К основному контенту

Мотивация к обучению и в процессе него

Уже наверно года 3 Дэн Пинк занимает одно из первых мест в списке моих самых уважаемых авторов. Я прочитала его The Whole New Mind и поняла, что нашла ответы на многие вопросы относительного того, как должен развиваться человек. А Drive дал ответы на вопросы мотивации - себя лично и моих коллег.

Он ничего не говорит про обучение. Точнее говорит, но пробует применить свои наработки для мотивации к обучению. Но если смотреть на обучение как на любую другую деятельность человека, то очень многое можно использовать.

Самая главная мысли Пинка: "Мотивация кнута и пряника хорошо работала для задач до 20ого века включительно. В 21м веке, когда большинство задач связано с интеллектуальной деятельностью, такая мотивация не работает". Теперь если мы с вами посмотрим на темы, которым мы обучаем, то большинство из них выходит за рамки "простых, формализованных задач". Например, техника эффективной презентации требует внутреннего желания и мотивации. Если человек сам не хочет, то он и не будет хорошо делать слайды и хорошо выступать. Заставить это сделать невозможно. (Я лет 8 назад проверила это на своем опыте - попыталась заставить коллегу выступать, потому что считала, что у него действительно есть что сказать. Результат получился очень неприятный.)

Зачастую основной мотивацией в большинстве электронных курсов является сдача теста. По-крайней мере, эта та мотивация, которая лежит на поверхности. И если тест не сдан, то последуют некоторые организационные меры, очевидно, не самые приятные для сотрудника. Успешное же прохождение курса не предлагает ничего интересного, кроме того, что план обучения будет выполнен и "я получу новые знания". (Не факт, что я, сотрудник, вообще понимаю, что мне с этими новыми знаниями делать;)

Что предлагает Пинк? Он говорит, что мотивировать нужно через Автономию, Мастерство и Смысл. То есть каждый человек на своем рабочем месте, будет работать лучше, если у него будет возможность работать в некотором смысле автономно, самостоятельно, если он будет через свою деятельность становиться лучше и если его действия будут иметь смысл, для него самого, естественно.

Теперь попробуем перенести это на курсы, крупно и в общем:
1) Слушателям нужна свобода в курсах - какую тему смотреть, в какой последовательности. Читать теорию или сразу делать практику. Читать полный материал или только краткий. Тут сразу видно, что закрытой навигации для тем, которые должны развивать человека и мотивировать действовать иначе, просто не должно быть. Не должно быть и обязательного изучения какого-то объема материала, должен быть выбор, как, когда и сколько.
2) Каждый курс должен помогать человеку стать лучше. Не знать больше, не делать больше, а быть лучше, развиваться. Мне очень нравится подход, когда в конце курса показывается, что в начале вы могли только это, а теперь вы можете и это и то, и теперь вы стали намного лучше. И сам курс должен постоянно человеку помогать не в том, чтобы запомнить текст, а том, чтобы развиваться.
3) У каждого курса должен быть смысл. И не смысл для компании и/или бизнес-процесса, а для того, кто будет его проходить. Во многом это связано с мастерством. Слушатели должны чувствовать, что сейчас они тратят время не зря.

Посмотрите его лекцию, я уверена, что в ней есть не только вдохновение, но и очень много смысла для каждого, кто занимается обучением.


Комментарии

Постников Сергей написал(а)…
Спасибо. Было интересно.
Михаил Тресер написал(а)…
Спасибо за статью. Я тоже очень увлекся темой мотивации, так как почувствовал, что этому в большинстве случаев не уделяется внимания. Чтобы я не читал по этой теме и какие курсы не проходил всё упирается в Self Determination Theory и три краеугольных камня, о которых говорит Дэн Пинк. Я правда к его докладам пришел не со стороны TEDа, а со стороны RSA. Кстати, тоже очень рекомендую к просмотру: http://www.youtube.com/watch?v=u6XAPnuFjJc

Тема очень важная и интересная. По моим ощущениям, далеко не во всех компаниях готовы предоставить своим сотрудникам "Автономность", например.
Андреев Александр написал(а)…
Спасибо. Я нашел подтверждение своим взглядам.
Elena Tikhomirova написал(а)…
Михаил, я видела это, спасибо!

Я пришла к Пинку через его книги. В 2009 году в Штатах на конференции он выступал, мне очень понравилось и я решила почитать то, что он пишет. Книгу купила, но, честно говоря, она пролежала около года, никак руки не доходили. А вот когда дошли, я поняла, что именно этих мыслей мне в ID не хватало.

Мне кажется, что ID без знания мотивации и того, что движет человеком, в принципе невозможно.

Популярные сообщения из этого блога

Как использовать Телеграм в обучении?

На прошлой неделе с коллегами по e-learning провели очень интересный диалог о том, как можно использовать мессенджеры для обучения. Проводили диалог в чате, в Телеграме, а потому многие выводы получены на практике, особенно про удобство использования. Начну с удобства. Телеграм и все его аналоги - это удобно и неудобно одновременно. Для комфортной работы нужно несколько установок: От участника обсуждения не требуется моментальной реакции на все сообщения;  Я, как участник, не пытаюсь на все ответить сразу.  В противном случае начинает глаз дергаться от попытки все время читать и отвечать, совмещая общение с другими делами. У общения должна быть тема. Как мне кажется, тут может быть несколько вариантов:  есть тема для чата (например, как у нас была про использование телеграма) и чат такой доступен в течении дня. Есть вопросы для обсуждения, есть задача для решения и все над ней работают.  справочный чат: тут участников может быть много, все спрашив...

Как определить длительность электронного курса?

Очень часто возникает вопрос длительности курса, причем посчитать его нужно не только в слайдах, но и в минутах. Это может потребоваться для тендера (чтобы сравнивать предложения), для расчета времени отвлечения сотрудника от работы и еще для описания самого курса, чтобы сказать слушателю, сколько нужно будет запланировать времени, чтобы пройти курс.  Конечно, посчитать реальную длительность обучения почти невозможно - процесс восприятия информации очень индивидуален. Кто-то может быстро все просканировать и выбрать нужное, кто-то - будет долго и внимательно изучать материалы, а результат будет аналогичный. Но задача такая возникает и есть несколько подходов к расчетам.  1. Как понять, сколько получится слайдов курса из 1ого текстового документа?  В среднем на 1м текстовом слайде/экране нормально помещается 800 знаков текста с пробелами. Если на экране будет что-то кроме текста, то скорее всего больше 500 знаков точно не влезет. В итоге получаем на 1 страницу ...

Как написать концепцию электронного курса?

Разработка курса начинается с создания концепции. То есть с описание того, каким именно будет тот курс, который мы хотим получить в итоге. Я делаю короткий, не больше 1 страницы текста документ, с текстовым описанием идеи. Иногда на один курс создается несколько концепций, каждая со своим уклоном и своими идеями. Самое главное - это очень простой и очень понятный текст, который четко дает понять, что именно будет в итоге, как его будут изучать и что в нем слушатель сможет делать. Какая информация вам потребуется для создания концепции? Какой именно курс создается? - И это не только название курса, но перечень вопросов, на которые он должен ответить. Кто будет проходить курс? - Это описание целевой аудитории, включая пол, возраст, опыт работы, опыт обучения.  Почему этот курс нужно будет проходить? - В чем проблема сейчас? Почему без курса нельзя работать? Что должно быть в итоге? - Что человек должен уметь делать после того, как он курс изучит?  Как делается то, что н...