К основному контенту

Любви все возрасты покорны или как учить людей после 50?

Потратила минут 30 времени, чтобы написать заголовок. Как корректно говорить про людей, которые родились до 1968 года? Язык не поворачивается говорить про пожилых, про тех, кому "за...". Активное обсуждение пенсионной реформы и повышения пенсионного возраста в очередной раз подтолкнуло к размышлениям о возрасте и о том, как мы его воспринимаем. 

Недавно в одном известном Telegram-канале был пост, где коллеги написали правду, о которой не принято говорить - в нашей стране работников с 45-летнего возраста стараются не принимать на работу. Многих, кто имеет отношение к корпоративному обучению, начал заботить, даже скорее пугать, вопрос обучения людей старшего возраста. Мол, что же мы делать с ними будем, учиться они не могут, они же... старые! Не готовы к изменениям, не могут учиться, этот список опасений можно продолжить на пару листов. 

В педагогическом дизайне есть такое правило: "Убедитесь, что вы не находитесь во власти стереотипа относительно вашей целевой аудитории". Нас призывают проверять и перепроверять то, что мы "знаем" про слушателей, для которых мы готовим курс или программу. Потому что стереотип, как и красота, страшная сила. Наше предположение о мотивации, о том, интересно или нет, о форматах и способах подачи, может оказаться совершенно неверным. Ошибка может очень дорого обойтись. 

О тех, кому "за" легко и быстро делается вывод о том, что обучаться они не способны, к инновациям не готовы, развивать их нельзя. Еще - снижение когнитивных способностей. 

Что же показывает анализ целевой аудитории в этом случае? 
- Люди после 35 становятся осторожнее. Больше обязательств, больше людей, за которых отвечаешь. 
- Чем старше, чем больше ответственности и обязательств - дети, пожилые родители, ипотека. Все это требует от человека внимательно относится к изменениям, анализировать и оценивать риски. Потому что на кону очень много. 
- С возрастом появляется то, что никаким иным путем получить нельзя - опыт. Свой, чужой, положительный и не только. Этот опыт с одной стороны может создавать стереотип и где-то мешать развитию, с другой стороны - вполне закономерно подсказывает действовать осторожнее и более вдумчиво. 

Сравнивать с теми, кому еще нет и 35 - нельзя. Тут обязательств меньше, риски еще не так очевидны, жизненного опыта (и да, страхов, которые к нему прилагаются) мало или меньше, чем у тех, кто старше. Потому и готовность к инновациям и изменениям другая, терять меньше, все еще впереди и можно исправить. Естественным образом эта вторая целевая группа на обучение и на связанные с ним изменения реагирует совсем иначе, бодрее и быстрее. Только к обучаемости это никакого отношения не имеет. 

Результаты нейрофизиологических исследований показывают, что какое-то ощутимое снижение (то, которое можно замерить) когнитивных способностей наблюдается в основном после 70 лет. И то только для определенных типов деятельности. 
- Интеллект, то есть накопленные опыт и знания,v с возрастом остается стабильным.
- Память может меняться только относительно недавних событий, более ранние остаются целыми и поддаются извлечению. 
- Внимание тоже не страдает, возможны лишь небольшие сложности с вниманием в мультизадачном режиме (смотреть телевизор и говорить по телефону). Тут стоит отметить, что такая задача и в 30 не всегда выполнима.
- Язык, разговорная речь, не страдает, может быть только трудность с извлечением слов;
- Решение задач и логические обоснования работают в прежнем режиме, особенно в рамках накопленного опыта; 
- Скорость обработки информации - единственное, что снижается, но и это не значит, что человек не может выполнить задачу, просто она займет больше времени. 

Напомню, что все, что описано выше, относится к людям 70+. И, конечно, при учете, что у человека не наблюдается каких-то расстройств и нейродегенративных заболеваний. А активно работающий человек именно из-за своей активности имеет меньший риск снижения когнитивных способностей.

Мой отец в 50 кардинально поменял род деятельности и сделал еще одну карьеру в совершенно новой области. Моя мама около 55 выучила немецкий язык и знает его лучше, чем я, которая начала его учить в 8 лет. Человек в 50 в США - это человек зрелый, опытный и готовый к новым свершениям. Люди накапливают опыт и связи, начинают свой собственный бизнес, делают его достаточно успешно. Люди, которые в 50 приходят на должность СЕО огромных компаний, учатся намного более интенсивно, чем в свои 20, когда таких задач у них не было. Да и те, кто уходит на пенсию рано и с намного более простых должностей, успевают научиться и освоить новую профессию. "В 45 жизнь только начинается."

Подход к обучению у молодых отличается от подхода у людей более зрелых и опытных. И не только в возрасте дело, другое отношение к информации. Больше размышлений, больше анализа, больше попыток понять, как и где я буду это использовать. И если мы действительно хотим учить, развивать и готовить к текущим условиям взрослых людей, нам нужно делать это иначе: 
- Опираться принципы обучения взрослых придется обязательно. Учитывать опыт, понимать мотивацию к обучению (основанную на опыте и задачах), ориентировать обучение на практическое применение.
- Понимать, что чем старше человек, чем больше у него внутренних источников мотивации. Внешние источники влияют все меньше и меньше. Независимость от мнения окружающих приходит именно с возрастом.  
- Вовлекать в планирование обучения, в определение тем и направлений. То, что для молодого и не опытного слушателя будет достаточно трудно, потому что он еще не сильно понимает, что ему нужно, для взрослого и опытного - обязательно, привычка принимать решения за себя берет свое. 
- Осознавать, что такие слушатели ориентированы на более глубокое погружение, чем на моментальный эффект от обучения. В такие чудеса уже никто не верит. 
- Оптимизировать скорость обучения, потому как это единственное, что может отрицательно сказаться на результате. Оно должно быть медленнее и размереннее (хотя, если честно, такая манипуляция не повредит и более молодым). 

Нет никаких оснований опасаться обучать взрослых людей. Когнитивные способности, если говорить честно, начинают снижаться уже после 20. Примерно в этом возрасте мы начинаем меньше учиться формально, а потому именно восприятие и изучение нового идет иначе. Но сам по себе человек не становится ни глупее, ни менее способным к работе и к развитию. Да, принципы подачи знаний и организации всей системы должны адаптироваться. Скорее всего, если мы хотим делать очередной космический WOW-курс, нам теперь придется сделать вторую версию, 50+. Или сделать одну, обычную, будет только лучше.  

Update.
В процессе публикации забыла расставить ссылки на источники. Все самое интересное - ниже списком:
- Книга "Обучение взрослых" Малколм Ноулз
- Статья "Когнитивные навыки и естественное старение" от Центра исследования болезни Альцгеймера
- Статья "Старение - уровень снижения когнитивных способностей"
- Презентация "Снижение когнитивных способностей, связанное с возрастом"
- Статья "Нормальное когнитивное старение"

И еще дополнительно:
- Характеристики взрослых слушателей - в процессе написания не использовала, нашла позже и увидела единомышленника

Комментарии

bev написал(а)…
100% за. Из собственного опыта. Учила, учу и буду учить тех, кому 45+. Проблемы у тех, кто не умеет учиться, без относительно возраста
В 40 лет защитил кандидатскую диссертацию по теме своей специальности. В 50 - поменял профессию. В 70 - разработал обучающие тренинги и стал обучать 20-40 летних навыкам и умениям, (которые не хотят учиться, а получать сразу после окончания института и много). О чем вы говорите?

Популярные сообщения из этого блога

Как использовать Телеграм в обучении?

На прошлой неделе с коллегами по e-learning провели очень интересный диалог о том, как можно использовать мессенджеры для обучения. Проводили диалог в чате, в Телеграме, а потому многие выводы получены на практике, особенно про удобство использования. Начну с удобства. Телеграм и все его аналоги - это удобно и неудобно одновременно. Для комфортной работы нужно несколько установок: От участника обсуждения не требуется моментальной реакции на все сообщения;  Я, как участник, не пытаюсь на все ответить сразу.  В противном случае начинает глаз дергаться от попытки все время читать и отвечать, совмещая общение с другими делами. У общения должна быть тема. Как мне кажется, тут может быть несколько вариантов:  есть тема для чата (например, как у нас была про использование телеграма) и чат такой доступен в течении дня. Есть вопросы для обсуждения, есть задача для решения и все над ней работают.  справочный чат: тут участников может быть много, все спрашивают всех (кстати, э

mLearning

В последнее время в московских пробках все чаще посещает мысль о том, насколько полезен в нашей жизни коммуникатор или карманный компьютер: можно проверить почту, можно поискать что-то, можно общаться с коллегами. Я бы с удовольствием использовала своего мобильного помощника для получения новых знаний. И, что немало важно, уже есть такие возможности – обучение через интернет. Сегодня эти инициативы есть только за границей, но уже накопленный опыт стоит изучить, чтобы быстро перейти на новую ступень использования современных технологий. Как ни странно, сегодня самым популярным мобильным обучением является обучение парикмахеров. Это и действительно очень удобно – можно быстро посмотреть свойства краски, время, за которое она действует, различные приемы и методы моделирования. Пример такого обучения можно найти здесь . Эти мобильные объекты созданы Великобритании, университетом Манчестера. Их можно изучать как при помощи телефона, так и при помощи iPod Video. Естественно, что основателями

Как написать концепцию электронного курса?

Разработка курса начинается с создания концепции. То есть с описание того, каким именно будет тот курс, который мы хотим получить в итоге. Я делаю короткий, не больше 1 страницы текста документ, с текстовым описанием идеи. Иногда на один курс создается несколько концепций, каждая со своим уклоном и своими идеями. Самое главное - это очень простой и очень понятный текст, который четко дает понять, что именно будет в итоге, как его будут изучать и что в нем слушатель сможет делать. Какая информация вам потребуется для создания концепции? Какой именно курс создается? - И это не только название курса, но перечень вопросов, на которые он должен ответить. Кто будет проходить курс? - Это описание целевой аудитории, включая пол, возраст, опыт работы, опыт обучения.  Почему этот курс нужно будет проходить? - В чем проблема сейчас? Почему без курса нельзя работать? Что должно быть в итоге? - Что человек должен уметь делать после того, как он курс изучит?  Как делается то, что нужно дела