К основному контенту

Неблагоприятная среда обучения и необходимость отучиваться

В продолжении прошлого поста, опять же про книжку. Автор еще обращает внимание на среду, в которой проходит обучение. Для того, чтобы человек (слушатель) начал активно применять полученные в курсе знания, недостаточно сделать курс точно ориентированный на достижение поставленной задачи. Ведь дальше человек пойдет работать в реальную среду и там ему предстоит применять полученные знания. И вот там и начинается все самое интересное.

Насколько среда позволяет человеку применить все новые знания? Может для начала работы нужно будет пройти массу бюрократических процедур? Или же от человека сразу начинают требовать новых результатов? Тут, кроме вопроса создания среды, в которой можно спокойно практиковаться, автор еще поднимает очень важный вопрос переучивания.

Вот ведь что получается - в корпоративном обучении мы очень часто учим людей не с нуля, а именно переучиваем их под новые требования, новые процессы и программы. При этом мы забываем, что однажды человек уже выучил это и теперь делает многое автоматически. Теперь мы предлагаем ему новую информацию, которая не дополняет то, что он знает, а заменяет. Каждый раз, когда человек будет делать это действие, ему нужно будет себя контролировать, а это непросто, требует времени, усилий и мотивации.

Кроме создания самого курса нужно продумать и все остальное. И обучение чему-то принципиально новому должно сопровождаться и поддержкой в процессе. Здесь сразу виден вопрос про эффективность обучения - сам по себе курс может быть успешным, но при этом потом, в реальной рабочей среде у сотрудника не будет возможности спокойно начать работать в новом режиме, не будет возможности ошибаться и делать как раньше.

И опять важный вывод - обучение от рабочей повседневной реальности оторвано не должно быть. Проверя эффективность созданного курса не стоит сразу кидаться делать новый курс, если результаты не самые лучшие. Нужно проверить всю цепочку и только потом делать новый курс.


Комментарии

Петров И.Е. написал(а)…
Елена,Вы тут подняли несколько Важных вопросов:
1. Адаптация сотрудника на рабочем месте, функциональная и межличностная.
2. Индивидуальное развитие и самосовершенствования сотрудника.
3. Форсайтное проектирование курса.
Не знаю помог ли Вам сформировать цели данного материала :)

Популярные сообщения из этого блога

Как использовать Телеграм в обучении?

На прошлой неделе с коллегами по e-learning провели очень интересный диалог о том, как можно использовать мессенджеры для обучения. Проводили диалог в чате, в Телеграме, а потому многие выводы получены на практике, особенно про удобство использования. Начну с удобства. Телеграм и все его аналоги - это удобно и неудобно одновременно. Для комфортной работы нужно несколько установок: От участника обсуждения не требуется моментальной реакции на все сообщения;  Я, как участник, не пытаюсь на все ответить сразу.  В противном случае начинает глаз дергаться от попытки все время читать и отвечать, совмещая общение с другими делами. У общения должна быть тема. Как мне кажется, тут может быть несколько вариантов:  есть тема для чата (например, как у нас была про использование телеграма) и чат такой доступен в течении дня. Есть вопросы для обсуждения, есть задача для решения и все над ней работают.  справочный чат: тут участников может быть много, все спрашив...

Оформление презентаций

У нас весь прошлый год прошел под девизом "Учимся делать хорошие презентации". Учились не мы, а наши заказчики, которые понимают, что хорошая и правильно оформленная презентация - очень много значит для бизнеса. И под конец года получился у нас из ответов на многочисленные вопросы вот такой простой и небольшой курс. Если нужен SCORM-архив для загрузки в СДО - пишите в комментариях, куда его отправить. 

Модель мотивации Келлера - ARCS

При подготовке к вебинару по мотивации слушателей в e-learning в очередной раз читала о модели Келлера. В 1987 году Джон Келлер синтезировал имеющиеся исследования по психологической мотивации слушателей и создал модель ARCS. ARCS расшифровывается как Attention, Relevance, Confidence, and Satisfaction, то есть Внимание, Релевантность, Уверенность и Удовлетворенность (на русском получается ВРУУ :) ). Эта модеь не предназначена для использования в одиночестве, как самостоятельная стратегии обучения, но она легко может быть встроена, например, в систему учебных мероприятий Гейна. Внимание . Модель говорит нам о том, что мы постоянно должны вызывать и поддерживать внимание слушателя. Здесь могут быть использован сенсорные стимулы, провакационные вопросы и разнообразие учебных событий. Релевантность . Внимание и мотивацию слушателей нельзя сформировать, если слушатель не верит в том, что материал имеет к нему какое-то отношение. Если говорить простым языком, то любое обучение должно отвечат...