В последнее время я про тестирование очень много думаю, читаю книжки и даже думаю, что может быть стоит организовать какой-то семинар про проектирование тестов (тут даже есть коллега, с которым можно это провести вместе). Хотя тесты я очень не люблю. Да, без тестов обучение практически невозможно, а мое отношение обусловлено тем, как чаще всего подходят к созданию тестов. Тест воспринимается как способ быстро проверить, читал человек что-то или нет. И вопросы составляются аналогичные. На них отвечать неинтересно. Да и показывают они только то, что человек в данный момент времени сохранил в памяти только что изученную информацию.
Для качественного обучения важна не емкость оперативной памяти. Нам с вами важно применение полученных знаний на практике, умение использовать новые подходы в рабочих ситуациях. Именно это при тестировании мы и должны проверять. Для этого проектирование теста нужно начинать с понимания того, как человек должен действовать и как действует на данный момент. Тогда у нас с вами есть почти готовый тестовый вопрос - описание ситуации и предложение принять в ней решение. Есть и как минимум 2 варианта ответа - верное и неверное поведение. Кстати, аналогичную работу все равно нужно делать для всего курса при проведении анализа задачи обучения, так что можно результаты использовать и для курса и для тестирования.
Но вот теперь интересный момент возникает. В реальной жизни у нас редко бывает только один правильный ответ в заданной ситуации. Чаще всего есть несколько верных вариантов поведения. Понятное дело, если мы учим правилам оказания первой помощи, то тут не так много места для фантазии. Но вот если речь идет про продажи, возражения, работу с клиентами и еще про многие другие темы личного и профессионального развития - разве тут может быть только один верный ответ?
Делать тестовые вопросы с выбором одного или пары верных утверждений - просто и быстро. Большинство авторских средств позволяют такие упражнения делать легко и по шаблону. Но что меня давно волнует - как потом человек будет действовать на рабочем месте? Не будет ли у него ощущение ошибки, если он сделал не совсем так, как написано в курсе? Не будет ли он думать, что есть только один вариант поведения?
И самый главный вопрос - научим ли мы сотрудника искать верное решение в ситуациях, которые отличаются от типовых ситуаций, рассмотренных в курсе? Научим ли мы думать и искать решения, если все время будет настраивать на то, что есть такой один, уникальный, правильный ответ?
Становится очевидно, что нам нужны какие-то другие варианты заданий. С несколькими вариантами верных ответов, с обратной связью, которая покажет и верные и неверные. А может быть нам тут уже не будет достаточно самого курса. Потому что ответ нужно будет написать текстом. Курсу все равно нельзя доверить все - в курсе мы можем дать только задания с относительно определенным выбором.
Это снова про то, что мы слушателю должны дать возможность думать. Над разными вариантами решений, в разных нестандартных ситуаций, с участием разных людей. В курсе все это отразить нельзя - он раздуется и станет непригодным для обучения. Да и шансы, что мы сможем там все предусмотреть - ничтожно малы. А потому стоит выходить за пределы курса и за границы четко определенных верных и неверных ответов. Предлагать людям искать решения - именно этот навык будет особенно актуален, когда в торговом зале продавец столкнется с клиентом, которые не под один тип из типологии не подходит и который ведет себя так, что выученные варианты ответа из курса будут только усугублять ситуацию.
Комментарии