К основному контенту

Почему обучение нельзя автоматизировать?

Мы сейчас делаем серию курсов по достаточно сложному материалу заказчика. Целевая аудитория - директора торговых точек. Цель обучения - подготовить нового директора к работе на новом рабочем месте. Материала много, времени на ввод в должность - мало. Как всегда. Да и электронный курс не резиновый и все туда просто невозможно включить, читать никто не будет. Поэтому материал сокращается, естественно, под бдительным наблюдением заказчика. Но когда я смотрю курсы, если начинаю читать внимательно, я понимаю, что у меня так или иначе возникают вопросы "Почему?". Потому что может быть кому-то это и очевидно, но мне хочется понять, почему именно так или иначе. Ясное дело, что вопросы у меня и у кого-то еще будут разные. Потому что разный жизненный опыт, разные взгляды, разное образование.

В тех курсах, с которых я начала пост, эта проблема решается достаточно просто - везде, где потенциальные вопросы могут возникнуть, стоит иконка "Если у вас есть вопрос, задайте его своему наставнику". Но такая иконка есть не всегда, потому что далеко не всегда при создании курса есть понимание, что он не сможет ответить на все вопросы.

Я очень хорошо понимаю, что обучение автоматизировать полностью нельзя. Потому что мы учим людей и мы не можем на 100% предусмотреть, какие именно вопросы возникнут в голове у того или иного слушателя. Кто спросит "Почему?", а кто-то "Зачем?", а еще кто-то "А как можно сделать иначе?". Это если тема обучения простая. А если она сложнее, то и вопросов будет много больше и они будут совсем разные. Сколько людей, столько и мнений.

Зачастую среда корпоративного e-learning не учитывает то, что в процессе обучение даже по простым продуктам компании у сотрудника могут быть вопросы и эти вопросы нужно кому-то задавать. Потому что без ответов на них обучение может просто не состояться.
- Я, как слушатель, могу побояться задать вопрос коллеге, потому что кто-то может решить, что я совсем глупая и нечего не понимаю.
- Я могу воспринять материал совсем не так, как нужно, только потому, что я восприняла все по-своему, у меня в какой-то момент был вопрос, но задать его было некому и я осталась при своем мнении. И мы уже можем иметь дело с браком, в той или иной форме.

А еще момент формирования вопроса является моментом, когда у меня достаточно высокая мотивация к обучению. Потому что я не просто прочитала/просмотрела/прослушала материал, но и задумалась, как-то связала новое с тем, что я уже знаю и решила получить больше, чем мне предложили изучить. Такой момент однозначно нельзя пропускать.

Очевидно, что должна появиться некоторая форма обратной связи. Блог, форум, чат, вебинар. Некое мероприятие, синхронное или асинхронное, в котором будет принимать участие живой эксперт, который сможет на все вопросы ответить. То есть это уже не автоматическое обучение, когда все происходить после нажатия волшебной кнопки "назначить курс", а просто обучение с применением технологий, которые позволяют делать некоторые действия более эффективно и экономично.

В момент внедрения e-learning это нужно предусмотреть, до того, как система будет запущена. А если она уже работает, то можно попробовать сделать хотя бы следующее:
1) разбить курсы на модули минут по 15-20 (иначае человек забудет, что он хотел спросить);
2) после каждого модуля давать ссылку на форум (или на что-то другое, где можно писать в свободной форме) и предлагать слушателям задать вопросы. Время на ответы со стороны эксперта заложить в пределах 24 часов (потом уже неактуально), а уведомление о том, что ответ получен, отправлять на почту.
3) если форум слишком большая нагрузка, то можно провести вебинар, на котором будет возможность вопросы задать. Но такой вебинар не должен быть отложен на слишком долгое время после прохождения курса, иначе, опять же, забудется вопросы и/или потеряется его актуальность.

Конечно, справочник может быть и автоматическим. Но если задача не только в том, чтобы ваши слушатели получили какую-то информацию, но и научились чему-то, то тут без ручного труда не обойтись. 

Комментарии

teleinfo написал(а)…
Правильно автоматизированное обучение по сути самообучение. С другой стороны человеку способному к самообучению никакая автоматизация не нужна.
Unknown написал(а)…
Без обратной связи обучения не бывает.... В принципе. Факт.

Популярные сообщения из этого блога

Как использовать Телеграм в обучении?

На прошлой неделе с коллегами по e-learning провели очень интересный диалог о том, как можно использовать мессенджеры для обучения. Проводили диалог в чате, в Телеграме, а потому многие выводы получены на практике, особенно про удобство использования. Начну с удобства. Телеграм и все его аналоги - это удобно и неудобно одновременно. Для комфортной работы нужно несколько установок: От участника обсуждения не требуется моментальной реакции на все сообщения;  Я, как участник, не пытаюсь на все ответить сразу.  В противном случае начинает глаз дергаться от попытки все время читать и отвечать, совмещая общение с другими делами. У общения должна быть тема. Как мне кажется, тут может быть несколько вариантов:  есть тема для чата (например, как у нас была про использование телеграма) и чат такой доступен в течении дня. Есть вопросы для обсуждения, есть задача для решения и все над ней работают.  справочный чат: тут участников может быть много, все спрашив...

Оформление презентаций

У нас весь прошлый год прошел под девизом "Учимся делать хорошие презентации". Учились не мы, а наши заказчики, которые понимают, что хорошая и правильно оформленная презентация - очень много значит для бизнеса. И под конец года получился у нас из ответов на многочисленные вопросы вот такой простой и небольшой курс. Если нужен SCORM-архив для загрузки в СДО - пишите в комментариях, куда его отправить. 

Модель мотивации Келлера - ARCS

При подготовке к вебинару по мотивации слушателей в e-learning в очередной раз читала о модели Келлера. В 1987 году Джон Келлер синтезировал имеющиеся исследования по психологической мотивации слушателей и создал модель ARCS. ARCS расшифровывается как Attention, Relevance, Confidence, and Satisfaction, то есть Внимание, Релевантность, Уверенность и Удовлетворенность (на русском получается ВРУУ :) ). Эта модеь не предназначена для использования в одиночестве, как самостоятельная стратегии обучения, но она легко может быть встроена, например, в систему учебных мероприятий Гейна. Внимание . Модель говорит нам о том, что мы постоянно должны вызывать и поддерживать внимание слушателя. Здесь могут быть использован сенсорные стимулы, провакационные вопросы и разнообразие учебных событий. Релевантность . Внимание и мотивацию слушателей нельзя сформировать, если слушатель не верит в том, что материал имеет к нему какое-то отношение. Если говорить простым языком, то любое обучение должно отвечат...