К основному контенту

Экранное время и борьба за продуктивность


Борьба за продуктивность сотрудников актуальности не теряет. Вне зависимости от того, что именно делают люди, компании важно, чтобы они делали качественно, в срок и в нужном объеме. А лучше - больше. Когда речь идет про интеллектуальный труд, с продуктивностью становится сложнее. Особенно, когда задачи творческие. Когда нельзя понять сразу, сколько на самом деле займет задача, не нужно ли будет несколько подходов.

Продуктивность и эффективность часто пробуют повышать обучением. Управление временем, правильная работа с задачами и целями, умение говорить "нет" и делегирование, определение важного и не очень. Есть в меру бесполезные короткие курсы, которые могут помочь только тем, кто уже думал на заданную тему и теперь получил подтверждение своим рассуждениям. Или тем, кто про это никогда не слышал и теперь будет готов встать на путь поиска нужных для себя инструментов. Есть программы обучения, с книгами, советами и рекомендациями. Конечно, еще есть очные тренинги, где интересный ведущий убеждает и мотивирует действовать и пробовать делать себя лучше.

Из самого простого и полезного - дневники и ежедневники, в которых уже есть шаблоны и визуальные контейнеры, чтобы следить за собой, отмечать и наблюдать. Наверное, это самый действенный способ. Потому что научиться управлять временем, правильно работать с задачами и приоритетами можно только при условии наблюдения за собой и своими привычками.

Но вот вопрос - там ли мы ищем? Действительно ли проблема продуктивности и эффективности сотрудников заключается только в том, что они не умеют правильно планировать время и распределять силы? Я не спорю, что это очень важно. Это целый набор ментальных установок, постоянное наблюдение за собой, которое обязательно приводит к успеху. Но достаточно ли этого?

В 2017 году вышла книга Адама Альтера "Не оторваться". Она про механизмы аддиктивности, которые встроены в многие цифровые инструменты. Социальные сети, YouTube, сериалы и даже наша почта - все это сделано так, чтобы постоянно были вовлечены и минимально отвлекались (от них). Самая главная цель большинства таких ресурсов - максимизация прибыли. Чем больше мы ими пользуемся, тем больше их заработок.

Благодаря этому по данным за 2019 год взрослые люди использовали свой смартфон почти 3,5 часа в день. Это может показаться не так страшно, пока мы сделаем пару простых вычислений: это 24,5 часа в неделю (сутки) и 52 дня в году. С такими цифрами хочется остановиться и задать себе вопрос - насколько мы обманываем себя, когда говорим, что у нас нет времени на спорт, на хобби и на чтение книг?

Адлер ссылается на исследование, по данным которого мы поднимаем телефон почти 60 раз в течении дня. А каждое следующее поднятие выполняется в течении 2 минут от предыдущего. Для возвращения концентрации и фокуса на той задачи, которую мы делали до обращения к телефону, уходит до 25 минут (иногда - намного больше). Это также плохо, как многозадачность. Ведь переключение между делами требует ресурса мозга. Чем больше переключений, тем больше ресурса теряется. Это очень большая угроза продуктивности.
Первый и самый простой вывод. Если мы хотим продуктивности, нам нужно сократить количество отвлечений. Меньше коммуникаций в мессенджерах, меньше писем. Сотрудников нужно научить отключать уведомления, а в культуру компании ввести убеждение, что моментального ответа в большинстве случаев не нужно ожидать. И научить людей разделять время, которое они используют на ответы на сообщения и на все остальные дела. Чем меньше отвлечений, тем больше продуктивность.

Теперь про обучение. Особенно про мобильное. Оно кажется исключительно удобным инструментом, сотрудник может пройти обучение в любое удобное время, в транспорте или в перерыве. Потому что оно всегда в руках (в прямом смысле слова). Но чтобы оно заработало, мы не только должны к нему привязать уведомления и постоянные напоминания о себе. Мы должны его спроектировать таким образом, чтобы у человека возникла привычка. Хорошо ли это? Стоит ли создавать еще одно отвлечение, которое может мешать и существенно снижать фокус? И кроме того, стоит ли создавать еще один инструмент, который будет влиять на отношения людей, на их включенность и эмпатию?...

С другой стороны есть вопрос о качестве мобильного обучения. На ПК, как правило, оповещений бывает несколько меньше. Игнорировать их там проще. Может быть потому, что они занимают меньше экранного времени. Представим себе человека, который в среднем по статистике получает 150-200 уведомлений на свой телефон в день. Большая часть из них мессенджеры и почта, остальное - социальные сети и прочие сервисы. Если мы возьмем день, как активных 12 часов (что много, конечно, но для удобства и наглядности подойдет), то получим, что человек получает примерно 16 уведомлений в час или 1 уведомление каждые 3,5 минуты. И, конечно, далеко не так равномерно.

Итак, берем этого самого человека, у которого постоянно что-то приходит на телефон и даем ему проходить мобильный курс. Объем на 3,5 минуты нас не устроит, как минимум потому, что эти 3,5 минуты он должен быть полностью в фокусе на задаче обучения. А до этого нужно зайти, найти, открыть. Нам нужен хотя бы 10-минутный интервал. Скорее всего, у нас его не будет. Потому что за время обучения, нашему слушателю обязательно кто-то напишет в whatsapp, пришлет письмо или поставит лайк под фото в facebook.

Похоже, что тут вопрос не в интервале, который у нас есть. А в качестве обучения, которое у нас в такой ситуации будет. Если наш слушатель постоянно отвлекается, учится ли он вообще? Может ли он запомнить хоть что-то по делу, если в верней части экрана он постоянно видит что-то еще? Пусть он даже не переходит, но он же видит? Читает, думает. Он отвлекается. Это не то что не глубокое обучение, это может быть вообще какой-то побочный процесс, от которого никакого эффекта не будет.

И при этом у мобильного устройства для обучения есть очень весомые плюсы. База знаний, справочник, все то, что может потребоваться в полях, на выезде, когда нет доступа к другим ресурсам. И сейчас даже не это актуально - просто нужен удобный доступ с мобильного. Это нужно, потому что в моменте иногда чего-то очень важного не хватает. Но с базой долго не просидишь. Привычки (в негативном понимании этого слова) она не вызовет. То есть не только полезна, но и безопасна.

В поиске продуктивности упускается нечто очень важное. Та самая угроза сфокусированной работе, внимательности и вовлеченности, которая нам часто представляется как большое благо и, наоборот, инструмент для более эффективной жизни. Любые знания о том, как правильно и продуктивно работать - полезны. Но эффект от них будет совсем не тот, если условия работы и жизни вокруг стимулируют противоположное. Когда не отвлекаться почти невозможно, когда все ждут мгновенного ответа. И когда компания предлагает еще более глубоко уходить в цифровой мир.

Скорее всего, навыком для современной продуктивности будет именно умение выключить большинство уведомлений, умение погружаться в один вид деятельности. И способность контролировать свой процесс использования мобильного устройства.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Как использовать Телеграм в обучении?

На прошлой неделе с коллегами по e-learning провели очень интересный диалог о том, как можно использовать мессенджеры для обучения. Проводили диалог в чате, в Телеграме, а потому многие выводы получены на практике, особенно про удобство использования. Начну с удобства. Телеграм и все его аналоги - это удобно и неудобно одновременно. Для комфортной работы нужно несколько установок: От участника обсуждения не требуется моментальной реакции на все сообщения;  Я, как участник, не пытаюсь на все ответить сразу.  В противном случае начинает глаз дергаться от попытки все время читать и отвечать, совмещая общение с другими делами. У общения должна быть тема. Как мне кажется, тут может быть несколько вариантов:  есть тема для чата (например, как у нас была про использование телеграма) и чат такой доступен в течении дня. Есть вопросы для обсуждения, есть задача для решения и все над ней работают.  справочный чат: тут участников может быть много, все спрашивают всех (кстати, э

mLearning

В последнее время в московских пробках все чаще посещает мысль о том, насколько полезен в нашей жизни коммуникатор или карманный компьютер: можно проверить почту, можно поискать что-то, можно общаться с коллегами. Я бы с удовольствием использовала своего мобильного помощника для получения новых знаний. И, что немало важно, уже есть такие возможности – обучение через интернет. Сегодня эти инициативы есть только за границей, но уже накопленный опыт стоит изучить, чтобы быстро перейти на новую ступень использования современных технологий. Как ни странно, сегодня самым популярным мобильным обучением является обучение парикмахеров. Это и действительно очень удобно – можно быстро посмотреть свойства краски, время, за которое она действует, различные приемы и методы моделирования. Пример такого обучения можно найти здесь . Эти мобильные объекты созданы Великобритании, университетом Манчестера. Их можно изучать как при помощи телефона, так и при помощи iPod Video. Естественно, что основателями

Как написать концепцию электронного курса?

Разработка курса начинается с создания концепции. То есть с описание того, каким именно будет тот курс, который мы хотим получить в итоге. Я делаю короткий, не больше 1 страницы текста документ, с текстовым описанием идеи. Иногда на один курс создается несколько концепций, каждая со своим уклоном и своими идеями. Самое главное - это очень простой и очень понятный текст, который четко дает понять, что именно будет в итоге, как его будут изучать и что в нем слушатель сможет делать. Какая информация вам потребуется для создания концепции? Какой именно курс создается? - И это не только название курса, но перечень вопросов, на которые он должен ответить. Кто будет проходить курс? - Это описание целевой аудитории, включая пол, возраст, опыт работы, опыт обучения.  Почему этот курс нужно будет проходить? - В чем проблема сейчас? Почему без курса нельзя работать? Что должно быть в итоге? - Что человек должен уметь делать после того, как он курс изучит?  Как делается то, что нужно дела