К основному контенту

Переучивание: можно ли сформировать новую привычку?

Мы тут недавно ремонт в квартире сделали. До ремонта у нас была странная схема с выключателями в коридоре - они были за дверью. Страшно неудобно - заходишь в дом, чтобы свет включить нужно руку за открытую дверь просунуть и темноте выключатель нащупать. Переделали. Теперь все удобно, руки некуда совать не нужно. Уже месяц упорно, каждый день, ищу выключатель за дверью. Хотя изменение вроде как к лучшему.

Привычка имеет невероятную силу. Если она сформировалась, отключить очень сложно. Привычное действие выполняется настолько на автопилоте, связано с таким количеством триггеров и ключей, что иногда кажется, что вы никогда не сможете его убрать.

Переучивание или изменение привычки имеет очень большое значение для обучения. Мы очень часто сталкиваемся с задачами, когда сотрудников нужно учить новому. И это новое - вовсе не то, чего они вообще не знают. Это новое - это замена старого. Переучивание. Люди работали и у них был один процесс. А теперь мы внедряем другой процесс и их работа будет иной. Хорошо, если все поменяется настолько, что со старым не будет никаких связей. Гораздо сложнее, когда изменения пусть и важные, но незначительны. И когда они внутри основного процесса. Тогда на автомате человек продолжает работать так, как он делал это раньше. Изменения будут действительно сложными.

В книге "Сила привычки" Чарльз Даххиг говорит, что у привычки есть ключ, награда и рутина.
Он предлагает вот такой алгоритм изменения привычки:
Источник - http://charlesduhigg.com/flowchart-for-changing-habits/
Нужно найти ключ, понять вознаграждение и сформировать новую рутину. Это если очень кратко. Если мы хотим переучить сотрудников, на схему стоит обратить внимание. 
  • Нужно понять, в какой момент срабатывать привычка действовать тем или иным образом; 
  • Нужно проанализировать рутину и понять, как в нее встроить новое действие. 
Но кроме того, важно понимать, что это не будет одно обучение. Это длительный процесс, в котором важно задействовать различные форматы. Система поддержки принятия решений и обучение, встроенное в рабочий процесс - они тут будут практически незаменимы. Всем возможными способами нужно не давать человеку повторять старую схему. 

Главное, чтобы мы с вами при анализе задачи обучения точно поняли, что имеем дело с переучиванием, с изменением привычки, которая уже давно сложилась. В этот момент решение должно быть подобрано соответствующим образом. Нет смысла учить чему-то просто, как будто заново, если речь о том, что человек давно делает и, возможно, будет с большим трудом делать иначе. 

И да, один из основных инструментов для формирования новых привычек будет микро-обучение. Причем не просто микро-обучение, а такой формат, в котором между каждыми учебными модулями нужно делать практику, реальную и близкую к реальной. И где практика будет соединена с реальной деятельностью. Одним учебным модулем сформировать привычку точно нельзя. 

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Как использовать Телеграм в обучении?

На прошлой неделе с коллегами по e-learning провели очень интересный диалог о том, как можно использовать мессенджеры для обучения. Проводили диалог в чате, в Телеграме, а потому многие выводы получены на практике, особенно про удобство использования. Начну с удобства. Телеграм и все его аналоги - это удобно и неудобно одновременно. Для комфортной работы нужно несколько установок: От участника обсуждения не требуется моментальной реакции на все сообщения;  Я, как участник, не пытаюсь на все ответить сразу.  В противном случае начинает глаз дергаться от попытки все время читать и отвечать, совмещая общение с другими делами. У общения должна быть тема. Как мне кажется, тут может быть несколько вариантов:  есть тема для чата (например, как у нас была про использование телеграма) и чат такой доступен в течении дня. Есть вопросы для обсуждения, есть задача для решения и все над ней работают.  справочный чат: тут участников может быть много, все спрашив...

Оформление презентаций

У нас весь прошлый год прошел под девизом "Учимся делать хорошие презентации". Учились не мы, а наши заказчики, которые понимают, что хорошая и правильно оформленная презентация - очень много значит для бизнеса. И под конец года получился у нас из ответов на многочисленные вопросы вот такой простой и небольшой курс. Если нужен SCORM-архив для загрузки в СДО - пишите в комментариях, куда его отправить. 

Модель мотивации Келлера - ARCS

При подготовке к вебинару по мотивации слушателей в e-learning в очередной раз читала о модели Келлера. В 1987 году Джон Келлер синтезировал имеющиеся исследования по психологической мотивации слушателей и создал модель ARCS. ARCS расшифровывается как Attention, Relevance, Confidence, and Satisfaction, то есть Внимание, Релевантность, Уверенность и Удовлетворенность (на русском получается ВРУУ :) ). Эта модеь не предназначена для использования в одиночестве, как самостоятельная стратегии обучения, но она легко может быть встроена, например, в систему учебных мероприятий Гейна. Внимание . Модель говорит нам о том, что мы постоянно должны вызывать и поддерживать внимание слушателя. Здесь могут быть использован сенсорные стимулы, провакационные вопросы и разнообразие учебных событий. Релевантность . Внимание и мотивацию слушателей нельзя сформировать, если слушатель не верит в том, что материал имеет к нему какое-то отношение. Если говорить простым языком, то любое обучение должно отвечат...