К основному контенту

Про связь внешнего вида курса и эффективности процесса обучения

Только что закончила длинную прогулку по сети. Прогулка была с целью, искала материалы, причем много. Цель достигнута (ну, почти). В очередной раз обратила внимание на то, что читаю я далеко не все сайты, даже если по результатам Google там многообещающий результат. Потому что читать то, что плохо сверстано, криво написано, с кучей текста и длинными предложениями, я просто не могу себя заставить. Максимум, что я делаю - включаю поиск по странице по ключевому слову. Вот то, что ниже, я читать не смогла, хотя статья полезная.
А вот другую страничку я читала с удовольствием, хотя она мне была и не совсем по делу. Тут выделены заголовки, есть хорошие списки. При этом у списка ярко выделено первое предложение, которое отражает его смысл. Информация быстро читается и быстро воспринимается.
Все в дело в так называемой беглости восприятия - чем быстрее и удобнее взгляду схватывать материал, тем мозг его лучше воспринимает. Можно сказать, что за счет того, что при первом восприятии мозг получает позитивные эмоции ("красиво, удобно, понятно"), он и к дальнейшему внимательному изучении относится также, радостно и позитивно ("раз красиво, значит и полезно"). 

Еще один интересный факт про сложность чтения заданий в электронном документе (или курсе).    Проводилось исследование, которое показало, что задание, которое просто прочитать, проще сделать. Одно и то же задание дали двум группам участников, но напечатано задание было разным шрифтом - простым и сложным. Группа, которая получила задание, написанное простым и легко читаемым шрифтом, сказала, что задание простое и хорошо с ним справилась. Вторая же группа, получившая непростой шрифт, который трудно читать, сказала, что задание сложное и выполнила его хуже первой группы. 

В этом же исследовании отмечают, что аналогичная ситуация наблюдается при использовании кулинарных рецептов - чем они они аккуратнее и проще написаны, тем лучше рецепт воспринимается и кажется проще. Это могу подтвердить по себе - новые книги с рецептами, где хорошая бумага, крупный шрифт и много графики, мне кажутся проще. А вот приготовление чего-то из "Книги о вкусной и здоровой пище", в которой желтая бумага, текст в две колонки и читать его невозможно - кажется целым мероприятием. 

И еще интересный момент - чем проще восприятие материала, тем более знакомым он нам кажется и тогда ассоциируется с меньшим риском. И это тоже способствует обучению. 

В той же серии исследований отметили, что красивые, аккуратные и хорошо читаемые цвета шрифта также способствуют восприятию, так как создают у пользователя большее ощущение надежности и верности написанного чем то, что написано грязными и плохочитаемыми цветами. 

Именно потому в e-learning курсе стоит: 
  • использовать простые, легкочитаемые и четкие шрифты; 
  • стараться распологать элементы на страницы так, чтобы был "воздух", чтобы все было понятно и логично организовано и понятно сразу, что и где; 
  • при использовании цветового выделения стоит брать яркие (но не режущие глаза) цвета, которые будут контрастными на выбранном фоне. 
И еще стоит помнить, что чем меньше информации на экране, тем больше шансов, что ее запомнят. 



Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Как использовать Телеграм в обучении?

На прошлой неделе с коллегами по e-learning провели очень интересный диалог о том, как можно использовать мессенджеры для обучения. Проводили диалог в чате, в Телеграме, а потому многие выводы получены на практике, особенно про удобство использования. Начну с удобства. Телеграм и все его аналоги - это удобно и неудобно одновременно. Для комфортной работы нужно несколько установок: От участника обсуждения не требуется моментальной реакции на все сообщения;  Я, как участник, не пытаюсь на все ответить сразу.  В противном случае начинает глаз дергаться от попытки все время читать и отвечать, совмещая общение с другими делами. У общения должна быть тема. Как мне кажется, тут может быть несколько вариантов:  есть тема для чата (например, как у нас была про использование телеграма) и чат такой доступен в течении дня. Есть вопросы для обсуждения, есть задача для решения и все над ней работают.  справочный чат: тут участников может быть много, все спрашивают всех (кстати, э

mLearning

В последнее время в московских пробках все чаще посещает мысль о том, насколько полезен в нашей жизни коммуникатор или карманный компьютер: можно проверить почту, можно поискать что-то, можно общаться с коллегами. Я бы с удовольствием использовала своего мобильного помощника для получения новых знаний. И, что немало важно, уже есть такие возможности – обучение через интернет. Сегодня эти инициативы есть только за границей, но уже накопленный опыт стоит изучить, чтобы быстро перейти на новую ступень использования современных технологий. Как ни странно, сегодня самым популярным мобильным обучением является обучение парикмахеров. Это и действительно очень удобно – можно быстро посмотреть свойства краски, время, за которое она действует, различные приемы и методы моделирования. Пример такого обучения можно найти здесь . Эти мобильные объекты созданы Великобритании, университетом Манчестера. Их можно изучать как при помощи телефона, так и при помощи iPod Video. Естественно, что основателями

Как написать концепцию электронного курса?

Разработка курса начинается с создания концепции. То есть с описание того, каким именно будет тот курс, который мы хотим получить в итоге. Я делаю короткий, не больше 1 страницы текста документ, с текстовым описанием идеи. Иногда на один курс создается несколько концепций, каждая со своим уклоном и своими идеями. Самое главное - это очень простой и очень понятный текст, который четко дает понять, что именно будет в итоге, как его будут изучать и что в нем слушатель сможет делать. Какая информация вам потребуется для создания концепции? Какой именно курс создается? - И это не только название курса, но перечень вопросов, на которые он должен ответить. Кто будет проходить курс? - Это описание целевой аудитории, включая пол, возраст, опыт работы, опыт обучения.  Почему этот курс нужно будет проходить? - В чем проблема сейчас? Почему без курса нельзя работать? Что должно быть в итоге? - Что человек должен уметь делать после того, как он курс изучит?  Как делается то, что нужно дела