К основному контенту

Почему e-learning короче очного обучения?

Очный тренинг идет 8 часов. Электронный курс на аналогичную тему может уложиться в 1-3 часа. Как это получается? E-learning хуже, менее глубокий, в нем мало информации? Или же действительно можно сократить 8 часов до 1-3 без потери эффективности?

Если честно, я вообще не люблю сравнивать очное и электронное. Потому что это разные методики, разные форматы и разные задачи, что особенно важно. По сути, это как разные виды спорта, каждый из которых подходит определенным людям, для определенных задач, для разных условий. Мы все время пытаемся сравнить e-learning и очное обучение, а ведь в зависимости от формата люди и учатся по-разному, и воспринимают само обучение совершенно иначе. Тем не менее, вопрос возникает очень часто - как 8 часов становятся 2мя часами?

Возьму для примера свой тренинг по педагогическому дизайну. Идет он 2 дня, с 10 до 18, а иногда до 19. Пусть будет общего времени 16 часов.
  • Утро первого дня уходит на приветствия, представления и общие вопросы - это минимум 30 минут. Да, для людей, которые будут 2 дня работать вместе, это очень важно, особенность формата. 
  • У нас заложено 2 (15 минут) перерыва на кофе и 1 на обед (60 минут). В реальности на кофе уходит минут по 20 (пока все соберутся). То есть 1 час 40 минут. 
  • Около часа за оба дня уходит на обсуждение частных вопросов, которые могут даже не относиться к теме тренинга, но при это всплывают и как тренер я все равно их должна в какой-то форме закрыть. 
  • Запланировано 6 групповых заданий за оба дня. Пока люди соберутся, усядутся и начнут реально работать - около 10 минут на каждом задании вылетает. То есть всего 60 минут. 
  • И еще одна подгруппа всегда будет работать медленнее, чем все остальные. Не потому что плохо работает, а потому что мысль как-то так пошла и потребовала больше времени на обработку. И большая часть группы еще около 5-7 минут на каждом из 6 заданий будет ждать. 
Считаем: 30 минут (утро) + 100*2 минут (перерывы за 2 дня) + 60 минут (сторонние вопросы) + 60 минут (задания) + 30 минут (ожидание) = 6,3 часа. Итого от тренинга осталось около 10 часов, чуть больше половины.
Теперь моя работа:
  • Я могу где-то сказать больше, чем стоило бы, потому что тема мне самой интересна или потому, что я вижу, что кто-то один в группе пока еще не воспринял меня. Пусть это будет лишних 30 минут за 2 дня.
  • Некоторое время у меня все равно уходит на переключение слайдов, презентаций, рисование на доске, переключение между разными инструментами тренера, пусть даже и все у меня лежит под руками. Пусть это будет еще 30 минут. 
  • Иногда может уйти время на то, чтобы кого-то убедить/переубедить, это тоже может быть минут 30. Но считать это не буду, так не каждый раз бывает. 
То есть еще 1 час от тренинга убираем, получается 9 часов. Убирая чисто технические моменты, мы уже получаем примерно половину времени.

И теперь про восприятие: речевые конструкции длиннее письменных, даже просто за счет каких-то отдельных слов. Голосом многие вещи мы рассказываем дольше, чем текстом. При переработке материала в текстовый вид у нас получается меньше, чем то, что мы говорим. Практические задания становятся интерактивными практикумами, который каждый делает самостоятельно, то есть времени на обсуждение не уходит. Тут сразу скажу, что я не говорю о том, что это будет эффективнее, для многих тем именно групповые обсуждения являются наиболее важным элементом обучения. Но уж если мы говорим про курс, то там, то, что в аудитории идет в группе, будет проходить индивидуально.

В результате задания, на которые у меня уходит часа 4 в общей сложности, могут быть в курсе представлены в виде заданий на 1 час выполнения. Или меньше.
И снова комментарий, я не говорю, что очный тренинг не эффективен, когда он идет, то все эти временные задержки и интервалы очень органично вписываются и также нужны для хорошего обучения. Просто в e-learning их в принципе нет. А в расчасовке тренинга мы их учитываем.
Вот и получается, что курс сокращается минимум в 2 раза. То есть 8 часов могут легко превратиться в 4. А потом и в 2, потому что и материал сократиться, и лишние слова уйдут и задания будут короче и автоматизированными.

Для многих оперативных задач компаний такое сокращение количества времени на обучение становится хорошим подспорьем в повышении эффективности. Но и даже при таких приятных возможностях e-learning стоит помнить, что некоторые темы все равно требуют пусть и онлайн, но все равно общения и рассуждения. Просто не стоит думать, что e-learning короче, потому что он хуже. Он просто другой. 

Комментарии

Unknown написал(а)…
Анненков Владимир Владимирович - лидер гонки "Образование 3" для "вечных студентов" в социальных сетях.

Спасибо за конкретный расчёт. Дал ссылку со-учащимся - https://www.facebook.com/groups/714385765289258/permalink/850881448306355/
Маргарита написал(а)…
Электронное обучение сейчас очень эффективно, но еще эффективнее сочетать его с очным. Маргарита Кузьмина.

Популярные сообщения из этого блога

Как использовать Телеграм в обучении?

На прошлой неделе с коллегами по e-learning провели очень интересный диалог о том, как можно использовать мессенджеры для обучения. Проводили диалог в чате, в Телеграме, а потому многие выводы получены на практике, особенно про удобство использования. Начну с удобства. Телеграм и все его аналоги - это удобно и неудобно одновременно. Для комфортной работы нужно несколько установок: От участника обсуждения не требуется моментальной реакции на все сообщения;  Я, как участник, не пытаюсь на все ответить сразу.  В противном случае начинает глаз дергаться от попытки все время читать и отвечать, совмещая общение с другими делами. У общения должна быть тема. Как мне кажется, тут может быть несколько вариантов:  есть тема для чата (например, как у нас была про использование телеграма) и чат такой доступен в течении дня. Есть вопросы для обсуждения, есть задача для решения и все над ней работают.  справочный чат: тут участников может быть много, все спрашивают всех (кстати, э

Как обмануть тест?

Создание хорошего теста - задача не менее сложная, чем создание самого курса. В учебных материалах по педагогичскому дизайну этому вопросу уделяется очень много времени. Неверно составленный тест - это потерянное время и создателя и учащегося, а главное - совсем не понятно, действительно ли человек что-то знает или ему просто повезло. Вот несколько способов, как можно обмануть тест. Из этих способов стоит сделать выводы, как не стоит проектировать тесты. 1. Если вы сомневаетесь, выбирайте вариант С. Разработчики тестов часто забывают о перемешивании вариантов. Следующий по популярности - вариант В. 2. Если сомневаетесь - выбираете самый длинный вариант. Опять же дизайнеры часто не могут укоротить правильные ответы, а вот с неправильными у них полная свобода действий. 3. Ответ "Все вышеперечисленное" скорее всего правильный, также как и "Ничего из вышеперечисленного", особенно, если нет очевидно правильных или неправильных. 4. Выбирайте ответы в середине.

Оформление презентаций

У нас весь прошлый год прошел под девизом "Учимся делать хорошие презентации". Учились не мы, а наши заказчики, которые понимают, что хорошая и правильно оформленная презентация - очень много значит для бизнеса. И под конец года получился у нас из ответов на многочисленные вопросы вот такой простой и небольшой курс. Если нужен SCORM-архив для загрузки в СДО - пишите в комментариях, куда его отправить.