К основному контенту

Типовые трудности e-learning проекта: набор "граблей" от тех, кто на них наступал

Одна из самых активных и ярких секций на eLearning Elements - пленарка утром второго дня, про Стратегию внедрения и развития. Говорили о том, с чего начинать, какие бывают ошибки. Слушали опыт Александра Беляшина. И собирали "грабли".

Мы задали участникам вопрос: "Если бы вы внедряли e-learning сегодня, с нуля, в другой компании, что бы вы сделали иначе? На какие грабли постарались бы не наступить?". И записали все ответы на этот вопрос. Собралась прекрасная коллекция типовых ошибок.


Но самое интересное было то, что на бумаге не получилось зафиксировать. Все говорили о том, что не нужно слушать бизнес. Говорили, кстати, не только тут, но и на других секциях. Не слушать заказчика, делать так, как правильно. Вывод из этого один - если мы слушаем заказчика, то создаем заведомо неправильное решение. И хотя в процессе обсуждения тема эта очень веселая и забавная, есть в ней один очень тоскливый момент. 

Внутренние заказчики и потребители e-learning про него ничего не знают. Кто-то заказывает то, чего в природе не бывает. Кто-то просит слишком сложное решение для очень простой задачи, делая проект совершенно неэффективным. А кто и вовсе ничего не заказывает, потому что не верит в e-learning. 

Заказчика нужно учить. Да, лет через 10-15 многие про e-learning будут знать достаточно, чтобы его использовать. Но сейчас это не так, а потому если мы хотим комфортной работы и успешных проектов, то нужно готовить бизнес. Они должны знать, что такое e-learning, как он работает, что может, какие ограничения, что долго и дорого, а что доступно и почему. И чем лучше бизнес будет владеть этим вопросом, тем комфортнее будет наша с вами работа. 

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Как использовать Телеграм в обучении?

На прошлой неделе с коллегами по e-learning провели очень интересный диалог о том, как можно использовать мессенджеры для обучения. Проводили диалог в чате, в Телеграме, а потому многие выводы получены на практике, особенно про удобство использования. Начну с удобства. Телеграм и все его аналоги - это удобно и неудобно одновременно. Для комфортной работы нужно несколько установок: От участника обсуждения не требуется моментальной реакции на все сообщения;  Я, как участник, не пытаюсь на все ответить сразу.  В противном случае начинает глаз дергаться от попытки все время читать и отвечать, совмещая общение с другими делами. У общения должна быть тема. Как мне кажется, тут может быть несколько вариантов:  есть тема для чата (например, как у нас была про использование телеграма) и чат такой доступен в течении дня. Есть вопросы для обсуждения, есть задача для решения и все над ней работают.  справочный чат: тут участников может быть много, все спрашив...

Оформление презентаций

У нас весь прошлый год прошел под девизом "Учимся делать хорошие презентации". Учились не мы, а наши заказчики, которые понимают, что хорошая и правильно оформленная презентация - очень много значит для бизнеса. И под конец года получился у нас из ответов на многочисленные вопросы вот такой простой и небольшой курс. Если нужен SCORM-архив для загрузки в СДО - пишите в комментариях, куда его отправить. 

Модель мотивации Келлера - ARCS

При подготовке к вебинару по мотивации слушателей в e-learning в очередной раз читала о модели Келлера. В 1987 году Джон Келлер синтезировал имеющиеся исследования по психологической мотивации слушателей и создал модель ARCS. ARCS расшифровывается как Attention, Relevance, Confidence, and Satisfaction, то есть Внимание, Релевантность, Уверенность и Удовлетворенность (на русском получается ВРУУ :) ). Эта модеь не предназначена для использования в одиночестве, как самостоятельная стратегии обучения, но она легко может быть встроена, например, в систему учебных мероприятий Гейна. Внимание . Модель говорит нам о том, что мы постоянно должны вызывать и поддерживать внимание слушателя. Здесь могут быть использован сенсорные стимулы, провакационные вопросы и разнообразие учебных событий. Релевантность . Внимание и мотивацию слушателей нельзя сформировать, если слушатель не верит в том, что материал имеет к нему какое-то отношение. Если говорить простым языком, то любое обучение должно отвечат...