К основному контенту

Какой материал включить в адаптационный курс?

Большая и постоянно актуальная тема - адаптационные курсы. Дело нужное почти для любой крупной компании. И отдача от создания такого курса почти сразу видна - не нужно отрывать от рабочего места тех, кто будет рассказывать новичкам про компанию.

Про то, что стоит, а что не стоит использовать во вводном курсе мы уже говорили. Но вот есть еще вот такой вопрос - какова реальная цель адаптационного курса? Я почему-то всегда больше смотрела на функциональную роль такого курса - максимально быстро и эффективно ввести сотрудника в работу, с минимальным возможным количеством вопросов, которые он будет всем вокруг задавать. И именно поэтому я всегда думала, что нужно сразу начинать с рабочих моментов.

Но как быть, если задача вводного курса еще и в мотивации сотрудника к работе в компании? Если нужно показать, какая компания современная, успешная и как в ней хорошо работать? В этом случае у компании есть две цели: ввести сотрудников в дело и сократить текучесть персонала за счет мотивации работать именно в этой компании.

Это две совершенно разные цели, которые друг с другом не очень хорошо сочетаются. Первая цель фокусирует нас на фактах, процедурах и процессах. Что по сути относится к достаточно базовым доменам знаний - человека нужно "натаскать" действовать по определенным принципам. А вот вторая цель - изменение отношения, мотивация. Это уже более высокий домен и к нему нужно подходить совсем иначе. Нужно вызвать чувства и эмоции у человека.

В отношении второй цели есть и еще одна загвоздка. В зависимости от должности и уровня сотрудники приходят в компанию с совершенно разными установками и мотивацией. Скажем, если компания является лидером отрасли, пионером и инноватором, то люди, которые хотят специализироваться именно в этом направлении, хотят туда пойти работать, потому что это важный этап их карьеры. А вот в обеспечивающих подразделениях такой же компании картина будет иная, там как раз мотивации работать именно в этой компании меньше, а в основном работают финансы, место расположения, соцпакет и прочее подобное.

А нам нужно вызвать чувства и эмоции. А для этого нужно знать, что опираться. Как поступить? Мне кажется, что в первую очередь, курс должен решить оперативную задачу ввода сотрудника в рабочую деятельность. Если стоит задача мотивации, то ее нужно решать коротким, ярким и мотивационным роликом, который у любого человека будет вызывать чувство гордости. А если делать все совсем правильно, то на входе надо понимать профиль сотрудника, в данном случае его основную мотивацию работать именно в этой компании. А под профиль составлять адаптационную программу обучения - эмоциональный ролик + функциональный курс + мотивационный блок для данного типа сотрудников.

В мыслях опять упираюсь в формирование программы обучения. Следующий пост, скорее всего, будет про именно про это. 

Комментарии

Петров И.Е. написал(а)…
Похоже придется продолжить, палемику по поводу адаптационных курсов. Конечно цели таких курсов могут быть разные, научить операциям это одно, показать корпоративную культуру, это другое, смотреть коментарий "Кейс - создание вводного курса". Но суть проблемы тут заключается в отсутствии комплексного подхода к управлению человеческими ресурсами, с точки зрения управления талантами, если хотите способностями каждого в приложении к выполняемым задачам, управления межличностными отношениями и управления компетенциями(знаниями). Поскольку научный подход в этой области практически не применяется, а точнее сказать отсутствует, плюс еще влияние философии маркетинга, где клиент всегда прав, то говорить о обобщенном и личностно ориентированном подходе ориентированном на человека и его смореализацию в компании рано:(.

Популярные сообщения из этого блога

Как использовать Телеграм в обучении?

На прошлой неделе с коллегами по e-learning провели очень интересный диалог о том, как можно использовать мессенджеры для обучения. Проводили диалог в чате, в Телеграме, а потому многие выводы получены на практике, особенно про удобство использования. Начну с удобства. Телеграм и все его аналоги - это удобно и неудобно одновременно. Для комфортной работы нужно несколько установок: От участника обсуждения не требуется моментальной реакции на все сообщения;  Я, как участник, не пытаюсь на все ответить сразу.  В противном случае начинает глаз дергаться от попытки все время читать и отвечать, совмещая общение с другими делами. У общения должна быть тема. Как мне кажется, тут может быть несколько вариантов:  есть тема для чата (например, как у нас была про использование телеграма) и чат такой доступен в течении дня. Есть вопросы для обсуждения, есть задача для решения и все над ней работают.  справочный чат: тут участников может быть много, все спрашивают всех (кстати, э

mLearning

В последнее время в московских пробках все чаще посещает мысль о том, насколько полезен в нашей жизни коммуникатор или карманный компьютер: можно проверить почту, можно поискать что-то, можно общаться с коллегами. Я бы с удовольствием использовала своего мобильного помощника для получения новых знаний. И, что немало важно, уже есть такие возможности – обучение через интернет. Сегодня эти инициативы есть только за границей, но уже накопленный опыт стоит изучить, чтобы быстро перейти на новую ступень использования современных технологий. Как ни странно, сегодня самым популярным мобильным обучением является обучение парикмахеров. Это и действительно очень удобно – можно быстро посмотреть свойства краски, время, за которое она действует, различные приемы и методы моделирования. Пример такого обучения можно найти здесь . Эти мобильные объекты созданы Великобритании, университетом Манчестера. Их можно изучать как при помощи телефона, так и при помощи iPod Video. Естественно, что основателями

Как написать концепцию электронного курса?

Разработка курса начинается с создания концепции. То есть с описание того, каким именно будет тот курс, который мы хотим получить в итоге. Я делаю короткий, не больше 1 страницы текста документ, с текстовым описанием идеи. Иногда на один курс создается несколько концепций, каждая со своим уклоном и своими идеями. Самое главное - это очень простой и очень понятный текст, который четко дает понять, что именно будет в итоге, как его будут изучать и что в нем слушатель сможет делать. Какая информация вам потребуется для создания концепции? Какой именно курс создается? - И это не только название курса, но перечень вопросов, на которые он должен ответить. Кто будет проходить курс? - Это описание целевой аудитории, включая пол, возраст, опыт работы, опыт обучения.  Почему этот курс нужно будет проходить? - В чем проблема сейчас? Почему без курса нельзя работать? Что должно быть в итоге? - Что человек должен уметь делать после того, как он курс изучит?  Как делается то, что нужно дела