04.06.2007

e-learning и Конфуций

Три пути ведут к знанию:
Путь размышления – этот путь самый благородный,
Подражания – этот путь самый легкий и
Путь опыта – этот путь самый горький.
Это мудрое заключение было сделано очень и очень давно. Многие века мысли Конфуция напряли исследования и рассуждения многих ученых и творцов. В последнее время многие идеи и мудрость известных мыслителей начинает забываться и зачастую используются только для красивых эпиграфов к дипломам и диссертации. Сегодня мы стоим в самом начале формирования новой философией обучения, которой многие не зря называют e-learning. Давай те посмотрим, можно ли применить мысли Конфуция для понимания e-learning и его преимуществ. Может ли e-learning способствовать получению знаний тремя путями, описанных великим мыслителем.

Современные технологии обеспечивают доступ к практически неограниченному объему информации. Используя возможности поиска, сортировки и сохранения информации мы можем предоставить наши пользователям новые знания не в предопределенном виде, а в через самостоятельное познание. Только сегодня, в отличие от времен Конфуция, становится гораздо проще и более эффективно. У нас появилась возможность провести человека по пути получения новых знаний, используя системы вопросов и индивидуальных траекторий. При этом слушатель может находиться во время изучения дома или на своем рабочем месте.

Самый легкий путь получения знаний – изучение чужого опыта. Есть ли такая возможность в e-learning? Именно такой способ обучения лучше всего реализуется при использовании новых технологий. Сегодня мы можем зафиксировать уже имеющийся опыт, тиражировать его и распространить. Более этого, человек сможет не просто быть наблюдателем процесса, но и стать его участником. Новые возможности моделирования позволяют отобразить на экране практически любые процессы, спроектировать самые дерзкие последовательности развития. Более того, сегодня мы можем показать их последствия.

Став участником процесса, слушатель сможет получить свой собственный опыт, попробовать себя в новых ролях и ощутить все самостоятельно. Этот опыт будет персональным и индивидуальным. Но! Он не будет болезненным, его последствия не повлияют на реальную жизнь. E-learning технологии позволяют нам передавать людям не просто знания, теории, концепции, факты и идеи, но давать им возможность получения собственного опыта. Болезненного опыта может и не быть, если человек уже попробовал себя, свои знания и навыки в виртуальных ситуациях, моделирующих реальную жизнь.

Так что не зря Конфуций до сих пор считаешь величайшим из мыслителей – он сумел на многие века вперед определить суть получения знания, а мы сегодня получили уникальную возможность реализовать его идеи.