К основному контенту

Обучение или информирование?

Целью электронного курса должно быть обучение. Или нет? Может быть это не всегда так, а потому пытаясь всегда идти именно к этой цели у нас получается вовсе не тот продукт, который нам нужен? Стоит ли предположить, что целью курса будет простое информирование, и что это вовсе не такая недостойная задача, как нам кажется?

Обучение - это долго, сложно и достаточно дорого. Для настоящего обучения нужно много условий, как внутри курса, так и за его пределами. И в первую очередь для обучения нужен предварительный анализ задачи, целей, аудитории и условий. Сводя данные такого обследования ситуации мы часто видим, что обучать на самом деле не нужно, нужно проинформировать. Скажем, у нас уже опытные специалисты, которые скоро начнут работать с новой группой продуктов. Скорее всего, их достаточно проинформировать, потому что они хорошо понимают общую суть такого типа продуктов, умеют с ними работать и для них новый продукт - обновление знаний, а не обучение.

Поставив себе целью именно обучение, нам будет сложно сделать интересные и правильные практические задания, курс будет для нашей ЦА слишком сложный по организации, но при этом слишком простой по материалу, потому что они и так знают, как с продуктом работать. Чаще всего, когда мы информирование подменяем обучением, мы получаем слишком сложное решение для достаточно простой задачи.

Тут еще стоит обратить на внимание на то, что информирование - это не такая базовая и элементарная задача. Ее тоже нужно сделать так, чтобы это было эффективно. Удостовериться, что информация воспринимается, что она логична и понятна, что есть инструменты для проверки понимая. Ведь сотруднику тоже важно получить ответ на вопрос "Верно ли я понимаю, что...?".

Честный ответ на вопрос "Обучаем или информируем?" позволит подобрать наиболее эффективное решение, потому что как минимум мы не будем учить тех, кто и так все знает. Тут же мы проверим и то, почему нам нужно то или иное решение - поймем, почему сотрудники что-то не делают или делают не так. А ответив на этот вопрос, мы сможем найти вариант разработки, который нам поможет. Или вовсе отказаться от проекта, если станет очевидно, что обучение или информирование тут не поможет. 

Комментарии

teleinfo написал(а)…
Разумное мнение! По сути информирование дорога к обучению для пытливого разума, ну а того кто учится не готов - убейся не обучишь.

Популярные сообщения из этого блога

Как использовать Телеграм в обучении?

На прошлой неделе с коллегами по e-learning провели очень интересный диалог о том, как можно использовать мессенджеры для обучения. Проводили диалог в чате, в Телеграме, а потому многие выводы получены на практике, особенно про удобство использования. Начну с удобства. Телеграм и все его аналоги - это удобно и неудобно одновременно. Для комфортной работы нужно несколько установок: От участника обсуждения не требуется моментальной реакции на все сообщения;  Я, как участник, не пытаюсь на все ответить сразу.  В противном случае начинает глаз дергаться от попытки все время читать и отвечать, совмещая общение с другими делами. У общения должна быть тема. Как мне кажется, тут может быть несколько вариантов:  есть тема для чата (например, как у нас была про использование телеграма) и чат такой доступен в течении дня. Есть вопросы для обсуждения, есть задача для решения и все над ней работают.  справочный чат: тут участников может быть много, все спрашивают всех (кстати, э

Как обмануть тест?

Создание хорошего теста - задача не менее сложная, чем создание самого курса. В учебных материалах по педагогичскому дизайну этому вопросу уделяется очень много времени. Неверно составленный тест - это потерянное время и создателя и учащегося, а главное - совсем не понятно, действительно ли человек что-то знает или ему просто повезло. Вот несколько способов, как можно обмануть тест. Из этих способов стоит сделать выводы, как не стоит проектировать тесты. 1. Если вы сомневаетесь, выбирайте вариант С. Разработчики тестов часто забывают о перемешивании вариантов. Следующий по популярности - вариант В. 2. Если сомневаетесь - выбираете самый длинный вариант. Опять же дизайнеры часто не могут укоротить правильные ответы, а вот с неправильными у них полная свобода действий. 3. Ответ "Все вышеперечисленное" скорее всего правильный, также как и "Ничего из вышеперечисленного", особенно, если нет очевидно правильных или неправильных. 4. Выбирайте ответы в середине.

Как написать концепцию электронного курса?

Разработка курса начинается с создания концепции. То есть с описание того, каким именно будет тот курс, который мы хотим получить в итоге. Я делаю короткий, не больше 1 страницы текста документ, с текстовым описанием идеи. Иногда на один курс создается несколько концепций, каждая со своим уклоном и своими идеями. Самое главное - это очень простой и очень понятный текст, который четко дает понять, что именно будет в итоге, как его будут изучать и что в нем слушатель сможет делать. Какая информация вам потребуется для создания концепции? Какой именно курс создается? - И это не только название курса, но перечень вопросов, на которые он должен ответить. Кто будет проходить курс? - Это описание целевой аудитории, включая пол, возраст, опыт работы, опыт обучения.  Почему этот курс нужно будет проходить? - В чем проблема сейчас? Почему без курса нельзя работать? Что должно быть в итоге? - Что человек должен уметь делать после того, как он курс изучит?  Как делается то, что нужно дела