22.10.2011

Принципы работы мозга для обучения

В четверг первый раз проводила вебинар про принципы работы мозга. Эта тема меня заинтересовала очень давно, когда изучая основные теории педагогического дизайна разбиралась с моделью обработки информацией мозга и сделала вывод о том, что главная задача человека, который создает курс - добиться перемещения информации из краткосрочной памяти в долгосрочную. С этого началось мое изучение материалов по работе мозга. Прочитав не один десяток источников, послушав лекции нейрохирургов и нейрофизиологов, я поняла - если знать базовые принципы работы мозга, в обучении можно добиться большего.

Итак, презентация вебинара как всегда опубликована (не буду вставлять, почему-то блог стал из-за этого притормаживать). Запись тоже есть.

Вебинар прошел исключительно активно, позитивно и продуктивно! Мы с участниками сделали небольшие шпаргалки по некоторым моментам, которые имеют значение для разработки курсов.

В первую очередь мы обсуждали вопрос о том, почему теряется внимание. Участники отметили:
- избыток информации
- отсутствие интереса
- внешние раздражители
- разброс возможностей
- однообразие информации
- скучность подачи
- отсутствие нового в материалах
- неактивный учебный процесс
- избыток элементов
- отсутствие понимания смысла обучения

Если все соединить вместе, то получится отличный список рекомендаций, следуя которым можно создать эффективный курса.

Какие еще интересные мысли были на вебинаре:
- запоминается то, что интересно и вызывает эмоции
- один слайд - одна идея
- чтобы запомнилось - нужно убрать все лишнее
- маленькие порции информации, легкие предложения, сопровождение графикой
- материалы нужно насытить примерами и яркими моментами

Огромное спасибо участникам! Будем тему развивать!


1 коммент.:

Петров И.Е. комментирует...

Досадно, что пропустил вебенар, но постараюсь внести свои коментарии, после просмотра презентации. Для начала, я считаю надо изучать не работу мозга, а работу с человека с информацией. Человек это интеллектуальная информационная система, которая получает информацию, обрабатывает и выдает новую информацию. Следовательно, надо исследовать и искать общие особенности и отличия в обработке информации разными людьми, т.е. классифицировать обучаемых по группам, имеющим сходные признаки работы с информацией. После решения данной задачи отпадет вопрос по шуму и информационному мусору. Что касается многозадачности мозга, то есть группы людей, кто способен работать в многозадачном режиме, так что я бы так утвердительно утверждать не стал. С какналами согласен, только упор надо делать на индивидуализированную эффективность, т.е. для одного упор на звук, для другого на видео... Комбинированность воздействия по каналам и плюсы от нее несомненны. Внимание слушателя зависит не только от среды обучения, я бы уточнил от межличностных коммуникаций. Почему сотрудники не хотят обучаться, просто в нашей стране полностью отсутствует система профориентации и научные методы управления персоналом...:( Люди в большинстве своем работают не по сильным врожденным функциям, а по воспитуемым, вот вам и результат. Что касается стресса, то нужно вернуться к классификации обучаемых по группам и тогда станет все ясно...:) Обсуждать краткосрочную память и долгосрочную смысла нет, ибо изначально любого человека надо сравнивать с приемником и передатчиком информации.:) Что касается когнитивной нагрузки, то ее несет прежде всего индивидуализированное содержание к обучаемому.