К основному контенту

Могут ли очень умные часы сделать жизнь лучше?

Иточник - http://beartoons.com/2015/03/24/apple-watch-the-good-and-bad/

Еще летом собиралась написать этот пост. Но хотела одному инструменту (точнее гаджету) дать шанс. Сейчас расскажу, о чем речь. Год назад у меня появились Apple Watch. Долго решалась и думала, нужно оно мне или нет. Очень хотелось получить спортивные и умные часы, но большинство того, что было на рынке я не могла использовать - каучуковые и кожаные ремешки мне нельзя носить по медицинским причинам. А тут вот они, Apple Watch 2 - красивые, с металлическим ремешком и со всеми теми прелестями, которые в них есть. И я стала счастливым обладателем.


Прошел год. Теперь самое время для выводов. Как носимый гаджет вошел в мою жизнь, что я от него получила и, конечно, как его использовать в обучении. Расскажу так: что они, часы, могут и как это можно использовать, полезно или нет.

1) Часы отслеживают физическую активность. Вы их носите, а они вам говорят, сколько вы двигаетесь, сколько активных/пассивных калорий тратите и прочие параметры. Очень интересно в начале, когда сначала понимаешь, сколько двигаешься, потом пробуешь соревноваться сам с собой. Но вот дальше становится понятно, как именно выглядит твой образ жизни, и что, да, ходит надо больше, но не часы к этому стимулируют. Изменение образа жизни требуют сильно больших инвестиций, чем покупка часов.

2) На часах отображаются уведомления. Звонки приходят, сообщения и еще куча всего, что на телефоне уже давно не замечаешь. Удобство обнаружено только одно: когда я дома с детьми и телефон куда-то засунула, я знаю, что мне кто-то звонит и даже могу ответить. Телефон все равно нужно потом искать. Отвлекает. Очень сильно отвлекает: от отдыха, от работы, от вождения, ото всего. Потому что звонит и жужжит, руку дергаешь, смотришь. Такое ощущение внутри, что немедленно нужно отвечать, вроде как ждут. Нарушается баланс, причем даже не работы и личной жизни, а живого и электронного, тишины и постоянной коммуникации.

3) Можно поставить разные программы для формирования привычек. Медитация, время принятия лекарств, время для спорта, короткие сообщения и еще много другого. Обращать внимание на все это перестаешь примерно через пару месяцев, когда количество уведомлений в день превышает десяток. Есть встроенные уведомления про дыхание и про необходимость пошевелиться - и вот это единственное, что стоит использовать, хотя и их тоже начинаешь игнорировать. Да, помощь в формировании привычек действительно нужна, но сама по себе привычка от гаджета не появится. Ее появление должно быть осознанным, связанным с какими-то иными внутренними процессами.

Про носимые гаджеты говорили, что они помогут в быстром доступе к документам и базам знаний. Это неудобно. Совсем. Говорили, что можно использовать для обучения по продуктам и вообще для обучения. И это тоже неудобно. Экран маленький, читать не только мелко, но и страшно неудобно физически. Кроме того, чем больше на часы "прилетает", тем более странно выглядит человек, который постоянно смотрит на часы. А у нас ведь есть шаблон, что тот, кто смотрит на часы - торопится.

На общении с людьми такие штуки сказываются тоже скорее отрицательно. Потому что ты отвлекаешься (или твой собеседник или вы вместе). Да, пусть на секунду, но отвлекаешься. А если пришло сообщение, которое тебя расстроило?.. Теряется мысль, по лицу видно, что человек уже не с тобой.

Вот тут, если бы я читала этот текст, я бы задала вопрос - Действительно ли все так печально? И да, и нет. Сказать, что Apple Watch или его аналоги, это устройство, которое меняет твой мир нельзя. Да и сильного повышения качества жизни нет.

Есть возможности, на которые именно для обучения (и для работы внутри компании) можно обратить внимание:
1) Дополненная реальность и службы геолокации. Отправка сотрудникам уведомлений по месту, по ситуации. Быстрые, короткие сообщения, в нужный момент.
2) Уведомления о чем-то важном, может быть для медсестер и врачей, может быть для системы информирования на заводе, к примеру.

Но и работать все это будет при условии, то уведомлений будет не слишком много и нужное будет услышано и прочтено.

Кстати, сами по себе часы и все, о чем они пытаются напомнить - отличный пример того, как мы на самом деле быстро ко всему привыкаем и перестаем реагировать на раздражитель.

P.S. Теперь кроме длинных постов, я пишу короткие, почти каждый день - в Телеграм-канале

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Как использовать Телеграм в обучении?

На прошлой неделе с коллегами по e-learning провели очень интересный диалог о том, как можно использовать мессенджеры для обучения. Проводили диалог в чате, в Телеграме, а потому многие выводы получены на практике, особенно про удобство использования. Начну с удобства. Телеграм и все его аналоги - это удобно и неудобно одновременно. Для комфортной работы нужно несколько установок: От участника обсуждения не требуется моментальной реакции на все сообщения;  Я, как участник, не пытаюсь на все ответить сразу.  В противном случае начинает глаз дергаться от попытки все время читать и отвечать, совмещая общение с другими делами. У общения должна быть тема. Как мне кажется, тут может быть несколько вариантов:  есть тема для чата (например, как у нас была про использование телеграма) и чат такой доступен в течении дня. Есть вопросы для обсуждения, есть задача для решения и все над ней работают.  справочный чат: тут участников может быть много, все спрашив...

Оформление презентаций

У нас весь прошлый год прошел под девизом "Учимся делать хорошие презентации". Учились не мы, а наши заказчики, которые понимают, что хорошая и правильно оформленная презентация - очень много значит для бизнеса. И под конец года получился у нас из ответов на многочисленные вопросы вот такой простой и небольшой курс. Если нужен SCORM-архив для загрузки в СДО - пишите в комментариях, куда его отправить. 

Модель мотивации Келлера - ARCS

При подготовке к вебинару по мотивации слушателей в e-learning в очередной раз читала о модели Келлера. В 1987 году Джон Келлер синтезировал имеющиеся исследования по психологической мотивации слушателей и создал модель ARCS. ARCS расшифровывается как Attention, Relevance, Confidence, and Satisfaction, то есть Внимание, Релевантность, Уверенность и Удовлетворенность (на русском получается ВРУУ :) ). Эта модеь не предназначена для использования в одиночестве, как самостоятельная стратегии обучения, но она легко может быть встроена, например, в систему учебных мероприятий Гейна. Внимание . Модель говорит нам о том, что мы постоянно должны вызывать и поддерживать внимание слушателя. Здесь могут быть использован сенсорные стимулы, провакационные вопросы и разнообразие учебных событий. Релевантность . Внимание и мотивацию слушателей нельзя сформировать, если слушатель не верит в том, что материал имеет к нему какое-то отношение. Если говорить простым языком, то любое обучение должно отвечат...