К основному контенту

Обратите внимание

Это любимая фраза моего друга и коллеги. Он на все обращает внимание, очень многое замечает. Мы однажды ездили в Америку с ним на конференцию, в Сан-Диего. Там очень много старых интересных автомобилей, которые нельзя встретить у нас на дорогах. А друг мой - очень интересуется автомобилями. Едем мы по шоссе, а он нам каждые 2 минуты: "Обратите внимание! Вот едет такой-то редкий экземпляр, такого-то лохматого года. Особенность его в ...". Я очень много узнала про машины за ту поездку.

Если вы посмотрите пару курсов на MasterClass, то, возможно, довольно скоро заметите, как часто ведущие говорят "You have to pay attention" (вы должны обращать внимание). Повара говорят, что нужно слушать, как кипит вода и какой звук издает рыба, которая жарится на сковородке. Специалист по копчению просит слушать огонь в коптильне, внимательно следить за цветом дыма. Писатели говорят, что нужно наблюдать за всем вокруг, чтобы написать историю.

Нужно обращать внимание. Получается, что в любом деле именно внимание может стать тем самым компонентом успеха, который не заметен сразу, но очень сильно влияет на результат. Меня недавно спросили, откуда берутся идеи для текстов блога и канала. Я задумалась и поняла, что я очень внимательная: читаю и замечаю то, что можно повернуть в нужную сторону. И вообще внимательная, от меня спрятать муж ничего не может, даже если очень хочет :)

Внимание по сути - способность в данный момент времени всеми органами чувств быть здесь и сейчас. Если хочешь готовить, то отвлекаться нельзя, иначе не услышишь, что звук жарки поменялся и скоро все сгорит. А когда это дойдет до носа, скорее всего будет уже поздно. Внимание - это погружение в свою деятельность в данный момент полностью. Без многозадачности, без переключения, с возможностью настроится на нужную волну и улавливать все, что важно. Наше внимание ограничено. Мы можем очень стараться удержать его на сложной задаче, но в какой-то момент мы все знаем, что "поплыли". Мозг устал.

Все наши гаджеты, которые мы держим в руках, забирают то самое внимание. Мы открываем посмотреть погоду, приходит почта, мы уже ее читаем. И уже наше внимание ушло. Открываем прочитать почту, видим важное, а тут приходит сообщение от facebook. Можно даже не переходить, часть ресурса уже потеряна.

Достичь хорошего результата можно при условии погружения. Те самые 10 000 часов, про которые писал Сэр Кен Робинсон в "Призвании" - это и есть погружение, фокус, постоянное внимание к деталям. Это 10 000 часов внутри одной темы, удерживая свое внимание даже тогда, когда далеко не все интересно и что-то не получается.

Многое вокруг нас сегодня убивает внимание. Недавно вспоминали дома, как готовились когда-то к экзаменам в школе. Вспоминали про музыку, кто что слушал. Помню ночного Стинга, когда решала очередные задачки. И помню, что ничего кроме музыки не было. Телефон звонил только днем. Да и то - редко. После 22 уже была тишина. Только тихая музыка на фоне, которую я часто отключала, потому что мешала.

Сегодня в день только на мой телефон приходит больше 150 уведомлений. А я отношусь к категории умеренных пользователей, не так много общаюсь и почти везде отключаю звуки. Уведомления приходят на компьютер. Вроде благо, ничего не пропустишь. Но только вот зачем мне именно сейчас, когда я пишу текст, знать, что мне пришло письмо. Оно же вряд ли настолько срочное, что мне нужно на него ответить мгновенно. Отключаю все уведомления, все значки и счетчики. Телефон отключаю и только тогда можно работать.

Наше внимание страдает. Дети, которые постоянно отвлекаются на гаджеты (если они есть). Кажется, что единственное, что мы на самом должны для детей сделать, это научить их обращать внимание. Замечать, наблюдать, фокусироваться. Какую бы профессию они ни выбрали в будущем, именно внимание будет основой для успеха. Уметь погружаться, видеть то, что ты сейчас делаешь, думать об этом. Остальное - не так важно.

За своими вниманием нужно следить. Убирать все, что мешает быть внимательным. Это дает возможность делать свое дело лучше. Вовремя понимать, что что-то требует изменений.

Если мы хотим продуктивность и эффективную работу в компании, то именно внимание и фокус должны быть частью культуры. Этому можно и нужно учить. Как сократить количество отвлечений? Как не жить в реактивном режиме? Тихие часы коммуникаций. Сотрудник не может быть продуктивным, если он невнимательный. Он не может не ошибаться и не нарушать правила, если он отвлечен, не здесь и не сейчас. Он не может сделать хорошую глубокую работу, если у него 15 совещаний в неделю.

Внимание позволяет принимать мудрые решения. Потому что мудрость - это фокус на нужном вопросе, умение рассматривать и перебирать разные решения до тех пор, пока мы не найдем самое оптимальное. Часто мы принимаем плохие решения, потому что не думаем. Не удерживаем достаточно внимание на вопросе. Чем лучше наше внимание, тем больше аспектов сложной задачи мы можем заметить и рассмотреть. Это дает возможность для мудрых решений.

Навык быть внимательным - навык, которому нужно учить и учиться. Уметь убирать отвлечения и сопротивляться им, контролировать свой мыслительный процесс, останавливаться и наблюдать.

Обратите на это внимание.


Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Как использовать Телеграм в обучении?

На прошлой неделе с коллегами по e-learning провели очень интересный диалог о том, как можно использовать мессенджеры для обучения. Проводили диалог в чате, в Телеграме, а потому многие выводы получены на практике, особенно про удобство использования. Начну с удобства. Телеграм и все его аналоги - это удобно и неудобно одновременно. Для комфортной работы нужно несколько установок: От участника обсуждения не требуется моментальной реакции на все сообщения;  Я, как участник, не пытаюсь на все ответить сразу.  В противном случае начинает глаз дергаться от попытки все время читать и отвечать, совмещая общение с другими делами. У общения должна быть тема. Как мне кажется, тут может быть несколько вариантов:  есть тема для чата (например, как у нас была про использование телеграма) и чат такой доступен в течении дня. Есть вопросы для обсуждения, есть задача для решения и все над ней работают.  справочный чат: тут участников может быть много, все спрашивают всех (кстати, э

mLearning

В последнее время в московских пробках все чаще посещает мысль о том, насколько полезен в нашей жизни коммуникатор или карманный компьютер: можно проверить почту, можно поискать что-то, можно общаться с коллегами. Я бы с удовольствием использовала своего мобильного помощника для получения новых знаний. И, что немало важно, уже есть такие возможности – обучение через интернет. Сегодня эти инициативы есть только за границей, но уже накопленный опыт стоит изучить, чтобы быстро перейти на новую ступень использования современных технологий. Как ни странно, сегодня самым популярным мобильным обучением является обучение парикмахеров. Это и действительно очень удобно – можно быстро посмотреть свойства краски, время, за которое она действует, различные приемы и методы моделирования. Пример такого обучения можно найти здесь . Эти мобильные объекты созданы Великобритании, университетом Манчестера. Их можно изучать как при помощи телефона, так и при помощи iPod Video. Естественно, что основателя

Как написать концепцию электронного курса?

Разработка курса начинается с создания концепции. То есть с описание того, каким именно будет тот курс, который мы хотим получить в итоге. Я делаю короткий, не больше 1 страницы текста документ, с текстовым описанием идеи. Иногда на один курс создается несколько концепций, каждая со своим уклоном и своими идеями. Самое главное - это очень простой и очень понятный текст, который четко дает понять, что именно будет в итоге, как его будут изучать и что в нем слушатель сможет делать. Какая информация вам потребуется для создания концепции? Какой именно курс создается? - И это не только название курса, но перечень вопросов, на которые он должен ответить. Кто будет проходить курс? - Это описание целевой аудитории, включая пол, возраст, опыт работы, опыт обучения.  Почему этот курс нужно будет проходить? - В чем проблема сейчас? Почему без курса нельзя работать? Что должно быть в итоге? - Что человек должен уметь делать после того, как он курс изучит?  Как делается то, что нужно дела