К основному контенту

Заставить думать

Я думаю, что каждый хотя бы один раз слышал такое мнение про e-learning - "Это подходит для чего-то простого, прочитал, тест сдал и все. А вот более сложным вещам нужно учить очно". С каждым годом работы в e-learning я понимаю, что это совершенно не верно - есть масса приемов, чтобы развивать через современные технологи навыки высшего порядка: анализ, синтез, критику и т.д. Как это можно делать?

В первую очередь не превращать e-learning в текст+тест, пусть даже с картинками и эпизодическими мультиками. И не думать, что готовый и созданный на заказ электронный курс решает задачу обучения на расстоянии. Нет, очевидно, что в некоторых случаях решает. Например, вам нужно новый регламент работы донести до сотрудников, причем новый не содержит ничего принципиально нового, того что люди не знают.

Но вот если вам нужно повысить квалификацию сотрудников, изменить их знания, то тут уже нужно добавлять реальные учебные мероприятия, например, форумы, блоги, самостоятельные исследования. Если быть более практичной, то для развития навыков высшего порядка стоит:
1. Задавать слушателям курса такие вопросы, ответить на которые можно только после поиска и изучения дополнительной информации
2. Просите объяснять понятия и значения своими словами и со своми примерами
3. Устраивайте поиск примеров по каждой теме, которая изучается в курсе
4. Разбирайте примеры в учебном материале и во время общения и групповой работы
5. Давайте самостоятельные задания, в основе которых лежит работа с примером, который подбирает сам слушатель. Причем лучше, чтобы пример был из его реальной рабочей деятельности (для корпоративного обучения).
6. Проводите активные дискуссии между студентами, устраивайте дебаты и прения
7. Предложите ведение дневника или блога по курсу.

Общий смысл всех учебных мероприятий, которые стимулируют мышление - дать возможность свободного мышления и поиска собственного решения. Мой список неконечный, в него может быть внесено любое мероприятие, которое позволяет слушателю самому искать информацию и использовать для каких-то целей. Ведь обучая взрослых людей стоит помнить о том, что они хотят пробовать, делать ошибки, исправлять ошибки и применять полученные знания на практике.

Комментарии

Анонимный написал(а)…
Добрый день!
В свете изложенного - как раз и формулирутеся главная проблема far transfer-обучения средствами elearning - требуется огромное количество сил и времени, не у всех просто столько есть.
Я сам себя часто ловлю на этом же - вижу, что тема проработана слабо, надо прорабатывать еще - а значит, вбрасывать еще часы...
И при этом вижу - face-to-face мы бы с обучаемыми это прорабатали за полчаса.
Зачастую количество сил и времени требуется такое, какого нет - и честно себе признаешь: вот этой вещи в рамках имеющегося времени и сил обучить не могу...
Анонимный написал(а)…
"Заставить думать" - правильная формулировка, хотя и трудно реализуемая. Одну из попыток можно посмотреть по ссылке.
http://www.dekanblog.ru/blog/?p=8
Данное упражнение я даю не только в удаленном режиме, но и очникам, выводя изображение на большой экран и предлагая группе совместно принять решение. Результат поразительный. Часовая лекция не дает такого понимания предмета, как краткое упражнение.

Популярные сообщения из этого блога

Как использовать Телеграм в обучении?

На прошлой неделе с коллегами по e-learning провели очень интересный диалог о том, как можно использовать мессенджеры для обучения. Проводили диалог в чате, в Телеграме, а потому многие выводы получены на практике, особенно про удобство использования. Начну с удобства. Телеграм и все его аналоги - это удобно и неудобно одновременно. Для комфортной работы нужно несколько установок: От участника обсуждения не требуется моментальной реакции на все сообщения;  Я, как участник, не пытаюсь на все ответить сразу.  В противном случае начинает глаз дергаться от попытки все время читать и отвечать, совмещая общение с другими делами. У общения должна быть тема. Как мне кажется, тут может быть несколько вариантов:  есть тема для чата (например, как у нас была про использование телеграма) и чат такой доступен в течении дня. Есть вопросы для обсуждения, есть задача для решения и все над ней работают.  справочный чат: тут участников может быть много, все спрашив...

Оформление презентаций

У нас весь прошлый год прошел под девизом "Учимся делать хорошие презентации". Учились не мы, а наши заказчики, которые понимают, что хорошая и правильно оформленная презентация - очень много значит для бизнеса. И под конец года получился у нас из ответов на многочисленные вопросы вот такой простой и небольшой курс. Если нужен SCORM-архив для загрузки в СДО - пишите в комментариях, куда его отправить. 

Модель мотивации Келлера - ARCS

При подготовке к вебинару по мотивации слушателей в e-learning в очередной раз читала о модели Келлера. В 1987 году Джон Келлер синтезировал имеющиеся исследования по психологической мотивации слушателей и создал модель ARCS. ARCS расшифровывается как Attention, Relevance, Confidence, and Satisfaction, то есть Внимание, Релевантность, Уверенность и Удовлетворенность (на русском получается ВРУУ :) ). Эта модеь не предназначена для использования в одиночестве, как самостоятельная стратегии обучения, но она легко может быть встроена, например, в систему учебных мероприятий Гейна. Внимание . Модель говорит нам о том, что мы постоянно должны вызывать и поддерживать внимание слушателя. Здесь могут быть использован сенсорные стимулы, провакационные вопросы и разнообразие учебных событий. Релевантность . Внимание и мотивацию слушателей нельзя сформировать, если слушатель не верит в том, что материал имеет к нему какое-то отношение. Если говорить простым языком, то любое обучение должно отвечат...