К основному контенту

Дизайн портала, удобство пользователей и как сделать портал привлекательным?

В мае я выступала на конференции клиентов компании Websoft и мы там много и в разных форматах говорили про дизайн порталов. Когда коллеги потом опубликовали немного тезисов этого обсуждения, было несколько комментариев с пожеланием подробнее обсудить этот вопрос. Я вот с июня все думала про подробности и думала, какое же у меня отношение к дизайну порталов, каким он должен быть и зачем вообще заниматься дизайном.

Для начала нужно определиться с тем, что такое дизайн. В какой-то момент в обсуждении методологии разработки курсов часто приходилось отмечать, что слово "дизайн" в "педагогическом дизайне" к внешнему виду курсов не имеет никакого отношение. Для ясности я часто говорю слушателям - есть оформление материалов курса, а есть педагогический дизайн. Про порталы важно сделать тоже самое - есть оформление внешнего вида портала, а есть его дизайн. И здесь дизайн - это проектирование процессов, формирование сценариев использования, проектирование функциональной части интерфейса.

Если мы говорим про дизайн портала, то в первую очередь речь пойдет о том, чтобы портал сделать удобным для пользователей и таким, чтобы они им пользовались постоянно, получали пользу. Эта задача решается не оформлением.

Дизайн портала должен начинаться с определения сценариев использования портала основными группами пользователей:

  • Зачем они пришли на портал? 
  • Какая информация им нужна? 
  • Какие задачи они будут выполнять? 
Наша цель - сделать информацию видимой и доступной, а также сократить путь до того, что пользователю нужно. При проектировании сценария нужно разделить все, что пользователю на портале доступно на "Основное/важное" и "Дополнительное". Часто кажется, что сотруднику важно видеть все и иметь доступ ко всему. Это верно, но при это существует частота использования. Например, курсы сотрудник проходит часто и нормативную базу постоянно использует, а оценку проходит только раз в год. Значит мы можем сделать вывод, что курсы и документы должны быть на самом видном месте, а оценку можно чуть "спрятать". В нужный момент ее можно будет продвинуть баннером или чем-то еще. 

Сценарий должен включать в себя всю последовательность шагов, которую будет делать пользователь. В нем же нужно учесть условия использования - сколько времени будет на работу с порталом, сколько отвлечений. 

Дальнейший дизайн функций портала будет выполняться на основе этих сценариев и под них подбираются инструменты. Расположение инструментов на экране, их глубина и все остальное - все зависит от того, как будут использовать портал те или иные пользователи. 

Важный момент - что привлечение пользователей на портал от самого портала не очень сильно зависит. Да, есть какой-то процент влияния внешнего вида на активность использования, но он совсем незначительный. Работа с порталом должна быть встроена в регулярную деятельность сотрудника. Например, в скрипте работы с клиентом должно быть обращение к базе знаний, а рабочем дне - прохождение курсов. Зависит от специфики работы, но если у портала нет своего личного места в жизни сотрудника, то им активно пользоваться не будут. 

Оформление портала на самом деле не имеет большого значения. Конечно приятно, когда портал аккуратный, яркий, удобный, но при этом простой и удобный интерфейс тоже будет работать, даже если все брендирование на нем - это логотип компании. Более того, у настройки уникального оформления есть свои сложности, основная из которых, это поддержка портала. Когда портал оформляется дизайнером, там могут присутствовать различные элементы и способы верстки, которые прекрасно смотрятся при первичной настройке, но достаточно сложно поддерживать в процессе активной эксплуатации. Например, на портале могут быть предусмотрены красивые блоки новостей с картинками. И когда такое наполнение сделано первый раз, графика подобрана в одном стиле. Но вот насколько вы потом сможете этого стиля и правил придерживаться - большой вопрос. 

Большое значение в работе с порталом имеет его поддержка и сопровождение. Нужны внутренние правила и стандарты, по которым идет обновление и сопровождение. И даже система ограничений, потому что она нужна, чтобы не появилось двух сотен кнопок вместо 10 на главной странице. 

Внешне портал должен быть аккуратным, простым, но самое главное - понятным. С момента, когда я его открыла мне должно быть сразу ясно, что тут для меня и как этим пользоваться. Если функциональность получается все равно обширной, то нужны инструкции, которые будут пользователю доступны с момента входа. Или рекомендации, как удобнее и комфортнее работать с порталом. 

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Как использовать Телеграм в обучении?

На прошлой неделе с коллегами по e-learning провели очень интересный диалог о том, как можно использовать мессенджеры для обучения. Проводили диалог в чате, в Телеграме, а потому многие выводы получены на практике, особенно про удобство использования. Начну с удобства. Телеграм и все его аналоги - это удобно и неудобно одновременно. Для комфортной работы нужно несколько установок: От участника обсуждения не требуется моментальной реакции на все сообщения;  Я, как участник, не пытаюсь на все ответить сразу.  В противном случае начинает глаз дергаться от попытки все время читать и отвечать, совмещая общение с другими делами. У общения должна быть тема. Как мне кажется, тут может быть несколько вариантов:  есть тема для чата (например, как у нас была про использование телеграма) и чат такой доступен в течении дня. Есть вопросы для обсуждения, есть задача для решения и все над ней работают.  справочный чат: тут участников может быть много, все спрашивают всех (кстати, э

mLearning

В последнее время в московских пробках все чаще посещает мысль о том, насколько полезен в нашей жизни коммуникатор или карманный компьютер: можно проверить почту, можно поискать что-то, можно общаться с коллегами. Я бы с удовольствием использовала своего мобильного помощника для получения новых знаний. И, что немало важно, уже есть такие возможности – обучение через интернет. Сегодня эти инициативы есть только за границей, но уже накопленный опыт стоит изучить, чтобы быстро перейти на новую ступень использования современных технологий. Как ни странно, сегодня самым популярным мобильным обучением является обучение парикмахеров. Это и действительно очень удобно – можно быстро посмотреть свойства краски, время, за которое она действует, различные приемы и методы моделирования. Пример такого обучения можно найти здесь . Эти мобильные объекты созданы Великобритании, университетом Манчестера. Их можно изучать как при помощи телефона, так и при помощи iPod Video. Естественно, что основателями

Как написать концепцию электронного курса?

Разработка курса начинается с создания концепции. То есть с описание того, каким именно будет тот курс, который мы хотим получить в итоге. Я делаю короткий, не больше 1 страницы текста документ, с текстовым описанием идеи. Иногда на один курс создается несколько концепций, каждая со своим уклоном и своими идеями. Самое главное - это очень простой и очень понятный текст, который четко дает понять, что именно будет в итоге, как его будут изучать и что в нем слушатель сможет делать. Какая информация вам потребуется для создания концепции? Какой именно курс создается? - И это не только название курса, но перечень вопросов, на которые он должен ответить. Кто будет проходить курс? - Это описание целевой аудитории, включая пол, возраст, опыт работы, опыт обучения.  Почему этот курс нужно будет проходить? - В чем проблема сейчас? Почему без курса нельзя работать? Что должно быть в итоге? - Что человек должен уметь делать после того, как он курс изучит?  Как делается то, что нужно дела