К основному контенту

Приносите свое обучение с собой

Мифы про обучение развенчиваются. Изучая мозг человека все более пристально, ученые не нашли подтверждений многим убеждениям, которые годам были опорными для многих:
- нет учебных стилей. Не важно, как человек воспринимает, важно как он обрабатывает, усваивает и затем извлекает информацию;
- мозг гибкий и пластичный не только в детстве, а богатство среды обучения в детстве вовсе не обязательно дает особые преимущества в жизни;
- правое и левое полушария мозга не имеют такого четкого разделения.

Еще - мы точно используем больше 10% этого важно органа.

И если учебные стили долгие годы были важным аргументом в выборе разнообразных форматов доставки, то чем же пользоваться теперь, когда все больше исследований говорят об обратном? Зачем же нужен богатый и разнообразный контент?

Попробуйте найти ответ самым простым способом - опросите своих коллег и друзей и родных, спросите, как они учатся. Тут окажется, что шаблона практически нет. Все идет в дело, когда надо - и текст, и видео, и аудио. Самое интересное, что к формату человек привыкает. Например, когда-то я слушала аудио книги, много и часто. По одной простой причине - у меня было минимум 6 часов времени каждые выходные, я ездила одна на дачу и занять это время было нечем. Я привыкла. Сейчас я в основном читаю текст, потому что изменился образ жизни. И этот образ жизни имеет большое значение.

Знаете что интересно, что именно образ жизни мы почти никогда не учитываем при разработке обучения. Стили учитываем, устройства -тоже, а вот образ жизни нет. Да, это вполне обосновано - невозможно учесть все варианты. Про учебные стили и прочие условия эффективного обучения можно смело говорить тоже самое - все учесть нельзя. Тут возникает закономерный вопрос - как же сделать обучение более комфортным и удобным человека?

Есть такой тренд - bring your own device или приносите свое устройство с собой и работаете на нем. Отказ от корпоративных ноутбуков и телефонов, свобода выбора сотрудника. Много рисков с точки зрения информационной безопасности, но тем не менее тренд достаточно устойчивый. По данным на сегодня, работа на собственном устройстве повышает продуктивность, улучшает баланс работы и личной жизни, еще дает не мало плюсов (да, и минусов тоже, но плюсы симпатичнее).

Может быть стоит дать возможность и обучение принести с собой? Свое? Пусть люди сами выберут формат. Например, большинство книг можно купить в печатном, электронном или аудио формате. Лекцию на Ted.com можно посмотреть или прочитать. А можно почитать статьи того человека, который выступал, если формат именно статьи человеку комфортнее изучать. Это могут быть курсы на внешних порталах (это, кстати, может дать возможность для экономии на разработке), могут быть подкасты, порталы, блоги, каналы в мессенджерах. Нам же важно, чтобы наш сотрудник достигал целей обучения? Развивал нужную компетенцию? Для этого он может использовать любой источник - главное, чтобы результат был на лицо.

Организовать это непросто. Хотя, как мне кажется, любой из вас, кто занят организацией разработки нескольких десятков курсов внутри компании, скажет, что подбор ресурсов и организация доступа для сотрудников выглядит более привлекательно и просто. Это другие процессы, курируемый контент, если мы хотим помогать сотрудникам и подсказывать, где и что можно изучить. Кому-то и подсказывать вовсе не нужно, потому как мне кажется, что руководитель, к примеру, сам точно должен справиться с задачей собственного обучения по заданным целям. Иначе как он решает нестандартные задачи?

Такое количество источников и возможностей, повторить все внутри одной компании - почти нет шансов. Внутренние ресурсы позволяют сделать обучение куда более скудным и однообразным, потому что нет ни времени, ни денег. Компании с огромными инвестициями создают уникальный и очень интересный контент, по форме и по содержанию, многие могут предоставить слушателям гибкость и новые возможности мобильного обучения в полной мере.

Может быть стоит научить пользоваться внешним обучением и попросить принести свое обучение с собой? 

Комментарии

Unknown написал(а)…
Кажется, что курируемый контент - это повсеместная тенденция. К этому подталкивают и сами технологии - в частности, формат Tin Can API, который постепенно заменяет SCORM, позволяет отслеживать учебный опыт за пределами LMS.

Популярные сообщения из этого блога

Как использовать Телеграм в обучении?

На прошлой неделе с коллегами по e-learning провели очень интересный диалог о том, как можно использовать мессенджеры для обучения. Проводили диалог в чате, в Телеграме, а потому многие выводы получены на практике, особенно про удобство использования. Начну с удобства. Телеграм и все его аналоги - это удобно и неудобно одновременно. Для комфортной работы нужно несколько установок: От участника обсуждения не требуется моментальной реакции на все сообщения;  Я, как участник, не пытаюсь на все ответить сразу.  В противном случае начинает глаз дергаться от попытки все время читать и отвечать, совмещая общение с другими делами. У общения должна быть тема. Как мне кажется, тут может быть несколько вариантов:  есть тема для чата (например, как у нас была про использование телеграма) и чат такой доступен в течении дня. Есть вопросы для обсуждения, есть задача для решения и все над ней работают.  справочный чат: тут участников может быть много, все спрашив...

Оформление презентаций

У нас весь прошлый год прошел под девизом "Учимся делать хорошие презентации". Учились не мы, а наши заказчики, которые понимают, что хорошая и правильно оформленная презентация - очень много значит для бизнеса. И под конец года получился у нас из ответов на многочисленные вопросы вот такой простой и небольшой курс. Если нужен SCORM-архив для загрузки в СДО - пишите в комментариях, куда его отправить. 

Модель мотивации Келлера - ARCS

При подготовке к вебинару по мотивации слушателей в e-learning в очередной раз читала о модели Келлера. В 1987 году Джон Келлер синтезировал имеющиеся исследования по психологической мотивации слушателей и создал модель ARCS. ARCS расшифровывается как Attention, Relevance, Confidence, and Satisfaction, то есть Внимание, Релевантность, Уверенность и Удовлетворенность (на русском получается ВРУУ :) ). Эта модеь не предназначена для использования в одиночестве, как самостоятельная стратегии обучения, но она легко может быть встроена, например, в систему учебных мероприятий Гейна. Внимание . Модель говорит нам о том, что мы постоянно должны вызывать и поддерживать внимание слушателя. Здесь могут быть использован сенсорные стимулы, провакационные вопросы и разнообразие учебных событий. Релевантность . Внимание и мотивацию слушателей нельзя сформировать, если слушатель не верит в том, что материал имеет к нему какое-то отношение. Если говорить простым языком, то любое обучение должно отвечат...