К основному контенту

Мотивация к обучению и в процессе него

Уже наверно года 3 Дэн Пинк занимает одно из первых мест в списке моих самых уважаемых авторов. Я прочитала его The Whole New Mind и поняла, что нашла ответы на многие вопросы относительного того, как должен развиваться человек. А Drive дал ответы на вопросы мотивации - себя лично и моих коллег.

Он ничего не говорит про обучение. Точнее говорит, но пробует применить свои наработки для мотивации к обучению. Но если смотреть на обучение как на любую другую деятельность человека, то очень многое можно использовать.

Самая главная мысли Пинка: "Мотивация кнута и пряника хорошо работала для задач до 20ого века включительно. В 21м веке, когда большинство задач связано с интеллектуальной деятельностью, такая мотивация не работает". Теперь если мы с вами посмотрим на темы, которым мы обучаем, то большинство из них выходит за рамки "простых, формализованных задач". Например, техника эффективной презентации требует внутреннего желания и мотивации. Если человек сам не хочет, то он и не будет хорошо делать слайды и хорошо выступать. Заставить это сделать невозможно. (Я лет 8 назад проверила это на своем опыте - попыталась заставить коллегу выступать, потому что считала, что у него действительно есть что сказать. Результат получился очень неприятный.)

Зачастую основной мотивацией в большинстве электронных курсов является сдача теста. По-крайней мере, эта та мотивация, которая лежит на поверхности. И если тест не сдан, то последуют некоторые организационные меры, очевидно, не самые приятные для сотрудника. Успешное же прохождение курса не предлагает ничего интересного, кроме того, что план обучения будет выполнен и "я получу новые знания". (Не факт, что я, сотрудник, вообще понимаю, что мне с этими новыми знаниями делать;)

Что предлагает Пинк? Он говорит, что мотивировать нужно через Автономию, Мастерство и Смысл. То есть каждый человек на своем рабочем месте, будет работать лучше, если у него будет возможность работать в некотором смысле автономно, самостоятельно, если он будет через свою деятельность становиться лучше и если его действия будут иметь смысл, для него самого, естественно.

Теперь попробуем перенести это на курсы, крупно и в общем:
1) Слушателям нужна свобода в курсах - какую тему смотреть, в какой последовательности. Читать теорию или сразу делать практику. Читать полный материал или только краткий. Тут сразу видно, что закрытой навигации для тем, которые должны развивать человека и мотивировать действовать иначе, просто не должно быть. Не должно быть и обязательного изучения какого-то объема материала, должен быть выбор, как, когда и сколько.
2) Каждый курс должен помогать человеку стать лучше. Не знать больше, не делать больше, а быть лучше, развиваться. Мне очень нравится подход, когда в конце курса показывается, что в начале вы могли только это, а теперь вы можете и это и то, и теперь вы стали намного лучше. И сам курс должен постоянно человеку помогать не в том, чтобы запомнить текст, а том, чтобы развиваться.
3) У каждого курса должен быть смысл. И не смысл для компании и/или бизнес-процесса, а для того, кто будет его проходить. Во многом это связано с мастерством. Слушатели должны чувствовать, что сейчас они тратят время не зря.

Посмотрите его лекцию, я уверена, что в ней есть не только вдохновение, но и очень много смысла для каждого, кто занимается обучением.


Комментарии

Постников Сергей написал(а)…
Спасибо. Было интересно.
Михаил Тресер написал(а)…
Спасибо за статью. Я тоже очень увлекся темой мотивации, так как почувствовал, что этому в большинстве случаев не уделяется внимания. Чтобы я не читал по этой теме и какие курсы не проходил всё упирается в Self Determination Theory и три краеугольных камня, о которых говорит Дэн Пинк. Я правда к его докладам пришел не со стороны TEDа, а со стороны RSA. Кстати, тоже очень рекомендую к просмотру: http://www.youtube.com/watch?v=u6XAPnuFjJc

Тема очень важная и интересная. По моим ощущениям, далеко не во всех компаниях готовы предоставить своим сотрудникам "Автономность", например.
Андреев Александр написал(а)…
Спасибо. Я нашел подтверждение своим взглядам.
Elena Tikhomirova написал(а)…
Михаил, я видела это, спасибо!

Я пришла к Пинку через его книги. В 2009 году в Штатах на конференции он выступал, мне очень понравилось и я решила почитать то, что он пишет. Книгу купила, но, честно говоря, она пролежала около года, никак руки не доходили. А вот когда дошли, я поняла, что именно этих мыслей мне в ID не хватало.

Мне кажется, что ID без знания мотивации и того, что движет человеком, в принципе невозможно.

Популярные сообщения из этого блога

Как использовать Телеграм в обучении?

На прошлой неделе с коллегами по e-learning провели очень интересный диалог о том, как можно использовать мессенджеры для обучения. Проводили диалог в чате, в Телеграме, а потому многие выводы получены на практике, особенно про удобство использования. Начну с удобства. Телеграм и все его аналоги - это удобно и неудобно одновременно. Для комфортной работы нужно несколько установок: От участника обсуждения не требуется моментальной реакции на все сообщения;  Я, как участник, не пытаюсь на все ответить сразу.  В противном случае начинает глаз дергаться от попытки все время читать и отвечать, совмещая общение с другими делами. У общения должна быть тема. Как мне кажется, тут может быть несколько вариантов:  есть тема для чата (например, как у нас была про использование телеграма) и чат такой доступен в течении дня. Есть вопросы для обсуждения, есть задача для решения и все над ней работают.  справочный чат: тут участников может быть много, все спрашивают всех (кстати, э

Как обмануть тест?

Создание хорошего теста - задача не менее сложная, чем создание самого курса. В учебных материалах по педагогичскому дизайну этому вопросу уделяется очень много времени. Неверно составленный тест - это потерянное время и создателя и учащегося, а главное - совсем не понятно, действительно ли человек что-то знает или ему просто повезло. Вот несколько способов, как можно обмануть тест. Из этих способов стоит сделать выводы, как не стоит проектировать тесты. 1. Если вы сомневаетесь, выбирайте вариант С. Разработчики тестов часто забывают о перемешивании вариантов. Следующий по популярности - вариант В. 2. Если сомневаетесь - выбираете самый длинный вариант. Опять же дизайнеры часто не могут укоротить правильные ответы, а вот с неправильными у них полная свобода действий. 3. Ответ "Все вышеперечисленное" скорее всего правильный, также как и "Ничего из вышеперечисленного", особенно, если нет очевидно правильных или неправильных. 4. Выбирайте ответы в середине.

Как написать концепцию электронного курса?

Разработка курса начинается с создания концепции. То есть с описание того, каким именно будет тот курс, который мы хотим получить в итоге. Я делаю короткий, не больше 1 страницы текста документ, с текстовым описанием идеи. Иногда на один курс создается несколько концепций, каждая со своим уклоном и своими идеями. Самое главное - это очень простой и очень понятный текст, который четко дает понять, что именно будет в итоге, как его будут изучать и что в нем слушатель сможет делать. Какая информация вам потребуется для создания концепции? Какой именно курс создается? - И это не только название курса, но перечень вопросов, на которые он должен ответить. Кто будет проходить курс? - Это описание целевой аудитории, включая пол, возраст, опыт работы, опыт обучения.  Почему этот курс нужно будет проходить? - В чем проблема сейчас? Почему без курса нельзя работать? Что должно быть в итоге? - Что человек должен уметь делать после того, как он курс изучит?  Как делается то, что нужно дела