К основному контенту

Про тестирование, возможность выбора и количество правильных ответов

У меня точно наблюдается информационная перегрузка - ко мне попадает такое количество всяких публикаций про e-learning, что я не только не успеваю их читать, но и в прочитанном сильно путаюсь, то есть не могу вспомнить, где и что я читала. Так вот в процессе освоения очередной порции мнений западных коллег, я где-то натолкнулась на рассуждение о том, можно ли в тесте давать только один правильный ответ.

В последнее время я про тестирование очень много думаю, читаю книжки и даже думаю, что может быть стоит организовать какой-то семинар про проектирование тестов (тут даже есть коллега, с которым можно это провести вместе). Хотя тесты я очень не люблю. Да, без тестов обучение практически невозможно, а мое отношение обусловлено тем, как чаще всего подходят к созданию тестов. Тест воспринимается как способ быстро проверить, читал человек что-то или нет. И вопросы составляются аналогичные. На них отвечать неинтересно. Да и показывают они только то, что человек в данный момент времени сохранил в памяти только что изученную информацию.

Для качественного обучения важна не емкость оперативной памяти. Нам с вами важно применение полученных знаний на практике, умение использовать новые подходы в рабочих ситуациях. Именно это при тестировании мы и должны проверять. Для этого проектирование теста нужно начинать с понимания того, как человек должен действовать и как действует на данный момент. Тогда у нас с вами есть почти готовый тестовый вопрос - описание ситуации и предложение принять в ней решение. Есть и как минимум 2 варианта ответа - верное и неверное поведение. Кстати, аналогичную работу все равно нужно делать для всего курса при проведении анализа задачи обучения, так что можно результаты использовать и для курса и для тестирования.

Но вот теперь интересный момент возникает. В реальной жизни у нас редко бывает только один правильный ответ в заданной ситуации. Чаще всего есть несколько верных вариантов поведения. Понятное дело, если мы учим правилам оказания первой помощи, то тут не так много места для фантазии. Но вот если речь идет про продажи, возражения, работу с клиентами и еще про многие другие темы личного и профессионального развития - разве тут может быть только один верный ответ?

Делать тестовые вопросы с выбором одного или пары верных утверждений - просто и быстро. Большинство авторских средств позволяют такие упражнения делать легко и по шаблону. Но что меня давно волнует - как потом человек будет действовать на рабочем месте? Не будет ли у него ощущение ошибки, если он сделал не совсем так, как написано в курсе? Не будет ли он думать, что есть только один вариант поведения?

И самый главный вопрос - научим ли мы сотрудника искать верное решение в ситуациях, которые отличаются от типовых ситуаций, рассмотренных в курсе? Научим ли мы думать и искать решения, если все время будет настраивать на то, что есть такой один, уникальный, правильный ответ?

Становится очевидно, что нам нужны какие-то другие варианты заданий. С несколькими вариантами верных ответов, с обратной связью, которая покажет и верные и неверные. А может быть нам тут уже не будет достаточно самого курса. Потому что ответ нужно будет написать текстом. Курсу все равно нельзя доверить все - в курсе мы можем дать только задания с относительно определенным выбором.

Это снова про то, что мы слушателю должны дать возможность думать. Над разными вариантами решений, в разных нестандартных ситуаций, с участием разных людей. В курсе все это отразить нельзя - он раздуется и станет непригодным для обучения. Да и шансы, что мы сможем там все предусмотреть - ничтожно малы. А потому стоит выходить за пределы курса и за границы четко определенных верных и неверных ответов. Предлагать людям искать решения - именно этот навык будет особенно актуален, когда в торговом зале продавец столкнется с клиентом, которые не под один тип из типологии не подходит и который ведет себя так, что выученные варианты ответа из курса будут только усугублять ситуацию. 

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Как использовать Телеграм в обучении?

На прошлой неделе с коллегами по e-learning провели очень интересный диалог о том, как можно использовать мессенджеры для обучения. Проводили диалог в чате, в Телеграме, а потому многие выводы получены на практике, особенно про удобство использования. Начну с удобства. Телеграм и все его аналоги - это удобно и неудобно одновременно. Для комфортной работы нужно несколько установок: От участника обсуждения не требуется моментальной реакции на все сообщения;  Я, как участник, не пытаюсь на все ответить сразу.  В противном случае начинает глаз дергаться от попытки все время читать и отвечать, совмещая общение с другими делами. У общения должна быть тема. Как мне кажется, тут может быть несколько вариантов:  есть тема для чата (например, как у нас была про использование телеграма) и чат такой доступен в течении дня. Есть вопросы для обсуждения, есть задача для решения и все над ней работают.  справочный чат: тут участников может быть много, все спрашивают всех (кстати, э

Как написать концепцию электронного курса?

Разработка курса начинается с создания концепции. То есть с описание того, каким именно будет тот курс, который мы хотим получить в итоге. Я делаю короткий, не больше 1 страницы текста документ, с текстовым описанием идеи. Иногда на один курс создается несколько концепций, каждая со своим уклоном и своими идеями. Самое главное - это очень простой и очень понятный текст, который четко дает понять, что именно будет в итоге, как его будут изучать и что в нем слушатель сможет делать. Какая информация вам потребуется для создания концепции? Какой именно курс создается? - И это не только название курса, но перечень вопросов, на которые он должен ответить. Кто будет проходить курс? - Это описание целевой аудитории, включая пол, возраст, опыт работы, опыт обучения.  Почему этот курс нужно будет проходить? - В чем проблема сейчас? Почему без курса нельзя работать? Что должно быть в итоге? - Что человек должен уметь делать после того, как он курс изучит?  Как делается то, что нужно дела

Как определить длительность электронного курса?

Очень часто возникает вопрос длительности курса, причем посчитать его нужно не только в слайдах, но и в минутах. Это может потребоваться для тендера (чтобы сравнивать предложения), для расчета времени отвлечения сотрудника от работы и еще для описания самого курса, чтобы сказать слушателю, сколько нужно будет запланировать времени, чтобы пройти курс.  Конечно, посчитать реальную длительность обучения почти невозможно - процесс восприятия информации очень индивидуален. Кто-то может быстро все просканировать и выбрать нужное, кто-то - будет долго и внимательно изучать материалы, а результат будет аналогичный. Но задача такая возникает и есть несколько подходов к расчетам.  1. Как понять, сколько получится слайдов курса из 1ого текстового документа?  В среднем на 1м текстовом слайде/экране нормально помещается 800 знаков текста с пробелами. Если на экране будет что-то кроме текста, то скорее всего больше 500 знаков точно не влезет. В итоге получаем на 1 страницу текста (около