К основному контенту

Заставить думать

Я думаю, что каждый хотя бы один раз слышал такое мнение про e-learning - "Это подходит для чего-то простого, прочитал, тест сдал и все. А вот более сложным вещам нужно учить очно". С каждым годом работы в e-learning я понимаю, что это совершенно не верно - есть масса приемов, чтобы развивать через современные технологи навыки высшего порядка: анализ, синтез, критику и т.д. Как это можно делать?

В первую очередь не превращать e-learning в текст+тест, пусть даже с картинками и эпизодическими мультиками. И не думать, что готовый и созданный на заказ электронный курс решает задачу обучения на расстоянии. Нет, очевидно, что в некоторых случаях решает. Например, вам нужно новый регламент работы донести до сотрудников, причем новый не содержит ничего принципиально нового, того что люди не знают.

Но вот если вам нужно повысить квалификацию сотрудников, изменить их знания, то тут уже нужно добавлять реальные учебные мероприятия, например, форумы, блоги, самостоятельные исследования. Если быть более практичной, то для развития навыков высшего порядка стоит:
1. Задавать слушателям курса такие вопросы, ответить на которые можно только после поиска и изучения дополнительной информации
2. Просите объяснять понятия и значения своими словами и со своми примерами
3. Устраивайте поиск примеров по каждой теме, которая изучается в курсе
4. Разбирайте примеры в учебном материале и во время общения и групповой работы
5. Давайте самостоятельные задания, в основе которых лежит работа с примером, который подбирает сам слушатель. Причем лучше, чтобы пример был из его реальной рабочей деятельности (для корпоративного обучения).
6. Проводите активные дискуссии между студентами, устраивайте дебаты и прения
7. Предложите ведение дневника или блога по курсу.

Общий смысл всех учебных мероприятий, которые стимулируют мышление - дать возможность свободного мышления и поиска собственного решения. Мой список неконечный, в него может быть внесено любое мероприятие, которое позволяет слушателю самому искать информацию и использовать для каких-то целей. Ведь обучая взрослых людей стоит помнить о том, что они хотят пробовать, делать ошибки, исправлять ошибки и применять полученные знания на практике.

Комментарии

Анонимный написал(а)…
Добрый день!
В свете изложенного - как раз и формулирутеся главная проблема far transfer-обучения средствами elearning - требуется огромное количество сил и времени, не у всех просто столько есть.
Я сам себя часто ловлю на этом же - вижу, что тема проработана слабо, надо прорабатывать еще - а значит, вбрасывать еще часы...
И при этом вижу - face-to-face мы бы с обучаемыми это прорабатали за полчаса.
Зачастую количество сил и времени требуется такое, какого нет - и честно себе признаешь: вот этой вещи в рамках имеющегося времени и сил обучить не могу...
Анонимный написал(а)…
"Заставить думать" - правильная формулировка, хотя и трудно реализуемая. Одну из попыток можно посмотреть по ссылке.
http://www.dekanblog.ru/blog/?p=8
Данное упражнение я даю не только в удаленном режиме, но и очникам, выводя изображение на большой экран и предлагая группе совместно принять решение. Результат поразительный. Часовая лекция не дает такого понимания предмета, как краткое упражнение.

Популярные сообщения из этого блога

Как использовать Телеграм в обучении?

На прошлой неделе с коллегами по e-learning провели очень интересный диалог о том, как можно использовать мессенджеры для обучения. Проводили диалог в чате, в Телеграме, а потому многие выводы получены на практике, особенно про удобство использования. Начну с удобства. Телеграм и все его аналоги - это удобно и неудобно одновременно. Для комфортной работы нужно несколько установок: От участника обсуждения не требуется моментальной реакции на все сообщения;  Я, как участник, не пытаюсь на все ответить сразу.  В противном случае начинает глаз дергаться от попытки все время читать и отвечать, совмещая общение с другими делами. У общения должна быть тема. Как мне кажется, тут может быть несколько вариантов:  есть тема для чата (например, как у нас была про использование телеграма) и чат такой доступен в течении дня. Есть вопросы для обсуждения, есть задача для решения и все над ней работают.  справочный чат: тут участников может быть много, все спрашивают всех (кстати, э

mLearning

В последнее время в московских пробках все чаще посещает мысль о том, насколько полезен в нашей жизни коммуникатор или карманный компьютер: можно проверить почту, можно поискать что-то, можно общаться с коллегами. Я бы с удовольствием использовала своего мобильного помощника для получения новых знаний. И, что немало важно, уже есть такие возможности – обучение через интернет. Сегодня эти инициативы есть только за границей, но уже накопленный опыт стоит изучить, чтобы быстро перейти на новую ступень использования современных технологий. Как ни странно, сегодня самым популярным мобильным обучением является обучение парикмахеров. Это и действительно очень удобно – можно быстро посмотреть свойства краски, время, за которое она действует, различные приемы и методы моделирования. Пример такого обучения можно найти здесь . Эти мобильные объекты созданы Великобритании, университетом Манчестера. Их можно изучать как при помощи телефона, так и при помощи iPod Video. Естественно, что основателями

Как написать концепцию электронного курса?

Разработка курса начинается с создания концепции. То есть с описание того, каким именно будет тот курс, который мы хотим получить в итоге. Я делаю короткий, не больше 1 страницы текста документ, с текстовым описанием идеи. Иногда на один курс создается несколько концепций, каждая со своим уклоном и своими идеями. Самое главное - это очень простой и очень понятный текст, который четко дает понять, что именно будет в итоге, как его будут изучать и что в нем слушатель сможет делать. Какая информация вам потребуется для создания концепции? Какой именно курс создается? - И это не только название курса, но перечень вопросов, на которые он должен ответить. Кто будет проходить курс? - Это описание целевой аудитории, включая пол, возраст, опыт работы, опыт обучения.  Почему этот курс нужно будет проходить? - В чем проблема сейчас? Почему без курса нельзя работать? Что должно быть в итоге? - Что человек должен уметь делать после того, как он курс изучит?  Как делается то, что нужно дела