К основному контенту

Меняет ли интернет обучение?

В субботу выступала на конференции в Киеве и говорила про условия, при которых электронное обучение будет работать. Самое главное условие - мы, разработчики, методисты, создатели курсов, должны постоянно помнить, что мы делаем не просто некоторый материал в электронном виде. Мы учим людей. И это совсем не про технологии. Это про то, как нам обучить людей на расстоянии или без их физического присутствия. У нас есть некоторый инструмент, которым мы можем воспользоваться для решения некоторой задачи. Но этот инструмент нужно использовать правильно.
Несколько лет назад один из e-learning-блоггеров США написал короткий пост про то, что начал читать книгу Николаса Карра и стал сомневаться, что через e-learning можно кого-то чему-то научить. Естественно, я эту книгу купила буквально через 5 кликов, еще через пару недель прочитала. Сегодня увидела публикацию, в которой есть краткий обзор этой книги и статьи того же автора. И снова думаю о самом главном - как можно людей учить в Интернете? Да и можно ли вообще?!

Многочисленные исследования говорят о том, что человек, который "живет в сети", имеет концентрацию ниже, быстрее отвлекается, менее глубоко погружается в смысл прочитанного. Мы привыкаем скроллить страницы, многочисленные ленты социальных сетей. Если последить за собой, то становится заметно, что из прочитанного в ленте Facebook может быть только 5% информации остается и запоминается. Только то, что действительно "цепляет".

Мы привыкли пробегать глазами по большому количеству информации, сканировать ее, выбирать только основное и то, что автоматически привлекает наше внимание. Именно поэтому среди рекомендаций по оформлению текстов в электронных учебниках - списки, редкое выделение жирным, использование продуманного цветогого кодирования, ровная и ритмичная верстка. Иначе взгляд вообще ничего не останавливает и пользователь быстро теряет концентрацию.

Большой объем информации, необходимость фильтрации, отсутствие у мозга возможности обработать все (она может и придет, но это точно будет не при моей жизни, процесс слишком длительный). В итоге изменения в том, что мы вообще запоминаем, насколько можем сконцентироваться на чем-то и глубоко вникать. Кто-то говорит о том, что "я работаю в многозадачном режиме". К сожалению, это большое заблуждение - между каждой задачей происходит пусть и очень малое, но все переключение. Это переключение отнимает ресурсы, и, опять же, пусть и небольшие, но это также потери, скажем так, мощности. И если человек учится, то есть читает/слушает/смотрит/делает, а в этот момент у него звонит телефон или приходит сообщение в скайп, то он неизбежно отвлекается, даже если не отвечает и не читает. Переключение происходит.

Условия работы современного проектировщика обучения и современного преподавателя или тренера сильно изменились:

  • мы работаем с низкой концентрацией слушателей, потому что даже в аудитории у людей есть мобильные телефоны. И пусть они и не пользуются ими в открытую, отправленный во время перерыва твит или фото наверно получают лайки или комменты, и человек об этом тоже думает; 
  • наши слушатели все труднее глубоко погружаются в тему, а нам нужно все больше усилий прикладывать к тому, чтобы глубокое изучение все-таки произошло; 
  • значительное количество ресурсов мозга уходит на переключение внимания и это в свою очередь сокращает количество ресурсов, которые можно использовать на обучение. 
Все это меняет то, как человек учится. А, значит, должно поменять и то, как мы учим, как мы создаем курсы, как мы готовим и проектируем занятия. Оставив все, как есть, мы можем сколько угодно долго говорить, что "слушатели уже не те", но мы не можем остановить очень глубокие и сложные процессы, которые уже запущены. 

Что от нас сегодня требуется? 
  • Мы должны помогать в концентрации: 
    • следить за тем, в какой форме сегодня лучше воспринимается информация (Кстати, на текущий момент это графика и яркие визуальные образы) и подавать информацию так, чтобы ее "ловили"; 
    • сразу показывать практическую пользу, возможность практического применения (особенно при обучении взрослых людей), это быстро привлекает внимание; 
    • писать и говорить очень кратко и очень емко, потому что все лишнее будет только снижать качественное внимание. 
  • Мы должны вовлекать в процесс обучения и делать так, чтобы слушатель был участником процесса, а не просто пассивным наблюдателем. Тогда решение что-то делать и действовать будет сознательным, принятым самостоятельно, а не навязанным. И это тоже будет удерживать внимание. 
  • Разбивать обучение на короткие части - тогда глубокое погружение будет нужно не на длительное время, его удержать проще. И это не будет столь трудоемко, что человек испугается стоящей перед ним большой задачи. 
А еще я уверена и даже уже несколько раз попробовала и на себе и на тех, кого мы учим, что чтение или просмотр большого видео, нужно выводить как отдельную активность, которая делается не за рабочим местом. Пусть это будет электронная книга или распечатанный материал, главное, чтобы от человека не требовалось читать его с экрана монитора, в помещении, где очень трудно глубоко погружаться. Человек сам может выбрать место, в котором ему будет комфортно все изучить. А комфорт в обучении имеет большое значение, когда организм человека помогает в понимании нового. 

Перед каждым новым курсом нужно спросить себя: 
  • Как можно этому научиться? 
  • Как можно этому научить? 
  • В каких условиях будет происходить обучение? Будет ли что-то мешать? 
  • Как помочь в концентрации?
Ответы на вопросы - наша база для создания обучения, которое будет работать. Какой бы не был хороший курс, если он не впишется в реальность и будет выпадать из нее, он не даст того результата, который мы ожидаем. 

И еще раз - мы обучаем людей. Мы не можем это делать, не зная, как они думают, что они чувствуют, почему что-то будет изучено, а что нет. И мы не можем не обращать внимания на факторы, которые определяют образ мышления человека. 

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Как использовать Телеграм в обучении?

На прошлой неделе с коллегами по e-learning провели очень интересный диалог о том, как можно использовать мессенджеры для обучения. Проводили диалог в чате, в Телеграме, а потому многие выводы получены на практике, особенно про удобство использования. Начну с удобства. Телеграм и все его аналоги - это удобно и неудобно одновременно. Для комфортной работы нужно несколько установок: От участника обсуждения не требуется моментальной реакции на все сообщения;  Я, как участник, не пытаюсь на все ответить сразу.  В противном случае начинает глаз дергаться от попытки все время читать и отвечать, совмещая общение с другими делами. У общения должна быть тема. Как мне кажется, тут может быть несколько вариантов:  есть тема для чата (например, как у нас была про использование телеграма) и чат такой доступен в течении дня. Есть вопросы для обсуждения, есть задача для решения и все над ней работают.  справочный чат: тут участников может быть много, все спрашив...

Оформление презентаций

У нас весь прошлый год прошел под девизом "Учимся делать хорошие презентации". Учились не мы, а наши заказчики, которые понимают, что хорошая и правильно оформленная презентация - очень много значит для бизнеса. И под конец года получился у нас из ответов на многочисленные вопросы вот такой простой и небольшой курс. Если нужен SCORM-архив для загрузки в СДО - пишите в комментариях, куда его отправить. 

Модель мотивации Келлера - ARCS

При подготовке к вебинару по мотивации слушателей в e-learning в очередной раз читала о модели Келлера. В 1987 году Джон Келлер синтезировал имеющиеся исследования по психологической мотивации слушателей и создал модель ARCS. ARCS расшифровывается как Attention, Relevance, Confidence, and Satisfaction, то есть Внимание, Релевантность, Уверенность и Удовлетворенность (на русском получается ВРУУ :) ). Эта модеь не предназначена для использования в одиночестве, как самостоятельная стратегии обучения, но она легко может быть встроена, например, в систему учебных мероприятий Гейна. Внимание . Модель говорит нам о том, что мы постоянно должны вызывать и поддерживать внимание слушателя. Здесь могут быть использован сенсорные стимулы, провакационные вопросы и разнообразие учебных событий. Релевантность . Внимание и мотивацию слушателей нельзя сформировать, если слушатель не верит в том, что материал имеет к нему какое-то отношение. Если говорить простым языком, то любое обучение должно отвечат...