Уже наверно года 3 Дэн Пинк занимает одно из первых мест в списке моих самых уважаемых авторов. Я прочитала его The Whole New Mind и поняла, что нашла ответы на многие вопросы относительного того, как должен развиваться человек. А Drive дал ответы на вопросы мотивации - себя лично и моих коллег.
Он ничего не говорит про обучение. Точнее говорит, но пробует применить свои наработки для мотивации к обучению. Но если смотреть на обучение как на любую другую деятельность человека, то очень многое можно использовать.
Самая главная мысли Пинка: "Мотивация кнута и пряника хорошо работала для задач до 20ого века включительно. В 21м веке, когда большинство задач связано с интеллектуальной деятельностью, такая мотивация не работает". Теперь если мы с вами посмотрим на темы, которым мы обучаем, то большинство из них выходит за рамки "простых, формализованных задач". Например, техника эффективной презентации требует внутреннего желания и мотивации. Если человек сам не хочет, то он и не будет хорошо делать слайды и хорошо выступать. Заставить это сделать невозможно. (Я лет 8 назад проверила это на своем опыте - попыталась заставить коллегу выступать, потому что считала, что у него действительно есть что сказать. Результат получился очень неприятный.)
Зачастую основной мотивацией в большинстве электронных курсов является сдача теста. По-крайней мере, эта та мотивация, которая лежит на поверхности. И если тест не сдан, то последуют некоторые организационные меры, очевидно, не самые приятные для сотрудника. Успешное же прохождение курса не предлагает ничего интересного, кроме того, что план обучения будет выполнен и "я получу новые знания". (Не факт, что я, сотрудник, вообще понимаю, что мне с этими новыми знаниями делать;)
Что предлагает Пинк? Он говорит, что мотивировать нужно через Автономию, Мастерство и Смысл. То есть каждый человек на своем рабочем месте, будет работать лучше, если у него будет возможность работать в некотором смысле автономно, самостоятельно, если он будет через свою деятельность становиться лучше и если его действия будут иметь смысл, для него самого, естественно.
Теперь попробуем перенести это на курсы, крупно и в общем:
1) Слушателям нужна свобода в курсах - какую тему смотреть, в какой последовательности. Читать теорию или сразу делать практику. Читать полный материал или только краткий. Тут сразу видно, что закрытой навигации для тем, которые должны развивать человека и мотивировать действовать иначе, просто не должно быть. Не должно быть и обязательного изучения какого-то объема материала, должен быть выбор, как, когда и сколько.
2) Каждый курс должен помогать человеку стать лучше. Не знать больше, не делать больше, а быть лучше, развиваться. Мне очень нравится подход, когда в конце курса показывается, что в начале вы могли только это, а теперь вы можете и это и то, и теперь вы стали намного лучше. И сам курс должен постоянно человеку помогать не в том, чтобы запомнить текст, а том, чтобы развиваться.
3) У каждого курса должен быть смысл. И не смысл для компании и/или бизнес-процесса, а для того, кто будет его проходить. Во многом это связано с мастерством. Слушатели должны чувствовать, что сейчас они тратят время не зря.
Посмотрите его лекцию, я уверена, что в ней есть не только вдохновение, но и очень много смысла для каждого, кто занимается обучением.
Он ничего не говорит про обучение. Точнее говорит, но пробует применить свои наработки для мотивации к обучению. Но если смотреть на обучение как на любую другую деятельность человека, то очень многое можно использовать.
Самая главная мысли Пинка: "Мотивация кнута и пряника хорошо работала для задач до 20ого века включительно. В 21м веке, когда большинство задач связано с интеллектуальной деятельностью, такая мотивация не работает". Теперь если мы с вами посмотрим на темы, которым мы обучаем, то большинство из них выходит за рамки "простых, формализованных задач". Например, техника эффективной презентации требует внутреннего желания и мотивации. Если человек сам не хочет, то он и не будет хорошо делать слайды и хорошо выступать. Заставить это сделать невозможно. (Я лет 8 назад проверила это на своем опыте - попыталась заставить коллегу выступать, потому что считала, что у него действительно есть что сказать. Результат получился очень неприятный.)
Зачастую основной мотивацией в большинстве электронных курсов является сдача теста. По-крайней мере, эта та мотивация, которая лежит на поверхности. И если тест не сдан, то последуют некоторые организационные меры, очевидно, не самые приятные для сотрудника. Успешное же прохождение курса не предлагает ничего интересного, кроме того, что план обучения будет выполнен и "я получу новые знания". (Не факт, что я, сотрудник, вообще понимаю, что мне с этими новыми знаниями делать;)
Что предлагает Пинк? Он говорит, что мотивировать нужно через Автономию, Мастерство и Смысл. То есть каждый человек на своем рабочем месте, будет работать лучше, если у него будет возможность работать в некотором смысле автономно, самостоятельно, если он будет через свою деятельность становиться лучше и если его действия будут иметь смысл, для него самого, естественно.
Теперь попробуем перенести это на курсы, крупно и в общем:
1) Слушателям нужна свобода в курсах - какую тему смотреть, в какой последовательности. Читать теорию или сразу делать практику. Читать полный материал или только краткий. Тут сразу видно, что закрытой навигации для тем, которые должны развивать человека и мотивировать действовать иначе, просто не должно быть. Не должно быть и обязательного изучения какого-то объема материала, должен быть выбор, как, когда и сколько.
2) Каждый курс должен помогать человеку стать лучше. Не знать больше, не делать больше, а быть лучше, развиваться. Мне очень нравится подход, когда в конце курса показывается, что в начале вы могли только это, а теперь вы можете и это и то, и теперь вы стали намного лучше. И сам курс должен постоянно человеку помогать не в том, чтобы запомнить текст, а том, чтобы развиваться.
3) У каждого курса должен быть смысл. И не смысл для компании и/или бизнес-процесса, а для того, кто будет его проходить. Во многом это связано с мастерством. Слушатели должны чувствовать, что сейчас они тратят время не зря.
Посмотрите его лекцию, я уверена, что в ней есть не только вдохновение, но и очень много смысла для каждого, кто занимается обучением.
Комментарии
Тема очень важная и интересная. По моим ощущениям, далеко не во всех компаниях готовы предоставить своим сотрудникам "Автономность", например.
Я пришла к Пинку через его книги. В 2009 году в Штатах на конференции он выступал, мне очень понравилось и я решила почитать то, что он пишет. Книгу купила, но, честно говоря, она пролежала около года, никак руки не доходили. А вот когда дошли, я поняла, что именно этих мыслей мне в ID не хватало.
Мне кажется, что ID без знания мотивации и того, что движет человеком, в принципе невозможно.