К основному контенту

Теория обучения - советы по эффективной передаче знаний. Часть 1.

Как известно, все новое - хорошо забытое старое. Я решила перечитать учебники по теории обучения и нашла там много интересного для e-learning. Brain_3

Как работает мозг?

Начну с того, что все западные книги на эту тему начинаются с особенностей работы человеческого мозга. Нам в e-learning тоже стоит к этому прислушаться. Ведь мозг - механизм ограниченный, много всего сразу делать и помнить не может. А потому при проектировании эффективных курсов мы должны постоянно помнить, что перегрузка материалом, графикой, действиями может отвлечь пользователя от познания того основного, что мы изначально хотели до него донести. Все в курсе должно быть подчинено достижению поставленной цели. И когда нам говорят, что курс скучный, то стоит помнить, что добавлением анимации и интерактива его можно только испортить. Необходимо поработать с материалами так, чтобы они были релевантными по отношению к потребностям слушателей, а их расположение должно привлекать внимание к самому главному.

Ты - мне, я - тебе.

imageЕще при проектировании e-learning курсов мы очень часто забываем о том, что процесс обуimageчения это не передача знаний от одного человека к другому, а обмен между этими двумя людьми. Самое эффективное обучение - в процессе диалога и совместной работы. Слушателя не стоит воспринимать как пустой сосуд, который можно заполнить новой информацией. Мы не можем создать в чужой голове новые модели поведения. Наша задача - создать среду, в которой человеку будет более комфортно изменить привычки и начать действовать по-новому.

 

 

В следующих частях - про важность сюрпризов, ошибок и интереса слушателей.

 

 

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Как использовать Телеграм в обучении?

На прошлой неделе с коллегами по e-learning провели очень интересный диалог о том, как можно использовать мессенджеры для обучения. Проводили диалог в чате, в Телеграме, а потому многие выводы получены на практике, особенно про удобство использования. Начну с удобства. Телеграм и все его аналоги - это удобно и неудобно одновременно. Для комфортной работы нужно несколько установок: От участника обсуждения не требуется моментальной реакции на все сообщения;  Я, как участник, не пытаюсь на все ответить сразу.  В противном случае начинает глаз дергаться от попытки все время читать и отвечать, совмещая общение с другими делами. У общения должна быть тема. Как мне кажется, тут может быть несколько вариантов:  есть тема для чата (например, как у нас была про использование телеграма) и чат такой доступен в течении дня. Есть вопросы для обсуждения, есть задача для решения и все над ней работают.  справочный чат: тут участников может быть много, все спрашивают всех (кстати, э

Как написать концепцию электронного курса?

Разработка курса начинается с создания концепции. То есть с описание того, каким именно будет тот курс, который мы хотим получить в итоге. Я делаю короткий, не больше 1 страницы текста документ, с текстовым описанием идеи. Иногда на один курс создается несколько концепций, каждая со своим уклоном и своими идеями. Самое главное - это очень простой и очень понятный текст, который четко дает понять, что именно будет в итоге, как его будут изучать и что в нем слушатель сможет делать. Какая информация вам потребуется для создания концепции? Какой именно курс создается? - И это не только название курса, но перечень вопросов, на которые он должен ответить. Кто будет проходить курс? - Это описание целевой аудитории, включая пол, возраст, опыт работы, опыт обучения.  Почему этот курс нужно будет проходить? - В чем проблема сейчас? Почему без курса нельзя работать? Что должно быть в итоге? - Что человек должен уметь делать после того, как он курс изучит?  Как делается то, что нужно дела

Как определить длительность электронного курса?

Очень часто возникает вопрос длительности курса, причем посчитать его нужно не только в слайдах, но и в минутах. Это может потребоваться для тендера (чтобы сравнивать предложения), для расчета времени отвлечения сотрудника от работы и еще для описания самого курса, чтобы сказать слушателю, сколько нужно будет запланировать времени, чтобы пройти курс.  Конечно, посчитать реальную длительность обучения почти невозможно - процесс восприятия информации очень индивидуален. Кто-то может быстро все просканировать и выбрать нужное, кто-то - будет долго и внимательно изучать материалы, а результат будет аналогичный. Но задача такая возникает и есть несколько подходов к расчетам.  1. Как понять, сколько получится слайдов курса из 1ого текстового документа?  В среднем на 1м текстовом слайде/экране нормально помещается 800 знаков текста с пробелами. Если на экране будет что-то кроме текста, то скорее всего больше 500 знаков точно не влезет. В итоге получаем на 1 страницу текста (около