К основному контенту

Сказка ложь, да в ней намек, или клей для e-learning

Привлекательное название семинара на конференции Learning 2007, привлекательное для меня как для человека, старающегося сделать из текста нечто интересное и эффективное в плане обучения. Название звучит как «Истории – Ух ты! Сделайте так, чтобы обучение приклеивалось».

Тренеры вызвали симпатию и уважение, сразу после того, как начали рассказывать. Первой фразой было – «Мы не хотим , чтобы вы ушли отсюда, зная что мы вам должны были сказать. Мы хотим, чтобы вы знали, что вы услышали».

Итак, почему истории стоит использовать:
Истории

  • Помогают лучше запомнить
  • Вовлекают обучающегося
  • Делают обучение более глубоким, наталкивают на самостоятельное размышление
  • Формируют связи с событиями из жизни
  • Предлагают знания вместо информации
  • Вызывают эмоции

Кстати, stick это клеить, приклеивать. Помните, есть такое слово «стикеры» - наклейки, которые прячут в пачку с детской жевательной резинкой. Отклеить это творение от холодильника почти невозможно. Вот авторам семинара, как и мне, очень хочется, чтобы обучение надолго приклеивалось к слушателям. Одним из инструментов они считают истории.

В качестве примера была приведена ситуация. Как превратить скучную историю о медицинском аппарате в историю, которая приклеится и заставит думать и действовать. Тренеры провели параллель – сначала рассказали просто теорию о работе этого аппарата, затем сделали из этой теории историю. Все оказалось достаточно просто. История началась с мед работника, который лечил ребенка, в процессе лечения понадобился тот самый аппарат, и вот – деликатно так в историю включается теория использования этим аппаратом, врач его с помощью него лечит ребенка, ребенок в итоге здоров и … жили они долго и счастливо. Вот так незатейливо скучная теория превращается в интересную историю, которая вовлекает нас и так ненавязчиво преподносит нам внутри себя нужные знания.

Итак, тренеры настаивают, что если в обучение привлекать истории, то обучение станет по-настоящему интересным и более эффективным. А вот какие подходы были предложены для создания историй.

Клейкие истории от А до Я (или по-английски ABC подходы для создания клейких историй)
A
ction – C чего все начинается?
Background – Описание ситуации/предыстория
Conflict – Что особенное должно произойти?
Development – Что происходит и кто участники?
End – Что можно взять с собой («знания на вынос»)

Чеклист для клейких историй:
Итак, история должна быть:

  • Простой
  • Интересной
  • Конкретной
  • Правдоподобной
  • Эмоциональной
  • Ориентированной на действие, экспериментальной

Истории хороши тем, что вызывают ассоциации в нашей памяти, связываются с чем-то уже знакомым и известным для нас. А также это конечно превосходный инструмент из жизни – ведь истории как сплетни – услышал, запомнил, передал другому.
Ложка дёгтя. По окончании семинара нашлось несколько персон, кто сказал, что с помощью историй получается затянуто и неконкретно, что истории это скучно в обучении и что лучше просто теория. А вы как думаете?

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Как использовать Телеграм в обучении?

На прошлой неделе с коллегами по e-learning провели очень интересный диалог о том, как можно использовать мессенджеры для обучения. Проводили диалог в чате, в Телеграме, а потому многие выводы получены на практике, особенно про удобство использования. Начну с удобства. Телеграм и все его аналоги - это удобно и неудобно одновременно. Для комфортной работы нужно несколько установок: От участника обсуждения не требуется моментальной реакции на все сообщения;  Я, как участник, не пытаюсь на все ответить сразу.  В противном случае начинает глаз дергаться от попытки все время читать и отвечать, совмещая общение с другими делами. У общения должна быть тема. Как мне кажется, тут может быть несколько вариантов:  есть тема для чата (например, как у нас была про использование телеграма) и чат такой доступен в течении дня. Есть вопросы для обсуждения, есть задача для решения и все над ней работают.  справочный чат: тут участников может быть много, все спрашивают всех (кстати, э

Как обмануть тест?

Создание хорошего теста - задача не менее сложная, чем создание самого курса. В учебных материалах по педагогичскому дизайну этому вопросу уделяется очень много времени. Неверно составленный тест - это потерянное время и создателя и учащегося, а главное - совсем не понятно, действительно ли человек что-то знает или ему просто повезло. Вот несколько способов, как можно обмануть тест. Из этих способов стоит сделать выводы, как не стоит проектировать тесты. 1. Если вы сомневаетесь, выбирайте вариант С. Разработчики тестов часто забывают о перемешивании вариантов. Следующий по популярности - вариант В. 2. Если сомневаетесь - выбираете самый длинный вариант. Опять же дизайнеры часто не могут укоротить правильные ответы, а вот с неправильными у них полная свобода действий. 3. Ответ "Все вышеперечисленное" скорее всего правильный, также как и "Ничего из вышеперечисленного", особенно, если нет очевидно правильных или неправильных. 4. Выбирайте ответы в середине.

Как написать концепцию электронного курса?

Разработка курса начинается с создания концепции. То есть с описание того, каким именно будет тот курс, который мы хотим получить в итоге. Я делаю короткий, не больше 1 страницы текста документ, с текстовым описанием идеи. Иногда на один курс создается несколько концепций, каждая со своим уклоном и своими идеями. Самое главное - это очень простой и очень понятный текст, который четко дает понять, что именно будет в итоге, как его будут изучать и что в нем слушатель сможет делать. Какая информация вам потребуется для создания концепции? Какой именно курс создается? - И это не только название курса, но перечень вопросов, на которые он должен ответить. Кто будет проходить курс? - Это описание целевой аудитории, включая пол, возраст, опыт работы, опыт обучения.  Почему этот курс нужно будет проходить? - В чем проблема сейчас? Почему без курса нельзя работать? Что должно быть в итоге? - Что человек должен уметь делать после того, как он курс изучит?  Как делается то, что нужно дела