К основному контенту

Принципы работы мозга для обучения

В четверг первый раз проводила вебинар про принципы работы мозга. Эта тема меня заинтересовала очень давно, когда изучая основные теории педагогического дизайна разбиралась с моделью обработки информацией мозга и сделала вывод о том, что главная задача человека, который создает курс - добиться перемещения информации из краткосрочной памяти в долгосрочную. С этого началось мое изучение материалов по работе мозга. Прочитав не один десяток источников, послушав лекции нейрохирургов и нейрофизиологов, я поняла - если знать базовые принципы работы мозга, в обучении можно добиться большего.

Итак, презентация вебинара как всегда опубликована (не буду вставлять, почему-то блог стал из-за этого притормаживать). Запись тоже есть.

Вебинар прошел исключительно активно, позитивно и продуктивно! Мы с участниками сделали небольшие шпаргалки по некоторым моментам, которые имеют значение для разработки курсов.

В первую очередь мы обсуждали вопрос о том, почему теряется внимание. Участники отметили:
- избыток информации
- отсутствие интереса
- внешние раздражители
- разброс возможностей
- однообразие информации
- скучность подачи
- отсутствие нового в материалах
- неактивный учебный процесс
- избыток элементов
- отсутствие понимания смысла обучения

Если все соединить вместе, то получится отличный список рекомендаций, следуя которым можно создать эффективный курса.

Какие еще интересные мысли были на вебинаре:
- запоминается то, что интересно и вызывает эмоции
- один слайд - одна идея
- чтобы запомнилось - нужно убрать все лишнее
- маленькие порции информации, легкие предложения, сопровождение графикой
- материалы нужно насытить примерами и яркими моментами

Огромное спасибо участникам! Будем тему развивать!


Комментарии

Петров И.Е. написал(а)…
Досадно, что пропустил вебенар, но постараюсь внести свои коментарии, после просмотра презентации. Для начала, я считаю надо изучать не работу мозга, а работу с человека с информацией. Человек это интеллектуальная информационная система, которая получает информацию, обрабатывает и выдает новую информацию. Следовательно, надо исследовать и искать общие особенности и отличия в обработке информации разными людьми, т.е. классифицировать обучаемых по группам, имеющим сходные признаки работы с информацией. После решения данной задачи отпадет вопрос по шуму и информационному мусору. Что касается многозадачности мозга, то есть группы людей, кто способен работать в многозадачном режиме, так что я бы так утвердительно утверждать не стал. С какналами согласен, только упор надо делать на индивидуализированную эффективность, т.е. для одного упор на звук, для другого на видео... Комбинированность воздействия по каналам и плюсы от нее несомненны. Внимание слушателя зависит не только от среды обучения, я бы уточнил от межличностных коммуникаций. Почему сотрудники не хотят обучаться, просто в нашей стране полностью отсутствует система профориентации и научные методы управления персоналом...:( Люди в большинстве своем работают не по сильным врожденным функциям, а по воспитуемым, вот вам и результат. Что касается стресса, то нужно вернуться к классификации обучаемых по группам и тогда станет все ясно...:) Обсуждать краткосрочную память и долгосрочную смысла нет, ибо изначально любого человека надо сравнивать с приемником и передатчиком информации.:) Что касается когнитивной нагрузки, то ее несет прежде всего индивидуализированное содержание к обучаемому.

Популярные сообщения из этого блога

Как использовать Телеграм в обучении?

На прошлой неделе с коллегами по e-learning провели очень интересный диалог о том, как можно использовать мессенджеры для обучения. Проводили диалог в чате, в Телеграме, а потому многие выводы получены на практике, особенно про удобство использования. Начну с удобства. Телеграм и все его аналоги - это удобно и неудобно одновременно. Для комфортной работы нужно несколько установок: От участника обсуждения не требуется моментальной реакции на все сообщения;  Я, как участник, не пытаюсь на все ответить сразу.  В противном случае начинает глаз дергаться от попытки все время читать и отвечать, совмещая общение с другими делами. У общения должна быть тема. Как мне кажется, тут может быть несколько вариантов:  есть тема для чата (например, как у нас была про использование телеграма) и чат такой доступен в течении дня. Есть вопросы для обсуждения, есть задача для решения и все над ней работают.  справочный чат: тут участников может быть много, все спрашив...

Как определить длительность электронного курса?

Очень часто возникает вопрос длительности курса, причем посчитать его нужно не только в слайдах, но и в минутах. Это может потребоваться для тендера (чтобы сравнивать предложения), для расчета времени отвлечения сотрудника от работы и еще для описания самого курса, чтобы сказать слушателю, сколько нужно будет запланировать времени, чтобы пройти курс.  Конечно, посчитать реальную длительность обучения почти невозможно - процесс восприятия информации очень индивидуален. Кто-то может быстро все просканировать и выбрать нужное, кто-то - будет долго и внимательно изучать материалы, а результат будет аналогичный. Но задача такая возникает и есть несколько подходов к расчетам.  1. Как понять, сколько получится слайдов курса из 1ого текстового документа?  В среднем на 1м текстовом слайде/экране нормально помещается 800 знаков текста с пробелами. Если на экране будет что-то кроме текста, то скорее всего больше 500 знаков точно не влезет. В итоге получаем на 1 страницу ...

Как написать концепцию электронного курса?

Разработка курса начинается с создания концепции. То есть с описание того, каким именно будет тот курс, который мы хотим получить в итоге. Я делаю короткий, не больше 1 страницы текста документ, с текстовым описанием идеи. Иногда на один курс создается несколько концепций, каждая со своим уклоном и своими идеями. Самое главное - это очень простой и очень понятный текст, который четко дает понять, что именно будет в итоге, как его будут изучать и что в нем слушатель сможет делать. Какая информация вам потребуется для создания концепции? Какой именно курс создается? - И это не только название курса, но перечень вопросов, на которые он должен ответить. Кто будет проходить курс? - Это описание целевой аудитории, включая пол, возраст, опыт работы, опыт обучения.  Почему этот курс нужно будет проходить? - В чем проблема сейчас? Почему без курса нельзя работать? Что должно быть в итоге? - Что человек должен уметь делать после того, как он курс изучит?  Как делается то, что н...