К основному контенту

Персонализация обучения: индивидуальные цели для каждого слушателя

Кажется, что сейчас речь пойдет об очень сложном механизме, о больших затратах и о том, что сложно и должно делать. Как только речь заходит про персонализацию, первое что нам приходит в голову это «Сложно и дорого!». Почему-то мы смотрим на персонализацию только с позиции подготовленных и запрограммированных траекторий, которые по определенным данным определяют уровень знаний слушателя, выдают ему правильные материалы и проверяют изменения в знаниях. И все это - с учетом личных желаний и предпочтений. 

Но персонализацию можно переложить и на плечи слушателя. Большинство людей сами прекрасно справляются с задачей адаптации контента под себя. Например, вы покупаете книгу. Она написана для широкой целевой аудитории, иногда для очень широкой. Но вы ее покупаете и совсем не ждете от издательства, что на обложке будет ваше имя, а на первой странице - цели, которые вы себе поставили. Такие цели вы ставите сами. Вы выбираете книгу, потому что у вас есть задача или интерес в какой-то теме. Вы ее покупаете и сами для себя определяете, зачем и почему вы хотите и ее читать. И поставленных целей достигаете или не достигаете, например, если в книге оказалось совсем не то, что вы ожидали или если вы ее просто не дочитали до конца. Но это ваши цели и вы с ними сами работает. 

В электронном курсе мы для слушателей стараемся цели поставить сами, в большинстве случаев прекрасно понимая, что мы не можем угадать потребности каждого. Переживаем, что целевая аудитория слишком широкая, что курс не может работать один для всех. Мы можем этого не делать. 

Давайте предложим слушателям самим поставить свои цели курса. Дадим в начале курса описание, что в курсе и зачем, какой материал и что можно изучить. А потом предложим подумать и в поле ввода записать 1-3 цели изучения курса. Это будут личные цели каждого слушателя. Потом в конце курса мы их слушателю снова покажем и предложим коротко проанализировать, получилось достичь этих целей или нет. 


Курс для человека становится более персональным, потому что тут "мои цели и я сам решаю, что именно это я буду изучать». И еще важный момент - это дополнительная ментальная активность для слушателя, который начинает работать с материалом курса с самого начала изучения.  

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Как использовать Телеграм в обучении?

На прошлой неделе с коллегами по e-learning провели очень интересный диалог о том, как можно использовать мессенджеры для обучения. Проводили диалог в чате, в Телеграме, а потому многие выводы получены на практике, особенно про удобство использования. Начну с удобства. Телеграм и все его аналоги - это удобно и неудобно одновременно. Для комфортной работы нужно несколько установок: От участника обсуждения не требуется моментальной реакции на все сообщения;  Я, как участник, не пытаюсь на все ответить сразу.  В противном случае начинает глаз дергаться от попытки все время читать и отвечать, совмещая общение с другими делами. У общения должна быть тема. Как мне кажется, тут может быть несколько вариантов:  есть тема для чата (например, как у нас была про использование телеграма) и чат такой доступен в течении дня. Есть вопросы для обсуждения, есть задача для решения и все над ней работают.  справочный чат: тут участников может быть много, все спрашивают всех (кстати, э

Как обмануть тест?

Создание хорошего теста - задача не менее сложная, чем создание самого курса. В учебных материалах по педагогичскому дизайну этому вопросу уделяется очень много времени. Неверно составленный тест - это потерянное время и создателя и учащегося, а главное - совсем не понятно, действительно ли человек что-то знает или ему просто повезло. Вот несколько способов, как можно обмануть тест. Из этих способов стоит сделать выводы, как не стоит проектировать тесты. 1. Если вы сомневаетесь, выбирайте вариант С. Разработчики тестов часто забывают о перемешивании вариантов. Следующий по популярности - вариант В. 2. Если сомневаетесь - выбираете самый длинный вариант. Опять же дизайнеры часто не могут укоротить правильные ответы, а вот с неправильными у них полная свобода действий. 3. Ответ "Все вышеперечисленное" скорее всего правильный, также как и "Ничего из вышеперечисленного", особенно, если нет очевидно правильных или неправильных. 4. Выбирайте ответы в середине.

Как написать концепцию электронного курса?

Разработка курса начинается с создания концепции. То есть с описание того, каким именно будет тот курс, который мы хотим получить в итоге. Я делаю короткий, не больше 1 страницы текста документ, с текстовым описанием идеи. Иногда на один курс создается несколько концепций, каждая со своим уклоном и своими идеями. Самое главное - это очень простой и очень понятный текст, который четко дает понять, что именно будет в итоге, как его будут изучать и что в нем слушатель сможет делать. Какая информация вам потребуется для создания концепции? Какой именно курс создается? - И это не только название курса, но перечень вопросов, на которые он должен ответить. Кто будет проходить курс? - Это описание целевой аудитории, включая пол, возраст, опыт работы, опыт обучения.  Почему этот курс нужно будет проходить? - В чем проблема сейчас? Почему без курса нельзя работать? Что должно быть в итоге? - Что человек должен уметь делать после того, как он курс изучит?  Как делается то, что нужно дела