К основному контенту

Трендов не будет. Будут выводы.

Было время, когда в декабре и январе я старалась отловить все тренды нашей области. От экспертов, от пользователей. Потом обязательно писала сама, по мотивам и по собственным ощущениям. В какой-то момент остались только свои мысли, потому что в очередной раз говорить про геймификацию, мобильное, дополненную и все остальное - скучно. В этом году трендов вообще не будет. Будут выводы, потому что именно выводы, из реальной практики и наблюдений, могут дать нужное направление для размышлений и развития.

Вывод #1. Обучение - это все-таки процесс. 
Формат имеет значение, но это не главное. Может быть и увлекательно и скучно, и мобильно и очень даже стационарно. Главное - чтобы было долго. Точно больше одного раза. Поведение не меняется по щелчку пальцев, от одного курса на 40 минут, от одного тренинга на 1 день. Единственный результат, который нам нужен - изменение поведения. И еще изменение ментальной модели и установок. По сути - слушатели должны начать делать иначе и думать иначе (что сначала - вопрос курицы и яйца). За одну встречу с темой такое изменение произойти не может. Интервальное обучение - единственно работающий инструмент. 2 недели, месяц, полгода - последовательно, шаг за шагом. Да, это долго и развенчивает миф о том, что e-learning это быстро. Но это то, как на самом деле человек учится.

Вывод #2. Этика мобильности
Мобильное обучение - это хороший и удобный формат доставки. Под руками, в нужный момент. Едва ли не единственный способ интегрировать обучение в рабочую деятельность для полевых сотрудников. Вот и использовать его нужно только там, где без него никак. Потому что это еще один контакт с гаджетом, который отнимает у нас ресурс, внимание, время на то, что на самом деле ценно. Каждое обращение к мобильному устройству порождает еще одно. Открыл обучение, а вышел уже из социальной сети. Есть задачи, где без него никак. А вот там, где можно иначе, не стоит. Не делают нас смартфоны счастливее.

Вывод #3. Образование нужно. 
Профессиональное, про обучение, про проектирование траекторий и учебных планов. Педагогический дизайн и все, что к нему прилагается. Понимание системности всего процесса обучения, от проектирования до реализации. Не хватает этого. Много стартов, которые могли бы быть успешными, но не стали - потому что не с той стороны зашли, не было системы, не было плана. Разочарований много по той же причине. Хочется и быстро и красиво и чтобы работало. Не хочется анализировать, исследовать, тратить время. А без этого никак.

Вывод #4. Люди нерациональны. 
Это не мое, это Канеман и коллеги доказали. Нам теперь нужно начать использовать. Потому что нерациональных людей обучаем рациональными методами. Мы им цели ставим, как-будто они если узнают, что они будут знать после обучения, то сразу все поймут и начнут учиться. Аргументы приводим правильные. А самое главное уверены, что все понимают, как правильно учиться и развиваться и это есть истинная мотивация. Если не понимают, то нужно рассказать и все, заработает. Тогда почему люди чипсы покупают? Почему едят то, что есть нельзя? Почему от вредных привычек не избавляются и полезные не приобретают? Потому что понимать и действовать - две разные задачи.

Понимать все понимают, а вот до дела не всегда доходит. Вот это и нужно учитывать. На словах все понимают, что обучение нужно. А дальше нужно учиться, прикладывать усилия. И это не все еще - самое интересное дальше. Нужно начать применять. А если нужно менять старое поведение на новое? А если нужно за собой постоянно следить? Нужно учитывать и все то, что до обучения и все, что после. Особенно моменты, когда начинается применение и потенциальные возвраты. Проектировать поддержку и сопровождение. Это другой взгляд, когда обучение - только часть процесса. Точнее так - обучение в привычном виде это часть процесса, а еще есть "до" и "после". Это тоже обучение, только иначе устроено.

Вывод #5. Продавать, продавать и еще раз продавать. 
Вытекает из предыдущего пункта - нужно сделать так, чтобы нерациональные люди все-таки сделали правильный выбор. Отложили соц.сеть и сериалы и все-таки начали учиться. А потом еще и действовать начали (и продолжили). Маркетинг нам всем в помощь. Инструменты уже есть, нам нужно их освоить. А еще архитектура выбора. Это не совсем маркетинг, это организация среды и условий так, чтобы человек сам пришел в нужную точку. Как-будто бы сам так решил. Продавать нужно не само обучение, а состояние, которое будет после. Эмоции, чувства, прилив сил. Слон больше наездника, убедите слона и с наездником уже проще договориться, он куда более рационален.

И самое главное. Без номера. Нужно перестать делиться на "Мы" и "Они". Все проекты, все форматы, все методы нужно проверять на себе. Влезать в шкуру потенциального слушателя, копировать его образ жизни и работы и смотреть - будете учиться или нет. Если мы не готовы сами учиться с помощью того, что мы создаем, если мы не смотрим видео, а пытаемся найти текстовую расшифровку, то почему они, эти мистические люди, будут его смотреть? Что так сильно отличает "нас" от "них", что нам кажется, что нам это не подойдет, но им-то будет очень даже?

Неверное представление о тех, с кем мы имеем дело - это самый большой источник всех сложностей. И не для нас, а для "них". Потому что мы отвечаем за тех, кого мы обучаем. Мы создаем решения, которые им не подходят и которые не приносят пользы. Это они потом страдают в поисках правильного источника информации, потому что мы были уверенны, что лучше всего подойдет анимированный курс, из которого ни скопировать ни сохранить ничего нельзя.

Мы в ответе за тех, кого обучили. Если и есть какой-то тренд, то он на изучение людей и понимание тех, с кем мы работаем. Пусть он будет про нашу внимательность, осознанность и наблюдательность.

С наступающим! 

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Как использовать Телеграм в обучении?

На прошлой неделе с коллегами по e-learning провели очень интересный диалог о том, как можно использовать мессенджеры для обучения. Проводили диалог в чате, в Телеграме, а потому многие выводы получены на практике, особенно про удобство использования. Начну с удобства. Телеграм и все его аналоги - это удобно и неудобно одновременно. Для комфортной работы нужно несколько установок: От участника обсуждения не требуется моментальной реакции на все сообщения;  Я, как участник, не пытаюсь на все ответить сразу.  В противном случае начинает глаз дергаться от попытки все время читать и отвечать, совмещая общение с другими делами. У общения должна быть тема. Как мне кажется, тут может быть несколько вариантов:  есть тема для чата (например, как у нас была про использование телеграма) и чат такой доступен в течении дня. Есть вопросы для обсуждения, есть задача для решения и все над ней работают.  справочный чат: тут участников может быть много, все спрашивают всех (кстати, э

mLearning

В последнее время в московских пробках все чаще посещает мысль о том, насколько полезен в нашей жизни коммуникатор или карманный компьютер: можно проверить почту, можно поискать что-то, можно общаться с коллегами. Я бы с удовольствием использовала своего мобильного помощника для получения новых знаний. И, что немало важно, уже есть такие возможности – обучение через интернет. Сегодня эти инициативы есть только за границей, но уже накопленный опыт стоит изучить, чтобы быстро перейти на новую ступень использования современных технологий. Как ни странно, сегодня самым популярным мобильным обучением является обучение парикмахеров. Это и действительно очень удобно – можно быстро посмотреть свойства краски, время, за которое она действует, различные приемы и методы моделирования. Пример такого обучения можно найти здесь . Эти мобильные объекты созданы Великобритании, университетом Манчестера. Их можно изучать как при помощи телефона, так и при помощи iPod Video. Естественно, что основателя

Как написать концепцию электронного курса?

Разработка курса начинается с создания концепции. То есть с описание того, каким именно будет тот курс, который мы хотим получить в итоге. Я делаю короткий, не больше 1 страницы текста документ, с текстовым описанием идеи. Иногда на один курс создается несколько концепций, каждая со своим уклоном и своими идеями. Самое главное - это очень простой и очень понятный текст, который четко дает понять, что именно будет в итоге, как его будут изучать и что в нем слушатель сможет делать. Какая информация вам потребуется для создания концепции? Какой именно курс создается? - И это не только название курса, но перечень вопросов, на которые он должен ответить. Кто будет проходить курс? - Это описание целевой аудитории, включая пол, возраст, опыт работы, опыт обучения.  Почему этот курс нужно будет проходить? - В чем проблема сейчас? Почему без курса нельзя работать? Что должно быть в итоге? - Что человек должен уметь делать после того, как он курс изучит?  Как делается то, что нужно дела