К основному контенту

Токсичная учебная среда

Сразу хочется отметить, что презентаций на этой конференции не показывают. Если она и есть, то один слайд будет открыт в течение 1,5 часов секции, а докладчик будет работать с аудиторией. Как это работает: вы приходите на секцию, обязательно представляетесь и говорите свой интерес на следующие час-полтора. После этого определяются вопросы, которые будут обсуждаться и все желающие рассказывают о своем опыте, и все вместе ищут ответы на вопросы, новые решения и новые подходы. Ведущий делится своими соображениями, подводит итоги, делает выводы.

Среди тех секций, которые на текущий момент удалось посетить – Риски в обучении и как помочь обучению выжить. Ведущий – Nagel Paine. Этот человек построил систему e-learning в BBC на 20 000 пользователей, а после этого проконсультировал множество компаний по вопросам больших и очень больших e-learning проектов. Я с ним уже пересекалась на конгрессе SCIL в 2005 году и на EDUCA. И всегда он поражал прекрасной техникой презентации и очень интересной информацией, заложенной в выступление. Да и сам по себе он приятный человек с прекрасным чувством юмора.

Какие вопросы были поставлены перед аудиторией и ведущим?

  1. Почему обучение в компании может быть провалиться? Что такое токсичная учебная среда?
  2. Как можно нейтрализовать токсичность и сделать обучение успешным?

Отвечая на первый вопрос, мы совместно пришли к следующим выводам:

  • Некачественная доставка контента создает самую большую проблему, потому что слушатели более не хотят возвращаться к обучению;
  • Обучение в приказном порядке – люди в состоянии стресса, боясь испортить свою карьеру, и пройдя обучение, радуются, что на ближайшие 6 месяцев они свободны;
  • Некачественный дизайн интерфейса – неудобная навигация, неприятные цвета и неграмотное расположение материала отталкивают пользователей от обучения;
  • Перегрузка материалом в условиях ограниченного времени – когда мы просим своих сотрудников пройти большие курсы, и не даем им достаточно времени, они быстро теряются в содержании и проходят курс только с целью успешной сдачи теста (все это в условиях стресса – времени мало, материалов много, тест сложный);
  • Формальные метрики – чем больше формальных метрик (кто и сколько был в системе, кто, сколько страниц смотрел, когда были, с какой скоростью прошли материал), тем менее человеческое лицо у обучения. Измерять нужно вне сомнения, но не все метрики стоит анонсировать;
  • Когда обучение рассматривается как лекарство ото всех болезней – там, где сотрудникам не хватает ресурсов, мы предлагаем пройти курс, предполагая, что они после прохождения смогут сделать все лучше, но и еще в условиях ограниченных ресурсов;
  • Не вовремя – если позже, то обучение через поиск Google решит все основные вопросы и сотрудникам будет уже не интересно, а если раньше, то сотрудники не поймут контекст обучения и не смогут получить всю пользу от обучения;

Подводя итоги по этому вопросу, мы все сошлись во мнении, что главное, чтобы люди понимали контекст обучения, и он был для них актуальным и знакомым. Учитывая, что мы учим людей взрослых, мы постоянно должны помнить, что понимание, зачем нужен курс или программа – самая лучшая мотивация.

Чем можно нейтрализовать токсичность среды?

  • Поддержка руководства компании и руководителей крупных департаментов – это сразу поможет решить вопрос определения контекста обучения, его целей и задач в применение ко всей организации в целом;
  • Формирование привычки обучения и постоянство в организации обучения – чтобы обучение не было стрессом необходимо сделать его частью повседневного процесса работы сотрудников. Помимо снятия стресса, поможет сформировать привычку к регулярному прохождению обучения;
  • Постоянная обратная связь – как отметил Найджел, нужно замолчать и слушать, что нам говорят слушатели и задавать правильные вопросы;
  • Выбор правильного языка для представления текста курсов – если мы пишем материалы шутками, то наши слушатели само обучение могут воспринять, как шутку; если текст слишком академичный, люди могут не найти смысла. Опыт участников дискуссии показал, то чем более профессиональный язык курса, тем больше он нравится сотрудникам;
  • Фундаментальные вопросы для слушателей – отвечая на такие вопросы, слушатели будут искать материалы за пределами курсам, работать с дополнительными источниками, а также сделает их полноценными участниками учебного процесса.

В дискуссии участвовали представители финансовых, медицинских, автомобильных и IT компаний, а также сотрудники нескольких университетов, колледжей и библиотек.

Комментарии

Harakiri написал(а)…
Очень интересно. Я попала на этот блок по ссылкам с ЖЖ, где кто-то из авторов данного блога предложил смотреть материалы по пед дизайну.
Мне это очень интересно. Как можно пообщаться не только задавая комменты в данном блоге?
Elena Tikhomirova написал(а)…
Со мной можно пообщаться по почте - elena.tikh@gmail.com.

Популярные сообщения из этого блога

Как использовать Телеграм в обучении?

На прошлой неделе с коллегами по e-learning провели очень интересный диалог о том, как можно использовать мессенджеры для обучения. Проводили диалог в чате, в Телеграме, а потому многие выводы получены на практике, особенно про удобство использования. Начну с удобства. Телеграм и все его аналоги - это удобно и неудобно одновременно. Для комфортной работы нужно несколько установок: От участника обсуждения не требуется моментальной реакции на все сообщения;  Я, как участник, не пытаюсь на все ответить сразу.  В противном случае начинает глаз дергаться от попытки все время читать и отвечать, совмещая общение с другими делами. У общения должна быть тема. Как мне кажется, тут может быть несколько вариантов:  есть тема для чата (например, как у нас была про использование телеграма) и чат такой доступен в течении дня. Есть вопросы для обсуждения, есть задача для решения и все над ней работают.  справочный чат: тут участников может быть много, все спрашив...

Как определить длительность электронного курса?

Очень часто возникает вопрос длительности курса, причем посчитать его нужно не только в слайдах, но и в минутах. Это может потребоваться для тендера (чтобы сравнивать предложения), для расчета времени отвлечения сотрудника от работы и еще для описания самого курса, чтобы сказать слушателю, сколько нужно будет запланировать времени, чтобы пройти курс.  Конечно, посчитать реальную длительность обучения почти невозможно - процесс восприятия информации очень индивидуален. Кто-то может быстро все просканировать и выбрать нужное, кто-то - будет долго и внимательно изучать материалы, а результат будет аналогичный. Но задача такая возникает и есть несколько подходов к расчетам.  1. Как понять, сколько получится слайдов курса из 1ого текстового документа?  В среднем на 1м текстовом слайде/экране нормально помещается 800 знаков текста с пробелами. Если на экране будет что-то кроме текста, то скорее всего больше 500 знаков точно не влезет. В итоге получаем на 1 страницу ...

Как написать концепцию электронного курса?

Разработка курса начинается с создания концепции. То есть с описание того, каким именно будет тот курс, который мы хотим получить в итоге. Я делаю короткий, не больше 1 страницы текста документ, с текстовым описанием идеи. Иногда на один курс создается несколько концепций, каждая со своим уклоном и своими идеями. Самое главное - это очень простой и очень понятный текст, который четко дает понять, что именно будет в итоге, как его будут изучать и что в нем слушатель сможет делать. Какая информация вам потребуется для создания концепции? Какой именно курс создается? - И это не только название курса, но перечень вопросов, на которые он должен ответить. Кто будет проходить курс? - Это описание целевой аудитории, включая пол, возраст, опыт работы, опыт обучения.  Почему этот курс нужно будет проходить? - В чем проблема сейчас? Почему без курса нельзя работать? Что должно быть в итоге? - Что человек должен уметь делать после того, как он курс изучит?  Как делается то, что н...