К основному контенту

Токсичная учебная среда

Сразу хочется отметить, что презентаций на этой конференции не показывают. Если она и есть, то один слайд будет открыт в течение 1,5 часов секции, а докладчик будет работать с аудиторией. Как это работает: вы приходите на секцию, обязательно представляетесь и говорите свой интерес на следующие час-полтора. После этого определяются вопросы, которые будут обсуждаться и все желающие рассказывают о своем опыте, и все вместе ищут ответы на вопросы, новые решения и новые подходы. Ведущий делится своими соображениями, подводит итоги, делает выводы.

Среди тех секций, которые на текущий момент удалось посетить – Риски в обучении и как помочь обучению выжить. Ведущий – Nagel Paine. Этот человек построил систему e-learning в BBC на 20 000 пользователей, а после этого проконсультировал множество компаний по вопросам больших и очень больших e-learning проектов. Я с ним уже пересекалась на конгрессе SCIL в 2005 году и на EDUCA. И всегда он поражал прекрасной техникой презентации и очень интересной информацией, заложенной в выступление. Да и сам по себе он приятный человек с прекрасным чувством юмора.

Какие вопросы были поставлены перед аудиторией и ведущим?

  1. Почему обучение в компании может быть провалиться? Что такое токсичная учебная среда?
  2. Как можно нейтрализовать токсичность и сделать обучение успешным?

Отвечая на первый вопрос, мы совместно пришли к следующим выводам:

  • Некачественная доставка контента создает самую большую проблему, потому что слушатели более не хотят возвращаться к обучению;
  • Обучение в приказном порядке – люди в состоянии стресса, боясь испортить свою карьеру, и пройдя обучение, радуются, что на ближайшие 6 месяцев они свободны;
  • Некачественный дизайн интерфейса – неудобная навигация, неприятные цвета и неграмотное расположение материала отталкивают пользователей от обучения;
  • Перегрузка материалом в условиях ограниченного времени – когда мы просим своих сотрудников пройти большие курсы, и не даем им достаточно времени, они быстро теряются в содержании и проходят курс только с целью успешной сдачи теста (все это в условиях стресса – времени мало, материалов много, тест сложный);
  • Формальные метрики – чем больше формальных метрик (кто и сколько был в системе, кто, сколько страниц смотрел, когда были, с какой скоростью прошли материал), тем менее человеческое лицо у обучения. Измерять нужно вне сомнения, но не все метрики стоит анонсировать;
  • Когда обучение рассматривается как лекарство ото всех болезней – там, где сотрудникам не хватает ресурсов, мы предлагаем пройти курс, предполагая, что они после прохождения смогут сделать все лучше, но и еще в условиях ограниченных ресурсов;
  • Не вовремя – если позже, то обучение через поиск Google решит все основные вопросы и сотрудникам будет уже не интересно, а если раньше, то сотрудники не поймут контекст обучения и не смогут получить всю пользу от обучения;

Подводя итоги по этому вопросу, мы все сошлись во мнении, что главное, чтобы люди понимали контекст обучения, и он был для них актуальным и знакомым. Учитывая, что мы учим людей взрослых, мы постоянно должны помнить, что понимание, зачем нужен курс или программа – самая лучшая мотивация.

Чем можно нейтрализовать токсичность среды?

  • Поддержка руководства компании и руководителей крупных департаментов – это сразу поможет решить вопрос определения контекста обучения, его целей и задач в применение ко всей организации в целом;
  • Формирование привычки обучения и постоянство в организации обучения – чтобы обучение не было стрессом необходимо сделать его частью повседневного процесса работы сотрудников. Помимо снятия стресса, поможет сформировать привычку к регулярному прохождению обучения;
  • Постоянная обратная связь – как отметил Найджел, нужно замолчать и слушать, что нам говорят слушатели и задавать правильные вопросы;
  • Выбор правильного языка для представления текста курсов – если мы пишем материалы шутками, то наши слушатели само обучение могут воспринять, как шутку; если текст слишком академичный, люди могут не найти смысла. Опыт участников дискуссии показал, то чем более профессиональный язык курса, тем больше он нравится сотрудникам;
  • Фундаментальные вопросы для слушателей – отвечая на такие вопросы, слушатели будут искать материалы за пределами курсам, работать с дополнительными источниками, а также сделает их полноценными участниками учебного процесса.

В дискуссии участвовали представители финансовых, медицинских, автомобильных и IT компаний, а также сотрудники нескольких университетов, колледжей и библиотек.

Комментарии

Harakiri написал(а)…
Очень интересно. Я попала на этот блок по ссылкам с ЖЖ, где кто-то из авторов данного блога предложил смотреть материалы по пед дизайну.
Мне это очень интересно. Как можно пообщаться не только задавая комменты в данном блоге?
Elena Tikhomirova написал(а)…
Со мной можно пообщаться по почте - elena.tikh@gmail.com.

Популярные сообщения из этого блога

Как использовать Телеграм в обучении?

На прошлой неделе с коллегами по e-learning провели очень интересный диалог о том, как можно использовать мессенджеры для обучения. Проводили диалог в чате, в Телеграме, а потому многие выводы получены на практике, особенно про удобство использования. Начну с удобства. Телеграм и все его аналоги - это удобно и неудобно одновременно. Для комфортной работы нужно несколько установок: От участника обсуждения не требуется моментальной реакции на все сообщения;  Я, как участник, не пытаюсь на все ответить сразу.  В противном случае начинает глаз дергаться от попытки все время читать и отвечать, совмещая общение с другими делами. У общения должна быть тема. Как мне кажется, тут может быть несколько вариантов:  есть тема для чата (например, как у нас была про использование телеграма) и чат такой доступен в течении дня. Есть вопросы для обсуждения, есть задача для решения и все над ней работают.  справочный чат: тут участников может быть много, все спрашивают всех (кстати, э

Как написать концепцию электронного курса?

Разработка курса начинается с создания концепции. То есть с описание того, каким именно будет тот курс, который мы хотим получить в итоге. Я делаю короткий, не больше 1 страницы текста документ, с текстовым описанием идеи. Иногда на один курс создается несколько концепций, каждая со своим уклоном и своими идеями. Самое главное - это очень простой и очень понятный текст, который четко дает понять, что именно будет в итоге, как его будут изучать и что в нем слушатель сможет делать. Какая информация вам потребуется для создания концепции? Какой именно курс создается? - И это не только название курса, но перечень вопросов, на которые он должен ответить. Кто будет проходить курс? - Это описание целевой аудитории, включая пол, возраст, опыт работы, опыт обучения.  Почему этот курс нужно будет проходить? - В чем проблема сейчас? Почему без курса нельзя работать? Что должно быть в итоге? - Что человек должен уметь делать после того, как он курс изучит?  Как делается то, что нужно дела

Как определить длительность электронного курса?

Очень часто возникает вопрос длительности курса, причем посчитать его нужно не только в слайдах, но и в минутах. Это может потребоваться для тендера (чтобы сравнивать предложения), для расчета времени отвлечения сотрудника от работы и еще для описания самого курса, чтобы сказать слушателю, сколько нужно будет запланировать времени, чтобы пройти курс.  Конечно, посчитать реальную длительность обучения почти невозможно - процесс восприятия информации очень индивидуален. Кто-то может быстро все просканировать и выбрать нужное, кто-то - будет долго и внимательно изучать материалы, а результат будет аналогичный. Но задача такая возникает и есть несколько подходов к расчетам.  1. Как понять, сколько получится слайдов курса из 1ого текстового документа?  В среднем на 1м текстовом слайде/экране нормально помещается 800 знаков текста с пробелами. Если на экране будет что-то кроме текста, то скорее всего больше 500 знаков точно не влезет. В итоге получаем на 1 страницу текста (около