К основному контенту

Дизайн портала, удобство пользователей и как сделать портал привлекательным?

В мае я выступала на конференции клиентов компании Websoft и мы там много и в разных форматах говорили про дизайн порталов. Когда коллеги потом опубликовали немного тезисов этого обсуждения, было несколько комментариев с пожеланием подробнее обсудить этот вопрос. Я вот с июня все думала про подробности и думала, какое же у меня отношение к дизайну порталов, каким он должен быть и зачем вообще заниматься дизайном.

Для начала нужно определиться с тем, что такое дизайн. В какой-то момент в обсуждении методологии разработки курсов часто приходилось отмечать, что слово "дизайн" в "педагогическом дизайне" к внешнему виду курсов не имеет никакого отношение. Для ясности я часто говорю слушателям - есть оформление материалов курса, а есть педагогический дизайн. Про порталы важно сделать тоже самое - есть оформление внешнего вида портала, а есть его дизайн. И здесь дизайн - это проектирование процессов, формирование сценариев использования, проектирование функциональной части интерфейса.

Если мы говорим про дизайн портала, то в первую очередь речь пойдет о том, чтобы портал сделать удобным для пользователей и таким, чтобы они им пользовались постоянно, получали пользу. Эта задача решается не оформлением.

Дизайн портала должен начинаться с определения сценариев использования портала основными группами пользователей:

  • Зачем они пришли на портал? 
  • Какая информация им нужна? 
  • Какие задачи они будут выполнять? 
Наша цель - сделать информацию видимой и доступной, а также сократить путь до того, что пользователю нужно. При проектировании сценария нужно разделить все, что пользователю на портале доступно на "Основное/важное" и "Дополнительное". Часто кажется, что сотруднику важно видеть все и иметь доступ ко всему. Это верно, но при это существует частота использования. Например, курсы сотрудник проходит часто и нормативную базу постоянно использует, а оценку проходит только раз в год. Значит мы можем сделать вывод, что курсы и документы должны быть на самом видном месте, а оценку можно чуть "спрятать". В нужный момент ее можно будет продвинуть баннером или чем-то еще. 

Сценарий должен включать в себя всю последовательность шагов, которую будет делать пользователь. В нем же нужно учесть условия использования - сколько времени будет на работу с порталом, сколько отвлечений. 

Дальнейший дизайн функций портала будет выполняться на основе этих сценариев и под них подбираются инструменты. Расположение инструментов на экране, их глубина и все остальное - все зависит от того, как будут использовать портал те или иные пользователи. 

Важный момент - что привлечение пользователей на портал от самого портала не очень сильно зависит. Да, есть какой-то процент влияния внешнего вида на активность использования, но он совсем незначительный. Работа с порталом должна быть встроена в регулярную деятельность сотрудника. Например, в скрипте работы с клиентом должно быть обращение к базе знаний, а рабочем дне - прохождение курсов. Зависит от специфики работы, но если у портала нет своего личного места в жизни сотрудника, то им активно пользоваться не будут. 

Оформление портала на самом деле не имеет большого значения. Конечно приятно, когда портал аккуратный, яркий, удобный, но при этом простой и удобный интерфейс тоже будет работать, даже если все брендирование на нем - это логотип компании. Более того, у настройки уникального оформления есть свои сложности, основная из которых, это поддержка портала. Когда портал оформляется дизайнером, там могут присутствовать различные элементы и способы верстки, которые прекрасно смотрятся при первичной настройке, но достаточно сложно поддерживать в процессе активной эксплуатации. Например, на портале могут быть предусмотрены красивые блоки новостей с картинками. И когда такое наполнение сделано первый раз, графика подобрана в одном стиле. Но вот насколько вы потом сможете этого стиля и правил придерживаться - большой вопрос. 

Большое значение в работе с порталом имеет его поддержка и сопровождение. Нужны внутренние правила и стандарты, по которым идет обновление и сопровождение. И даже система ограничений, потому что она нужна, чтобы не появилось двух сотен кнопок вместо 10 на главной странице. 

Внешне портал должен быть аккуратным, простым, но самое главное - понятным. С момента, когда я его открыла мне должно быть сразу ясно, что тут для меня и как этим пользоваться. Если функциональность получается все равно обширной, то нужны инструкции, которые будут пользователю доступны с момента входа. Или рекомендации, как удобнее и комфортнее работать с порталом. 

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Как использовать Телеграм в обучении?

На прошлой неделе с коллегами по e-learning провели очень интересный диалог о том, как можно использовать мессенджеры для обучения. Проводили диалог в чате, в Телеграме, а потому многие выводы получены на практике, особенно про удобство использования. Начну с удобства. Телеграм и все его аналоги - это удобно и неудобно одновременно. Для комфортной работы нужно несколько установок: От участника обсуждения не требуется моментальной реакции на все сообщения;  Я, как участник, не пытаюсь на все ответить сразу.  В противном случае начинает глаз дергаться от попытки все время читать и отвечать, совмещая общение с другими делами. У общения должна быть тема. Как мне кажется, тут может быть несколько вариантов:  есть тема для чата (например, как у нас была про использование телеграма) и чат такой доступен в течении дня. Есть вопросы для обсуждения, есть задача для решения и все над ней работают.  справочный чат: тут участников может быть много, все спрашив...

Как определить длительность электронного курса?

Очень часто возникает вопрос длительности курса, причем посчитать его нужно не только в слайдах, но и в минутах. Это может потребоваться для тендера (чтобы сравнивать предложения), для расчета времени отвлечения сотрудника от работы и еще для описания самого курса, чтобы сказать слушателю, сколько нужно будет запланировать времени, чтобы пройти курс.  Конечно, посчитать реальную длительность обучения почти невозможно - процесс восприятия информации очень индивидуален. Кто-то может быстро все просканировать и выбрать нужное, кто-то - будет долго и внимательно изучать материалы, а результат будет аналогичный. Но задача такая возникает и есть несколько подходов к расчетам.  1. Как понять, сколько получится слайдов курса из 1ого текстового документа?  В среднем на 1м текстовом слайде/экране нормально помещается 800 знаков текста с пробелами. Если на экране будет что-то кроме текста, то скорее всего больше 500 знаков точно не влезет. В итоге получаем на 1 страницу ...

Как написать концепцию электронного курса?

Разработка курса начинается с создания концепции. То есть с описание того, каким именно будет тот курс, который мы хотим получить в итоге. Я делаю короткий, не больше 1 страницы текста документ, с текстовым описанием идеи. Иногда на один курс создается несколько концепций, каждая со своим уклоном и своими идеями. Самое главное - это очень простой и очень понятный текст, который четко дает понять, что именно будет в итоге, как его будут изучать и что в нем слушатель сможет делать. Какая информация вам потребуется для создания концепции? Какой именно курс создается? - И это не только название курса, но перечень вопросов, на которые он должен ответить. Кто будет проходить курс? - Это описание целевой аудитории, включая пол, возраст, опыт работы, опыт обучения.  Почему этот курс нужно будет проходить? - В чем проблема сейчас? Почему без курса нельзя работать? Что должно быть в итоге? - Что человек должен уметь делать после того, как он курс изучит?  Как делается то, что н...