К основному контенту

Про связь внешнего вида курса и эффективности процесса обучения

Только что закончила длинную прогулку по сети. Прогулка была с целью, искала материалы, причем много. Цель достигнута (ну, почти). В очередной раз обратила внимание на то, что читаю я далеко не все сайты, даже если по результатам Google там многообещающий результат. Потому что читать то, что плохо сверстано, криво написано, с кучей текста и длинными предложениями, я просто не могу себя заставить. Максимум, что я делаю - включаю поиск по странице по ключевому слову. Вот то, что ниже, я читать не смогла, хотя статья полезная.
А вот другую страничку я читала с удовольствием, хотя она мне была и не совсем по делу. Тут выделены заголовки, есть хорошие списки. При этом у списка ярко выделено первое предложение, которое отражает его смысл. Информация быстро читается и быстро воспринимается.
Все в дело в так называемой беглости восприятия - чем быстрее и удобнее взгляду схватывать материал, тем мозг его лучше воспринимает. Можно сказать, что за счет того, что при первом восприятии мозг получает позитивные эмоции ("красиво, удобно, понятно"), он и к дальнейшему внимательному изучении относится также, радостно и позитивно ("раз красиво, значит и полезно"). 

Еще один интересный факт про сложность чтения заданий в электронном документе (или курсе).    Проводилось исследование, которое показало, что задание, которое просто прочитать, проще сделать. Одно и то же задание дали двум группам участников, но напечатано задание было разным шрифтом - простым и сложным. Группа, которая получила задание, написанное простым и легко читаемым шрифтом, сказала, что задание простое и хорошо с ним справилась. Вторая же группа, получившая непростой шрифт, который трудно читать, сказала, что задание сложное и выполнила его хуже первой группы. 

В этом же исследовании отмечают, что аналогичная ситуация наблюдается при использовании кулинарных рецептов - чем они они аккуратнее и проще написаны, тем лучше рецепт воспринимается и кажется проще. Это могу подтвердить по себе - новые книги с рецептами, где хорошая бумага, крупный шрифт и много графики, мне кажутся проще. А вот приготовление чего-то из "Книги о вкусной и здоровой пище", в которой желтая бумага, текст в две колонки и читать его невозможно - кажется целым мероприятием. 

И еще интересный момент - чем проще восприятие материала, тем более знакомым он нам кажется и тогда ассоциируется с меньшим риском. И это тоже способствует обучению. 

В той же серии исследований отметили, что красивые, аккуратные и хорошо читаемые цвета шрифта также способствуют восприятию, так как создают у пользователя большее ощущение надежности и верности написанного чем то, что написано грязными и плохочитаемыми цветами. 

Именно потому в e-learning курсе стоит: 
  • использовать простые, легкочитаемые и четкие шрифты; 
  • стараться распологать элементы на страницы так, чтобы был "воздух", чтобы все было понятно и логично организовано и понятно сразу, что и где; 
  • при использовании цветового выделения стоит брать яркие (но не режущие глаза) цвета, которые будут контрастными на выбранном фоне. 
И еще стоит помнить, что чем меньше информации на экране, тем больше шансов, что ее запомнят. 



Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Как использовать Телеграм в обучении?

На прошлой неделе с коллегами по e-learning провели очень интересный диалог о том, как можно использовать мессенджеры для обучения. Проводили диалог в чате, в Телеграме, а потому многие выводы получены на практике, особенно про удобство использования. Начну с удобства. Телеграм и все его аналоги - это удобно и неудобно одновременно. Для комфортной работы нужно несколько установок: От участника обсуждения не требуется моментальной реакции на все сообщения;  Я, как участник, не пытаюсь на все ответить сразу.  В противном случае начинает глаз дергаться от попытки все время читать и отвечать, совмещая общение с другими делами. У общения должна быть тема. Как мне кажется, тут может быть несколько вариантов:  есть тема для чата (например, как у нас была про использование телеграма) и чат такой доступен в течении дня. Есть вопросы для обсуждения, есть задача для решения и все над ней работают.  справочный чат: тут участников может быть много, все спрашив...

Как определить длительность электронного курса?

Очень часто возникает вопрос длительности курса, причем посчитать его нужно не только в слайдах, но и в минутах. Это может потребоваться для тендера (чтобы сравнивать предложения), для расчета времени отвлечения сотрудника от работы и еще для описания самого курса, чтобы сказать слушателю, сколько нужно будет запланировать времени, чтобы пройти курс.  Конечно, посчитать реальную длительность обучения почти невозможно - процесс восприятия информации очень индивидуален. Кто-то может быстро все просканировать и выбрать нужное, кто-то - будет долго и внимательно изучать материалы, а результат будет аналогичный. Но задача такая возникает и есть несколько подходов к расчетам.  1. Как понять, сколько получится слайдов курса из 1ого текстового документа?  В среднем на 1м текстовом слайде/экране нормально помещается 800 знаков текста с пробелами. Если на экране будет что-то кроме текста, то скорее всего больше 500 знаков точно не влезет. В итоге получаем на 1 страницу ...

Как написать концепцию электронного курса?

Разработка курса начинается с создания концепции. То есть с описание того, каким именно будет тот курс, который мы хотим получить в итоге. Я делаю короткий, не больше 1 страницы текста документ, с текстовым описанием идеи. Иногда на один курс создается несколько концепций, каждая со своим уклоном и своими идеями. Самое главное - это очень простой и очень понятный текст, который четко дает понять, что именно будет в итоге, как его будут изучать и что в нем слушатель сможет делать. Какая информация вам потребуется для создания концепции? Какой именно курс создается? - И это не только название курса, но перечень вопросов, на которые он должен ответить. Кто будет проходить курс? - Это описание целевой аудитории, включая пол, возраст, опыт работы, опыт обучения.  Почему этот курс нужно будет проходить? - В чем проблема сейчас? Почему без курса нельзя работать? Что должно быть в итоге? - Что человек должен уметь делать после того, как он курс изучит?  Как делается то, что н...