К основному контенту

Смешанное обучение

Одна из основных тем для дискуссий среди людей, ответственных за обучение персонала компаний – стоит ли внедрять электронное обучение, ведь оно далеко не идеально и имеет множество недостатков. Критики e-learning первым всегда приводят отсутствие живого человеческого общения. Поспорить сложно – веками строившиеся методики обучения всегда основывались на личном общении между слушателями и преподавателем или экспертом. Поэтому даже с психологической стороны большинству людей сложно адаптироваться к получению знаний через Интернет, самостоятельно и без живого общения.

Однако, e-learning имеет множество достоинств, которые способствуют существенному повышению эффективности процесса обучения, как с экономической точки зрения, так и с точки зрения получения и усвоения знаний. У нас появляются возможности доставлять обучение в удаленные регионы, сокращать время на обучение и расходы на логистику, наглядно показывать то, что невозможно показать в аудитории, а также множество дополнительных возможностей, которые каждая компания или учебное заведение определяют сами для себя.

Появляется вопрос: можно ли объединить самые лучшие черты классики и инноваций? Ответ простой – можно. Еще в начале 80-х готов компания IBM при обучении своих сотрудников стала применять комбинацию очного и самостоятельного обучения с помощью компьютера. Тогда вопросы e-learning только начинали обсуждаться, но IBM уже имела представление о том, каким образом взять самое лучшее из всех моделей обучения и достичь высоких результатов.

Сегодня такое обучение уже получило свой термин – смешанное обучение (blended learning). В смешанном обучении в определенной пропорции присутствуют и очные и дистанционные технологии, что позволяет одновременно получить преимущества обоих форм обучения, одновременно устранив практически все их недостатки. Два наиболее распространенных способа организации смешанного обучения:
- «До, Вовремя, После»: Первый цикл обучения проходит в дистанционной форме, слушатели изучают теоретический материал, формируют базовые знания по тематике. Затем происходит очная сессия, во время которой преподаватель более детально рассматривает тему, проводит дискуссии и обсуждения, слушатели обмениваются опытом, а также проходят реальную практику, если таковая возможна. В завершении слушатели возвращаются к самостоятельному обучению: применяют все полученные знания на практике через интерактивные компоненты курса, выполняют задания, общаются между собой через средства виртуальных коммуникаций.
- «Тренинг с продолжением»: классический бизнес-тренинг проходит в своем обычном режиме, 2-5 в аудитории, с тренером, практикой, деловыми играми и общением. Затем слушатели переходят к самостоятельному обучению и в режиме онлайн изучают более широкие материалы, выполняют практические задания, а также общаются с экспертами и коллегами по очному тренингу.

Преимущества смешанного обучения в первую очередь заключаются в сочетании самостоятельного обучения с обучением в аудитории. Это позволяет не только восполнить недостаток личного общения, но и учитывать все стили обучения, которые существуют у людей. То есть при смешанном обучении успехов могут достичь и те слушатели, которые лучше учатся самостоятельно, и те, которые лучше учатся со слов преподавателя.

Стоит также отметить сокращение времени отрыва человека от рабочего места. Смешанный курс или программа по объему знаний всегда больше традиционного и при одинаковом времени отсутствия на рабочем месте он передает гораздо больше информации.

Во время очного обучения наиболее традиционной проблемой является отвлечение человека от рассказа преподавателя. За 15 минут задумчивости слушатель может пропустить важную информацию, отсутствие которой не позволит в дальнейшем успешно завершить обучение. Возможности смешанного обучения полностью компенсируют данный недостаток – предоставляемый электронный учебный курс позволяет восполнить все пробелы в знаниях.

Большинство групп слушателей характерны различиями в уровне знаний. И когда эти люди попадают в одну аудиторию, то одним не понятно, а другим слишком просто. Модель смешанного обучения «До-вовремя-после» дает нам возможность подготовить слушателей еще до начала занятий, выровнять уровень знаний, заранее перевести уже подготовленных людей в иную группу.

Основным преимуществом модели «тренинг с продолжением» является возможность практиковаться, повторять материалы и общаться с коллегами уже после завершения обучения. Естественно, сразу после прохождения обучения люди стремятся применить полученные знания на практике, но если что-то непонятно, забылось или не получается, то возможность связаться с внешним тренером практически отсутствует, а, значит, придется выполнять работу старыми методами. А вот если есть возможность обратиться к материалам тренинга, к практическим примерам и задачам, да и еще оставить вопрос на форуме и к вечеру получить пару советов коллег и комментарий тренера, то ситуация значительно улучшается.

Естественно, как и у любой модели обучения, смешанная модель имеет ряд недостатков:
- необходимо более четкое планирование программы и последовательности обучения для того, чтобы слушатели достигли поставленных целей. Это наиболее характерный недостаток для модели «до-вовремя-после», когда необходимо детально прописать что, как и когда будут делать слушатели, иначе есть риск получить в аудитории группу с совершенно разным уровнем знаний и низкий рейтинг завершения курса, так как большинство слушателей сориентируется только на очное мероприятие, тем самым не получив большого объема знаний.
- для модели «тренинг с продолжением» важна тщательная проработка электронного интерактивного курса. Он должен содержать материалы, которые не просто копируют тренинг (например, слайды тренера), а позволяют слушателю получить более глубокое знание темы. Обязательными элементами такого курса должны быть практические игры и эмуляторы, задачи, примеры из реальной деятельности, советы, инструкции и краткие руководства. Более того, часть материала должна постоянно обновляться, чтобы в процессе работы люди могли использовать актуальные данные, методы и решения.
- обязательно требуется постоянный консультант, человек, который будет не только отвечать на вопросы, но постоянно стимулировать обучение, напоминать о предстоящих учебных событиях. Для модели «тренинг с продолжением» обязательно требуется постоянное ведение и модерация дискуссий и обмена знаниями.

Все недостатки смешанного обучения напрямую связаны с аспектами его организации, а сама по себе модель их практически не имеет. Практика показывает, что для большинства целевых групп, тематик обучения и программ смешанное обучение является оптимальным для эффективной передачи знаний. Сегодня большинство западных компаний и учебных заведений активно используют эту модель в своей практике, регулярно проводя исследования, которые показывают только положительные аспекты сочетания традиционных и инновационных методов.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Как использовать Телеграм в обучении?

На прошлой неделе с коллегами по e-learning провели очень интересный диалог о том, как можно использовать мессенджеры для обучения. Проводили диалог в чате, в Телеграме, а потому многие выводы получены на практике, особенно про удобство использования. Начну с удобства. Телеграм и все его аналоги - это удобно и неудобно одновременно. Для комфортной работы нужно несколько установок: От участника обсуждения не требуется моментальной реакции на все сообщения;  Я, как участник, не пытаюсь на все ответить сразу.  В противном случае начинает глаз дергаться от попытки все время читать и отвечать, совмещая общение с другими делами. У общения должна быть тема. Как мне кажется, тут может быть несколько вариантов:  есть тема для чата (например, как у нас была про использование телеграма) и чат такой доступен в течении дня. Есть вопросы для обсуждения, есть задача для решения и все над ней работают.  справочный чат: тут участников может быть много, все спрашив...

Как написать концепцию электронного курса?

Разработка курса начинается с создания концепции. То есть с описание того, каким именно будет тот курс, который мы хотим получить в итоге. Я делаю короткий, не больше 1 страницы текста документ, с текстовым описанием идеи. Иногда на один курс создается несколько концепций, каждая со своим уклоном и своими идеями. Самое главное - это очень простой и очень понятный текст, который четко дает понять, что именно будет в итоге, как его будут изучать и что в нем слушатель сможет делать. Какая информация вам потребуется для создания концепции? Какой именно курс создается? - И это не только название курса, но перечень вопросов, на которые он должен ответить. Кто будет проходить курс? - Это описание целевой аудитории, включая пол, возраст, опыт работы, опыт обучения.  Почему этот курс нужно будет проходить? - В чем проблема сейчас? Почему без курса нельзя работать? Что должно быть в итоге? - Что человек должен уметь делать после того, как он курс изучит?  Как делается то, что н...

Как определить длительность электронного курса?

Очень часто возникает вопрос длительности курса, причем посчитать его нужно не только в слайдах, но и в минутах. Это может потребоваться для тендера (чтобы сравнивать предложения), для расчета времени отвлечения сотрудника от работы и еще для описания самого курса, чтобы сказать слушателю, сколько нужно будет запланировать времени, чтобы пройти курс.  Конечно, посчитать реальную длительность обучения почти невозможно - процесс восприятия информации очень индивидуален. Кто-то может быстро все просканировать и выбрать нужное, кто-то - будет долго и внимательно изучать материалы, а результат будет аналогичный. Но задача такая возникает и есть несколько подходов к расчетам.  1. Как понять, сколько получится слайдов курса из 1ого текстового документа?  В среднем на 1м текстовом слайде/экране нормально помещается 800 знаков текста с пробелами. Если на экране будет что-то кроме текста, то скорее всего больше 500 знаков точно не влезет. В итоге получаем на 1 страницу ...