тренинга на 1 день. Единственный результат, который нам нужен - изменение поведения. И еще изменение ментальной модели и установок. По сути - слушатели должны начать делать иначе и думать иначе (что сн…