К основному контенту

Фокус внимания: как сделать так, чтобы слушатели не забыли изученное?

За последнее время прочитала очень много книг про осознанность, про внутреннюю гармонию и про счастье. Осознанность - очень большая тема. Про себя, про то, как реагировать на внешние события, как себя настраивать на правильную волну, как управлять эмоциями. Есть потрясающие книги про это. И самые прекрасные те, которые дают реальные, жизненные, практические советы. Простые, понятные, которые просто применить в реальной жизни. Но есть одно огромное «НО!» - их нужно применить. Не только запомнить, но и в нужный момент, возможно не в самой простой ситуации, вспомнить, что на эту тему есть совет, что нужно поступить определенным образом. И попробовать сделать так, как советовали. 

В какой-то момент я нашла одну установку, которая мне очень актуальна. Я запомнила ее, повторяла, думала, пыталась применить в воображаемых ситуациях. Но раз за разом я понимала, что ситуация для применения была, а я все еще не применила то, что так хотела. Потому что это правда трудно, даже при очень высокой мотивации, вовремя извлечь инструмент и им воспользоваться. Особенно, когда речь о новой ментальной модели, о контроле собственного поведения. Я взяла лист бумаги, написала на нем фразу с установкой, сделала фото и поставила заставкой на телефон. Через 2 недели стало понятно, что есть результат. 

Теперь если мы посмотрим на корпоративные электронные курсы, то многие из них тоже про применение новых моделей поведения. Очевидно, что за 1 прохождение результата не будет - человек просто не сможет всю идею пропустить через себя. Но даже если он запомнит материал, то применять потом его будет не просто. Нужны какие напоминания о том, что так нужно делать. Мы сейчас часто делаем курс, который сам по себе, проходишь его и все, потом больше ничего нет. Даже очень мотивированный слушатель не сможет так изучить тему. А много у нас очень мотивированных? Только честно? Может быть кто-то и будет дальше читать книги, может кто-то в сети что-то поищет. Но это очень малый процент. А результат от обучения будет тогда, когда большая часть целевой аудитории будет делать так, как в курсе предлагается. 

Обучение нужно сопровождать. Может быть нужны постеры, которые можно поставить заставкой на телефон. Красивые мотиваторы, напоминающие о какой-то установке. Может быть плакаты в офисе. А еще было бы хорошо сделать небольшие курсы, которые в начале рабочего дня или рабочей недели будут напоминать о том, как мы теперь живем и работаем. 
Некоторое время назад кто-то из европейских коллег назвал такую идею тестом на готовность к работе. Открываешь компьютер, делаешь несколько небольших упражнений и сам себя фокусируешь на том, что важно. Есть некоторые производители большой строительной техники, которые таким образом обращают внимание на техники безопасности. Нельзя завести машину, пока небольшой тьюториал не пройден. 


Способов можно придумать много. Важно, что один, сам по себе электронный курс, не так много может, как нам бы хотелось. Да, он может эффективно передавать информацию, может давать отличные возможности для практики, но вот поддержать процесс изменений - не может. А для действительно эффективного обучения это очень важно. Обучение - это процесс и серьезное изменение. 

И если хотите проверить - прочитайте 1 книгу с советами про управление временем, про осознанность, еще про что-то и попробуйте внедрить в свою жизнь 1 технику. 

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Как использовать Телеграм в обучении?

На прошлой неделе с коллегами по e-learning провели очень интересный диалог о том, как можно использовать мессенджеры для обучения. Проводили диалог в чате, в Телеграме, а потому многие выводы получены на практике, особенно про удобство использования. Начну с удобства. Телеграм и все его аналоги - это удобно и неудобно одновременно. Для комфортной работы нужно несколько установок: От участника обсуждения не требуется моментальной реакции на все сообщения;  Я, как участник, не пытаюсь на все ответить сразу.  В противном случае начинает глаз дергаться от попытки все время читать и отвечать, совмещая общение с другими делами. У общения должна быть тема. Как мне кажется, тут может быть несколько вариантов:  есть тема для чата (например, как у нас была про использование телеграма) и чат такой доступен в течении дня. Есть вопросы для обсуждения, есть задача для решения и все над ней работают.  справочный чат: тут участников может быть много, все спрашив...

Оформление презентаций

У нас весь прошлый год прошел под девизом "Учимся делать хорошие презентации". Учились не мы, а наши заказчики, которые понимают, что хорошая и правильно оформленная презентация - очень много значит для бизнеса. И под конец года получился у нас из ответов на многочисленные вопросы вот такой простой и небольшой курс. Если нужен SCORM-архив для загрузки в СДО - пишите в комментариях, куда его отправить. 

Модель мотивации Келлера - ARCS

При подготовке к вебинару по мотивации слушателей в e-learning в очередной раз читала о модели Келлера. В 1987 году Джон Келлер синтезировал имеющиеся исследования по психологической мотивации слушателей и создал модель ARCS. ARCS расшифровывается как Attention, Relevance, Confidence, and Satisfaction, то есть Внимание, Релевантность, Уверенность и Удовлетворенность (на русском получается ВРУУ :) ). Эта модеь не предназначена для использования в одиночестве, как самостоятельная стратегии обучения, но она легко может быть встроена, например, в систему учебных мероприятий Гейна. Внимание . Модель говорит нам о том, что мы постоянно должны вызывать и поддерживать внимание слушателя. Здесь могут быть использован сенсорные стимулы, провакационные вопросы и разнообразие учебных событий. Релевантность . Внимание и мотивацию слушателей нельзя сформировать, если слушатель не верит в том, что материал имеет к нему какое-то отношение. Если говорить простым языком, то любое обучение должно отвечат...