31.07.2014

Сколько нужно креатива?

Вот такой у меня возник вопрос - сколько нужно креатива в e-learning? И даже не рамках одного курса, а в рамках системы в целом. Скажем, когда в СДО есть пара сюжетных курсов со сложной метафорой, например, на основе фильма и мультика, на основе книги или просто написана очень сложная история, это не кажется чем-то странным. Даже наоборот, это увлекательно, интересно, для разнообразия - очень полезно. Но что если все курсы компании такие - со сказочными героями, сюжетами на основе боевика, со сложными метафорами?

Лично мне сложные метафоры перенести на рабочую практику сложно. Что такое сложная метафора? Например, у вас в курсе сюжет развивается на Марсе. И задача инопланетянам продать наш продукт. И все под эту тему подстроено: и герой, и оформление, и клиенты. Это сложная метафора, которая на реальную жизнь совсем не похожа. Возникает вопрос - будет ли такой материал восприниматься серьезно? И более того - смогут ли слушатели перенести новые знания на практику?

А перенос - это самая главная задача. Вот вижу я в курсе пример, который очень похож на мою работу, и сразу понимаю - это про меня, это для меня. Мое внимание - в этой ситуации, потому что потенциально я понимаю, что мне сейчас могут помочь решить какую-то проблему или трудность, с которой я часто сталкиваюсь. И чем реальнее ситуация и чем лучше новые знания вписаны в эту ситуацию в виде решения, тем проще мне перенести знания в реальную жизнь. А если сначала нужно понять, что Марс - это магазин? А инопланетянин - клиент? И еще и разобраться с тем, как такой инопланетянин будет выглядеть в реальной жизни? Будут ли это делать те, кто и так несильно замотивирован к получению новых знаний?

Мы учим людей, которые должны взять новые знания и начать их активно использовать. И чем быстрее, тем лучше. И чем меньше они сделают ошибок, тем эффективнее прошло обучение. Стоит ли делать блокбастер из каждого курса? Мне кажется, что мы можем серьезно рисковать эффективностью обучения, потому что оно не будет восприниматься. Да, в курсе может быть история, может быть игра, могут быть герои и интересные события. Но, на мой взгляд, история должна быть основана на реальных событиях.

Как вы думаете, сколько должно быть креатива в курсе? 

1 коммент.:

Михаил Эльтерман комментирует...

Добрый день! Меня зовут Михаил Юрьевич Эльтерман. Я бизнес тренер , педагог и лектор, вопросы электронного обучения меня живо интересуют.
Думаю, как и в любой творческой деятельности, дело не в том какие метафоры мы используем, а том, насколько они уместны.
В своей работе я опираюсь именно на шедевры культуры, так, создал цикл лекций, семинаров и статей "Мировая культура глазами предпринимателя", где рассматриваю шедевры литературы и философии с точки зрения актуальных проблем бизнеса.
Среди моих методических оснований - Сократ и Булгаков, Гоголь и Пушкин, Витгенштейн и Тургенев. Недавно написал семинар "Бизнес и жизнь. Еврейский подход".
Так вот, полагаю, что даже самый "сухой" способ изложения материала несет в себе нечто кроме набора информации - имидж автора, посыл лекции, образ адресата. То есть креатив - неизбежен. И лучше его со вкусом и пользой использовать, чем надеяться, что без него можно обойтись.
Спасибо, что затронули близкую мне тему.