В мае я выступала на конференции клиентов компании Websoft и мы там много и в разных форматах говорили про дизайн порталов. Когда коллеги потом опубликовали немного тезисов этого обсуждения, было несколько комментариев с пожеланием подробнее обсудить этот вопрос. Я вот с июня все думала про подробности и думала, какое же у меня отношение к дизайну порталов, каким он должен быть и зачем вообще заниматься дизайном.
Для начала нужно определиться с тем, что такое дизайн. В какой-то момент в обсуждении методологии разработки курсов часто приходилось отмечать, что слово "дизайн" в "педагогическом дизайне" к внешнему виду курсов не имеет никакого отношение. Для ясности я часто говорю слушателям - есть оформление материалов курса, а есть педагогический дизайн. Про порталы важно сделать тоже самое - есть оформление внешнего вида портала, а есть его дизайн. И здесь дизайн - это проектирование процессов, формирование сценариев использования, проектирование функциональной части интерфейса.
Если мы говорим про дизайн портала, то в первую очередь речь пойдет о том, чтобы портал сделать удобным для пользователей и таким, чтобы они им пользовались постоянно, получали пользу. Эта задача решается не оформлением.
Дизайн портала должен начинаться с определения сценариев использования портала основными группами пользователей:
Для начала нужно определиться с тем, что такое дизайн. В какой-то момент в обсуждении методологии разработки курсов часто приходилось отмечать, что слово "дизайн" в "педагогическом дизайне" к внешнему виду курсов не имеет никакого отношение. Для ясности я часто говорю слушателям - есть оформление материалов курса, а есть педагогический дизайн. Про порталы важно сделать тоже самое - есть оформление внешнего вида портала, а есть его дизайн. И здесь дизайн - это проектирование процессов, формирование сценариев использования, проектирование функциональной части интерфейса.
Если мы говорим про дизайн портала, то в первую очередь речь пойдет о том, чтобы портал сделать удобным для пользователей и таким, чтобы они им пользовались постоянно, получали пользу. Эта задача решается не оформлением.
Дизайн портала должен начинаться с определения сценариев использования портала основными группами пользователей:
- Зачем они пришли на портал?
- Какая информация им нужна?
- Какие задачи они будут выполнять?
Наша цель - сделать информацию видимой и доступной, а также сократить путь до того, что пользователю нужно. При проектировании сценария нужно разделить все, что пользователю на портале доступно на "Основное/важное" и "Дополнительное". Часто кажется, что сотруднику важно видеть все и иметь доступ ко всему. Это верно, но при это существует частота использования. Например, курсы сотрудник проходит часто и нормативную базу постоянно использует, а оценку проходит только раз в год. Значит мы можем сделать вывод, что курсы и документы должны быть на самом видном месте, а оценку можно чуть "спрятать". В нужный момент ее можно будет продвинуть баннером или чем-то еще.
Сценарий должен включать в себя всю последовательность шагов, которую будет делать пользователь. В нем же нужно учесть условия использования - сколько времени будет на работу с порталом, сколько отвлечений.
Дальнейший дизайн функций портала будет выполняться на основе этих сценариев и под них подбираются инструменты. Расположение инструментов на экране, их глубина и все остальное - все зависит от того, как будут использовать портал те или иные пользователи.
Важный момент - что привлечение пользователей на портал от самого портала не очень сильно зависит. Да, есть какой-то процент влияния внешнего вида на активность использования, но он совсем незначительный. Работа с порталом должна быть встроена в регулярную деятельность сотрудника. Например, в скрипте работы с клиентом должно быть обращение к базе знаний, а рабочем дне - прохождение курсов. Зависит от специфики работы, но если у портала нет своего личного места в жизни сотрудника, то им активно пользоваться не будут.
Оформление портала на самом деле не имеет большого значения. Конечно приятно, когда портал аккуратный, яркий, удобный, но при этом простой и удобный интерфейс тоже будет работать, даже если все брендирование на нем - это логотип компании. Более того, у настройки уникального оформления есть свои сложности, основная из которых, это поддержка портала. Когда портал оформляется дизайнером, там могут присутствовать различные элементы и способы верстки, которые прекрасно смотрятся при первичной настройке, но достаточно сложно поддерживать в процессе активной эксплуатации. Например, на портале могут быть предусмотрены красивые блоки новостей с картинками. И когда такое наполнение сделано первый раз, графика подобрана в одном стиле. Но вот насколько вы потом сможете этого стиля и правил придерживаться - большой вопрос.
Большое значение в работе с порталом имеет его поддержка и сопровождение. Нужны внутренние правила и стандарты, по которым идет обновление и сопровождение. И даже система ограничений, потому что она нужна, чтобы не появилось двух сотен кнопок вместо 10 на главной странице.
Внешне портал должен быть аккуратным, простым, но самое главное - понятным. С момента, когда я его открыла мне должно быть сразу ясно, что тут для меня и как этим пользоваться. Если функциональность получается все равно обширной, то нужны инструкции, которые будут пользователю доступны с момента входа. Или рекомендации, как удобнее и комфортнее работать с порталом.
Комментарии