На днях была на встрече с потенциальным клиентов, показывали наши примеры по разработке курсов. Клиент спросил про звук - можно ли? делаем ли? А я уже после встречи задалась вопросом - надо ли?
Зачем делать звук в курсе? Не будет ли он там лишним? Начну с того, что есть курсы, которые без звука сделать нельзя - иностранные языки, например. Имеет смысл сделать звук и в курсе по телефонным переговорам, тогда будет ближе к реальности. Однако для этой темы придется записывать актеров, чтобы они разыграли разные типы клиентов. Иначе получится без смысла и будет только мешать.
Но в остальных курсах, особенно в простых, звук часто бывает лишним. Начнем с того, что со звуком курс проходить дольше, потому что читаем мы точно быстрее, чем говорит диктор, тем более когда он должен говорить ровно и четко. Из принципов совмещения медиасредств известно, что нельзя дублировать текст на экране и в озвучке. Тогда при использовании звука встает новая задача - нужно или написать красивые тезисы или сделать графику, которую звуком мы будем описывать.
В случае с тезисам тоже получается не очень красиво - на экране одна краткая (или несколько, если они появляются все сразу) фраза, которая висит секунд минимум 20-30, пока диктор нам все про нее расскажет. Скучно и грустно.
Если мы будем сопровождать звуковую дорожку графикой, то будет лучше. Однако, это затруднит процесс создания курса - графика должна быть по делу и со смыслом, ее должно быть интересно смотреть и она реально должна иллюстрировать то, что говорит диктор. А это уже задача для художника. То есть затраты на разработку курса сразу растут.
Сделать звук самостоятельным источником информации, для самостоятельного изучения, как подкаст к примеру - мысль хорошая. Но вот только не для обучения на рабочем месте. Потому что все равно уйдем в почту, в документы и во все прочее, кто-то позвонит - в итоге не услышим и половины. А рассчитывать на то, что кто-то будет слушать такие записи по пути на работу и с работы - не стоит. Слишком большая конкуренция с аудио-книгами и хорошей музыкой.
Конечно, звук не стоит списывать со счетов - он бывает очень полезен.
- Хорошо, когда видеоряд сопровожданиется комментариями, тогда его смотреть интереснее;
- Можно озвучить диалоги, особенно их начало - будет живее, чем просто текстом;
- Если в курсе есть ситуации, которые нужно будет проходить, то можно озвучить вводную к ним, рассказать историю;
- Очень логично звук вписывается в тьюториалы по ПО, где на экране показывается куда нажимать и что делать, а звуком даются дополнительные комментарии. Это позволяет существенно оптимизировать экранное пространство тьюториала, не публиковать весь текст на слайде.
Мне кажется, что звук может быть очень полезен, но нужно хорошо подумать, нужен он или нет. Потому как если не нужен, то он курсу может и навредить.
Комментарии
1. Звук как средство полнее реализовать важный дидактический принцип наглядности
2. Звук как средство осущесвлять обучение с учётом индивидуальных особенностей обучающихся, у которых слух является ведущей репрезентативной системой
3. Звук как средство реализации внешнеречевого этапа в теории формирования умственных действий Гальперина – Талызиной при использовании данной теории для управления познавательной деятельностью обучающихся.
Звук помогает разгрузить глаза и нагрузить уши. За что люблю дублированные фильмы - можно не читать субтитры и следить за игрой актеров. (Хотя исходный звук лучше)
Если в Вашем курсе много текста и не на что смотреть - звук не нужен.
Но тогда и курс не очень нужен - достаточно книги с инструкцией.
Однако, музыка и звуковые эффекты - диктору рознь. Поэтому умелое использование ОЗВУЧАНИЯ поможет расставить акценты в нужных местах интерфейса и самого курса.
Мотайте на ус)