К основному контенту

Теория обучения - советы по эффективной передаче знаний. Часть 1.

Как известно, все новое - хорошо забытое старое. Я решила перечитать учебники по теории обучения и нашла там много интересного для e-learning. Brain_3

Как работает мозг?

Начну с того, что все западные книги на эту тему начинаются с особенностей работы человеческого мозга. Нам в e-learning тоже стоит к этому прислушаться. Ведь мозг - механизм ограниченный, много всего сразу делать и помнить не может. А потому при проектировании эффективных курсов мы должны постоянно помнить, что перегрузка материалом, графикой, действиями может отвлечь пользователя от познания того основного, что мы изначально хотели до него донести. Все в курсе должно быть подчинено достижению поставленной цели. И когда нам говорят, что курс скучный, то стоит помнить, что добавлением анимации и интерактива его можно только испортить. Необходимо поработать с материалами так, чтобы они были релевантными по отношению к потребностям слушателей, а их расположение должно привлекать внимание к самому главному.

Ты - мне, я - тебе.

imageЕще при проектировании e-learning курсов мы очень часто забываем о том, что процесс обуimageчения это не передача знаний от одного человека к другому, а обмен между этими двумя людьми. Самое эффективное обучение - в процессе диалога и совместной работы. Слушателя не стоит воспринимать как пустой сосуд, который можно заполнить новой информацией. Мы не можем создать в чужой голове новые модели поведения. Наша задача - создать среду, в которой человеку будет более комфортно изменить привычки и начать действовать по-новому.

 

 

В следующих частях - про важность сюрпризов, ошибок и интереса слушателей.

 

 

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Как использовать Телеграм в обучении?

На прошлой неделе с коллегами по e-learning провели очень интересный диалог о том, как можно использовать мессенджеры для обучения. Проводили диалог в чате, в Телеграме, а потому многие выводы получены на практике, особенно про удобство использования.

Начну с удобства. Телеграм и все его аналоги - это удобно и неудобно одновременно. Для комфортной работы нужно несколько установок:

От участника обсуждения не требуется моментальной реакции на все сообщения; Я, как участник, не пытаюсь на все ответить сразу.  В противном случае начинает глаз дергаться от попытки все время читать и отвечать, совмещая общение с другими делами.
У общения должна быть тема. Как мне кажется, тут может быть несколько вариантов:  есть тема для чата (например, как у нас была про использование телеграма) и чат такой доступен в течении дня. Есть вопросы для обсуждения, есть задача для решения и все над ней работают. справочный чат: тут участников может быть много, все спрашивают всех (кстати, это сильно напоминает ч…

Как обмануть тест?

Создание хорошего теста - задача не менее сложная, чем создание самого курса. В учебных материалах по педагогичскому дизайну этому вопросу уделяется очень много времени. Неверно составленный тест - это потерянное время и создателя и учащегося, а главное - совсем не понятно, действительно ли человек что-то знает или ему просто повезло.

Вот несколько способов, как можно обмануть тест. Из этих способов стоит сделать выводы, как не стоит проектировать тесты.

1. Если вы сомневаетесь, выбирайте вариант С. Разработчики тестов часто забывают о перемешивании вариантов. Следующий по популярности - вариант В.
2. Если сомневаетесь - выбираете самый длинный вариант. Опять же дизайнеры часто не могут укоротить правильные ответы, а вот с неправильными у них полная свобода действий.
3. Ответ "Все вышеперечисленное" скорее всего правильный, также как и "Ничего из вышеперечисленного", особенно, если нет очевидно правильных или неправильных.
4. Выбирайте ответы в середине. Многие…

Трендов не будет. Будут выводы.

Было время, когда в декабре и январе я старалась отловить все тренды нашей области. От экспертов, от пользователей. Потом обязательно писала сама, по мотивам и по собственным ощущениям. В какой-то момент остались только свои мысли, потому что в очередной раз говорить про геймификацию, мобильное, дополненную и все остальное - скучно. В этом году трендов вообще не будет. Будут выводы, потому что именно выводы, из реальной практики и наблюдений, могут дать нужное направление для размышлений и развития.

Вывод #1. Обучение - это все-таки процесс. 
Формат имеет значение, но это не главное. Может быть и увлекательно и скучно, и мобильно и очень даже стационарно. Главное - чтобы было долго. Точно больше одного раза. Поведение не меняется по щелчку пальцев, от одного курса на 40 минут, от одного тренинга на 1 день. Единственный результат, который нам нужен - изменение поведения. И еще изменение ментальной модели и установок. По сути - слушатели должны начать делать иначе и думать иначе (что сн…