К основному контенту

Незабываемй опыт обучения

Мы так стараемся при разработке e-learning курсов и проектировании e-learning систем, вкладываем все наши знания, консультируемся с экспертами. Однако, как сделать так, чтобы наши слушатели действительно запомнили то, что они изучили? Ведь даже пройденный на 100% тест не гарантирует, что через пару дней, а тем более через месяц, человек вспомнит то, что было в курсе, и сможет это применить.

Чтобы разрабатывать курсы, которые будут запоминаться стоит обратиться к теории познавательного (когнитивного) обучения. Суть познавательного обучения заключается в использовании уже имеющихся знаний для освоения нового материала. Это также загрузка рабочей (оперативной) памяти для решения задач. Если мы с вами учим людей взрослых, то нужно помнить, что Knowlers в своих работах полностью приспособил теорию познавательного обучения к обучению взрослых людей и сказал, что лучше взрослые учатся, когда новые знания являются развитием уже имеющихся.
У человека в тесном взаимодействии работает два типа памяти:

  • Рабочая память (оперативная) – здесь храниться все то, что нам нужно сейчас для выполнения конкретной рабочей задачи. Как только задача выполнена, мы можем многое забыть. Все наше активное мышление происходит в рабочей памяти.
  • Долгосрочная память – здесь храниться все, что мы знаем. Когда в учебном процессе мы связываем то, что мы знаем с чем-то новым, мы постоянно связываем рабочую и долгосрочную память, и они работают в тесном контакте. Но для такого взаимодействия, связь между ранее изученным и новым должна быть для нас очевидна.

При построении e-learning курса нам важно, чтобы слушатель задействовал обе памяти и начал решать новую задачу с использованием уже имеющихся знаний. В процессе мы будем предоставлять ему новые знания, которые свяжутся у него в единое целое с тем, что уже есть в голове.


Как разработать курс так, чтобы весь этот сложный процесс человеческого мозга начал работать?
1. Нужно разбить весь материал на маленькие части. Маленькие части лучше воспринимаются рабочей памятью и человеку не трудно удержать в голове новую информацию.
2. Нужно строить курс с учетом знаний, которые уже есть у пользователя. Таким образом, знания маленькими кусочками будут попадать в рабочую память, при анализе мозг человека будет распознавать связь с уже имеющимися знаниями, и будет выстраивать связь, которая и есть обучение.
3. Нужно обеспечить реальный контекст обучения. Чем проще слушателю представить, в какой ситуации происходит то или иное явление, тем проще ему применить знания на практики. В курсе нужно обязательно делать примеры, упражнения, эмуляции и тренажеры, которые позволят попробовать себя в реальных условия выполнения определенного процесса.

Сам по себе курс должен быть решением определенной задачи, только тогда получится полностью привлечь внимание слушателя и заставит его мозг активно работать. Следующий пост будет как раз про разработку активных курсов, с примерами!

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Как использовать Телеграм в обучении?

На прошлой неделе с коллегами по e-learning провели очень интересный диалог о том, как можно использовать мессенджеры для обучения. Проводили диалог в чате, в Телеграме, а потому многие выводы получены на практике, особенно про удобство использования. Начну с удобства. Телеграм и все его аналоги - это удобно и неудобно одновременно. Для комфортной работы нужно несколько установок: От участника обсуждения не требуется моментальной реакции на все сообщения;  Я, как участник, не пытаюсь на все ответить сразу.  В противном случае начинает глаз дергаться от попытки все время читать и отвечать, совмещая общение с другими делами. У общения должна быть тема. Как мне кажется, тут может быть несколько вариантов:  есть тема для чата (например, как у нас была про использование телеграма) и чат такой доступен в течении дня. Есть вопросы для обсуждения, есть задача для решения и все над ней работают.  справочный чат: тут участников может быть много, все спрашивают всех (кстати, э

Как написать концепцию электронного курса?

Разработка курса начинается с создания концепции. То есть с описание того, каким именно будет тот курс, который мы хотим получить в итоге. Я делаю короткий, не больше 1 страницы текста документ, с текстовым описанием идеи. Иногда на один курс создается несколько концепций, каждая со своим уклоном и своими идеями. Самое главное - это очень простой и очень понятный текст, который четко дает понять, что именно будет в итоге, как его будут изучать и что в нем слушатель сможет делать. Какая информация вам потребуется для создания концепции? Какой именно курс создается? - И это не только название курса, но перечень вопросов, на которые он должен ответить. Кто будет проходить курс? - Это описание целевой аудитории, включая пол, возраст, опыт работы, опыт обучения.  Почему этот курс нужно будет проходить? - В чем проблема сейчас? Почему без курса нельзя работать? Что должно быть в итоге? - Что человек должен уметь делать после того, как он курс изучит?  Как делается то, что нужно дела

Как определить длительность электронного курса?

Очень часто возникает вопрос длительности курса, причем посчитать его нужно не только в слайдах, но и в минутах. Это может потребоваться для тендера (чтобы сравнивать предложения), для расчета времени отвлечения сотрудника от работы и еще для описания самого курса, чтобы сказать слушателю, сколько нужно будет запланировать времени, чтобы пройти курс.  Конечно, посчитать реальную длительность обучения почти невозможно - процесс восприятия информации очень индивидуален. Кто-то может быстро все просканировать и выбрать нужное, кто-то - будет долго и внимательно изучать материалы, а результат будет аналогичный. Но задача такая возникает и есть несколько подходов к расчетам.  1. Как понять, сколько получится слайдов курса из 1ого текстового документа?  В среднем на 1м текстовом слайде/экране нормально помещается 800 знаков текста с пробелами. Если на экране будет что-то кроме текста, то скорее всего больше 500 знаков точно не влезет. В итоге получаем на 1 страницу текста (около