Нан-ин, японский учитель Дзен, принимал у себя университетского профессоpа, пришедшего узнать, что такое Дзен. Нан-ин пригласил его к чаю. Он налил гостю чашку доверху и продолжал лить дальше. Профессор следил за тем, как переполнялась чашка, и, наконец, не выдержал: "Она же переполнена. Больше уже не войдет!" "Так же как эта чашка, сказал Нан-ин, - Вы полны Ваших собственных мнений и размышлений. Как я смогу показать Вам Дзен, если Вы сначала не опустошили свою чашку?"
Не правда ли парадоксальное название для статьи? Что может быть общего между современной методикой доставки знаний при помощи современных технологий и древней философией, которая разменяла уже не одну тысячу лет? На первый взгляд ничего, однако, принимая окончательное решение, задумайтесь над следующим утверждением: каждый, кто занимается бизнесом - так или иначе уже изучает основные положения дзен-буддизма.
Не правда ли парадоксальное название для статьи? Что может быть общего между современной методикой доставки знаний при помощи современных технологий и древней философией, которая разменяла уже не одну тысячу лет? На первый взгляд ничего, однако, принимая окончательное решение, задумайтесь над следующим утверждением: каждый, кто занимается бизнесом - так или иначе уже изучает основные положения дзен-буддизма.
На протяжении тысячелетий философы использовали дзен для обучения человека широте мышления. Хотя сегодня медиков уже не удовлетворяет теория левополушарного (рационального) и правополушарного (творческого) мышления, но отрицать ее полезность с концептуальной точки зрения невозможно. Мы и не помышляем о том, чтобы поставить под сомнение роль анализа, логики, рациональности в бизнесе, но настоящий успех делового человека немыслим без творческого подхода.
Ну а причем же здесь e-learning спросите вы? Зачем человеку, который занимается таким узкоспециализированным бизнесом, помимо специфических знаний отраслевого характера еще и философия? Ответ прост - бизнес есть бизнес. И для того, что бы грамотно продать или купить продукт нужно приложить к этому определенные усилия.
Дзен означает медитацию. Это одно из философских течений буддизма, пришедшее в Японию из Китая (там философия носила название Чань (Сh'an)). Основные принципы чань имеют много общего с философией даосизма и конфуцианства. Цель Чань - попытка совместить интеллектуальный, рациональный образ мышления с эмоциональным.
Подумайте, как удобно было бы Вам вести бизнес, если бы вы использовали не только годами наработанные схемы деловых переговоров, типовые рассылки и презентации, но и силу своего воображения, интуицию, знаменитое шестое чувство? Конечно, в такой области как интуиция сложно, а порой практически невозможно дать четких рекомендаций в том, как добиться успеха.
Приведем маленький пример из истории, в древности некий Сунь-Цзы написал трактат, называвшееся "Искусство ведения войны". Многие из его положений покажутся рационалисту парадоксальными или надуманными, изложение - общим, расплывчатым, но именно к такой манере повествования были приучены читатели, ради которых писалась эта книга. И более того, именно в этом заключается ее основной смысл. Бессмысленно давать точные указания о том, как добиться успеха в сражении; если рецепт сработал, он мгновенно становится общим достоянием. То же самое и в бизнесе: простых правил достижения успеха не существует.
Дзен призывает нас активизировать творческое (правополушарное) мышление, обычно угнетаемое рационализмом. Линейное мышление не позволяет ответить на иррациональные вопросы, и мы стремимся заставить мозг искать решение в другом направлении, заставить работать интуицию. Если хотите, можете назвать это изобретательностью.
Наверняка, люди занимающиеся продажей услуг сферы e-learning в России согласятся со мной, если я скажу, что найти потенциальных покупателей на российском рынке и продать именно тот продукт, который им необходим, весьма сложно. На то есть ряд причин: неразвитость рынка подобных услуг у нас в стране, «консерватизм» мышления в области обучения (ориентированность на очную форму обучения), относительно высокая ценовая политика в области e-learning услуг для представителей малого и среднего бизнеса. Для того, что бы успешно продавать продукты в таких условиях, сотрудникам компании приходится прибегать в процессе продаж, к различным хитростям и уловкам, которые, зачастую, возникают спонтанно (например, при проведении деловых переговоров).
Маркетологи не способны поднять волну моды на какой-то товар, лучшее, что они могут сделать, - держаться на ней, пользуясь возможностями, предоставляемыми той или иной вещью. Конечно, они должны влиять на события, стремиться предугадать тенденции развития - тому, кто первым начнет действовать, гарантирован успех. Фортуна и "дзен"- вне власти человека, и все же их активность - неотъемлемая составляющая успеха (еще один парадокс).
Представьте себе, что вы менеджер по продажам компании, которая занимается e-learning услугами в корпоративном секторе. Вам необходимо продать клиенту электронный курс, разработанный в соответствии с его требованиями. Работа практически завершена, осталось лишь показать готовый продукт. Вы уверены в себе, готовы к встрече, однако, у клиента внезапно пропадает желание приобретать курс. Каковы будут ваши действия? Справится с такой ситуацией в кратчайшие сроки, и переубедить клиента при помощи стандартных методик – маловероятно. В данной ситуации подойдет спонтанное решение, иначе говоря «решение в стиле дзен». Конечно, все зависит от конкретной ситуации и конкретного покупателя, но, к примеру, простое изменение цветовой гаммы интерфейса готового электронного курса, может помочь вам при продаже.
А теперь представьте себя в этой же ситуации, но только в качестве покупателя. У кого вы скорее купите продукт? У человека, который, видя ваше не желание покупать товар, стушевался и сник? Или у продавца, который мгновенно среагировал на ваши комментарии и предложил новое решение?
Конечно, говоря о дзен в области бизнеса, я не имею ввиду «классический дзен», то есть философию, смешанную с древними религиозными постулатами. Для современного темпа жизни такой вариант неприемлем.
Дзен в бизнесе, в том числе и в бизнесе сферы e-learning, это скорее способность концентрации на текущих задачах, мгновенный анализ и умение расслабляться во время работы. Ведь если ваши мысли во время работы витают, где то « в облаках», как вы сможете сконцентрироваться на текущей проблеме?
Впрочем, такой подход можно применять не только продавцам, но и покупателям. Выбирая тот или иной товар, всегда ли вы руководствуетесь логикой и заранее продуманным планом? Я думаю, что нет. Иногда желание купить именно этот товар возникает спонтанно и неосознанно, однако результат покупки при таком подходе, часто оказывается выше ваших самых смелых ожиданий.
Рынок e-learning услуг в России пока еще очень невелик. Компании предлагают по большей части одинаковый комплекс услуг, за небольшим исключением. Сегодня для компании весьма проблематично сделать выбор в пользу того или иного поставщика e-learning услуг. И вот тут, мы снова обращаемся к дзен, как помощнику в правильном выборе. Если продукты данной области так похожи между собой, наверное, стоит поискать различия в том подходе, при помощи которого компания предлагает свои услуги.
Очень часто бывает так, что компании покупают различные e-learning продукты, на самом деле полностью не понимая, зачем и для чего они будут служить. Как итог- разочарование в нерационально потраченных средствах и времени. Выбор, основанный на принципах дзен, это выбор, при котором покупатель перед покупкой, тщательно анализирует все то, что подвигло его к мысли купить данный продукт. Сделайте пару глубоких вздохов, спросите себя, зачем вы покупаете этот товар (при этом, ваше сознание не должно быть занято никакими другими мыслями кроме мыслей о предстоящей покупке) и сделайте выбор. В этом моменте очень важна концентрация на объекте покупки, ведь признайтесь, бывает так, что даже перед какой - то важной встречей или событием делового характера ваши мысли заняты чем угодно, только не предстоящим делом? Малейшее отвлечение от него грозит в будущем: неудачной деловой встречей, нерациональной покупкой, список можно продолжать до бесконечности.
Процесс продаж и покупок соткан из парадоксов.
Человек, воспитанный в традициях западного рационализма, погружаясь в океан рынка, чувствует себя в нем несколько неуютно в отличие от выходцев с Востока. Мы избавляемся от дискомфорта, превращая парадокс в проблемы, которые пытаемся решить с помощью логического анализа, забывая в спешке о творчестве. А руководитель компании, разочарованный отсутствием в планах развития продукта даже намека на оригинальность, отсылает его на доработку. В соответствии с дзен, разочарование тоже позволяет достигнуть желаемого результата, но намного чаще оно просто отнимает время, необходимое для поисков решения.
Бизнес, особенно бизнес в сфере e-learning - это быстрые, решительные действия. Однако они эффективны только в случае, когда вы творчески их направляете. Если вам удалось найти нетривиальное решение, действуйте. «Дзеном» мы называем способность жить в парадоксальных ситуациях, которые позволяют взглянуть на вещи под необычным углом зрения.
Комментарии
Сложные технологические решения (к которым относится LMS) все же мне кажется выбираются на основе анализа функциональности системы/опыта и возможностей вендора. Почему бы тогда не написать статью про дзен при покупке ERP или истребителя 5-го поколения - они же все так похожи :)
Соглашусь с Вами и в том, что сложные технологические решения действительно выбираются на основе не менее сложного и серьезного анализа.Дзен можно использовать в качестве помощника, но не в качестве основного инструмента при при принятии рещения.Абсурдна ситуация, когда ведущий специалист IT отдела выбирает дорогостоящий продукт для своей компании, руководствуясь"внезапным озарением".Дзен, по моему скромному разумению, способен помочь, но не решить задачу за Вас. Для примера небольшая притча:
Ученик жил в храме Дзен и бесконечно надоедал своему Учителю вопросами о том, как быстрее и скорее обрести Просветление.В один из дней, ученик съев свой обед, мыл чашку на кухне.Учитель подошел и спросил:
-О чем ты думаешь?
-О Просветлении-ответил ученик.
Учитель дал крепкий подзатыльник юнцу и сказал:
Когда моешь чашку-думай о чашке!