Только что закончила длинную прогулку по сети. Прогулка была с целью, искала материалы, причем много. Цель достигнута (ну, почти). В очередной раз обратила внимание на то, что читаю я далеко не все сайты, даже если по результатам Google там многообещающий результат. Потому что читать то, что плохо сверстано, криво написано, с кучей текста и длинными предложениями, я просто не могу себя заставить. Максимум, что я делаю - включаю поиск по странице по ключевому слову. Вот то, что ниже, я читать не смогла, хотя статья полезная.
А вот другую страничку я читала с удовольствием, хотя она мне была и не совсем по делу. Тут выделены заголовки, есть хорошие списки. При этом у списка ярко выделено первое предложение, которое отражает его смысл. Информация быстро читается и быстро воспринимается.
А вот другую страничку я читала с удовольствием, хотя она мне была и не совсем по делу. Тут выделены заголовки, есть хорошие списки. При этом у списка ярко выделено первое предложение, которое отражает его смысл. Информация быстро читается и быстро воспринимается.
Все в дело в так называемой беглости восприятия - чем быстрее и удобнее взгляду схватывать материал, тем мозг его лучше воспринимает. Можно сказать, что за счет того, что при первом восприятии мозг получает позитивные эмоции ("красиво, удобно, понятно"), он и к дальнейшему внимательному изучении относится также, радостно и позитивно ("раз красиво, значит и полезно").
Еще один интересный факт про сложность чтения заданий в электронном документе (или курсе). Проводилось исследование, которое показало, что задание, которое просто прочитать, проще сделать. Одно и то же задание дали двум группам участников, но напечатано задание было разным шрифтом - простым и сложным. Группа, которая получила задание, написанное простым и легко читаемым шрифтом, сказала, что задание простое и хорошо с ним справилась. Вторая же группа, получившая непростой шрифт, который трудно читать, сказала, что задание сложное и выполнила его хуже первой группы.
В этом же исследовании отмечают, что аналогичная ситуация наблюдается при использовании кулинарных рецептов - чем они они аккуратнее и проще написаны, тем лучше рецепт воспринимается и кажется проще. Это могу подтвердить по себе - новые книги с рецептами, где хорошая бумага, крупный шрифт и много графики, мне кажутся проще. А вот приготовление чего-то из "Книги о вкусной и здоровой пище", в которой желтая бумага, текст в две колонки и читать его невозможно - кажется целым мероприятием.
И еще интересный момент - чем проще восприятие материала, тем более знакомым он нам кажется и тогда ассоциируется с меньшим риском. И это тоже способствует обучению.
В той же серии исследований отметили, что красивые, аккуратные и хорошо читаемые цвета шрифта также способствуют восприятию, так как создают у пользователя большее ощущение надежности и верности написанного чем то, что написано грязными и плохочитаемыми цветами.
Именно потому в e-learning курсе стоит:
- использовать простые, легкочитаемые и четкие шрифты;
- стараться распологать элементы на страницы так, чтобы был "воздух", чтобы все было понятно и логично организовано и понятно сразу, что и где;
- при использовании цветового выделения стоит брать яркие (но не режущие глаза) цвета, которые будут контрастными на выбранном фоне.
И еще стоит помнить, что чем меньше информации на экране, тем больше шансов, что ее запомнят.
Комментарии