К основному контенту

Как написать концепцию электронного курса?

Разработка курса начинается с создания концепции. То есть с описание того, каким именно будет тот курс, который мы хотим получить в итоге. Я делаю короткий, не больше 1 страницы текста документ, с текстовым описанием идеи. Иногда на один курс создается несколько концепций, каждая со своим уклоном и своими идеями. Самое главное - это очень простой и очень понятный текст, который четко дает понять, что именно будет в итоге, как его будут изучать и что в нем слушатель сможет делать.

Какая информация вам потребуется для создания концепции?
  1. Какой именно курс создается? - И это не только название курса, но перечень вопросов, на которые он должен ответить.
  2. Кто будет проходить курс? - Это описание целевой аудитории, включая пол, возраст, опыт работы, опыт обучения. 
  3. Почему этот курс нужно будет проходить? - В чем проблема сейчас? Почему без курса нельзя работать?
  4. Что должно быть в итоге? - Что человек должен уметь делать после того, как он курс изучит? 
  5. Как делается то, что нужно делать в итоге? - Шаги выполнения задачи, тонкости и трудности. Д
Для самой концепции последний пункт списка можно описывать кратко, основные моменты. Потом, при разработке, нужно будет уже детально проводить анализ, собирать всю информацию. Сейчас же важна последовательность, основные тонкости и трудности. 

Еще нужна техническая информация, которая определит границы создаваемого решения - какие технологии можно использовать, что может ваш инструмент разработки, что умеют делать на ПК потенциальные слушатели, какой у них будет компьютер и канал связи. 

И последний блок орг. вопросов - сколько времени у вас есть на создание курса и какой бюджет. Как ни крути, от этих параметров многое зависит, например уровень интерактивности, которая может быть и не дорогая, но достаточно трудоемкая. 

Когда основная информация есть на руках, начинаем делать из нее выводы и собирать данные для самой идеи курса: 
  • где может происходить то действие, которые сотруднику предстоит освоить? 
  • нужно ли сотруднику сделать это действие самому или он может за кем-то наблюдать, искать ошибки, направлять? 
  • есть ли какие-то планы, циклы, показатели у того действия, которому мы учим? 
  • в какой последовательности выполняются те действия, которым учим? 
Концепция может быть как прямолинейной, то есть мы описываем то место и тот процесс, который будет происходить в реальности. 
Офис компании, перед сотрудником стоит задача проверить помещение на соблюдение техники безопасности. 
Сотрудник просыпается утром и ему нужно правильно подобрать одежду для выхода на работу. При этом у него есть определенные план на день, с учетом которых он должен одеться. 
Может быть также и метафора, то есть мы рассказываем некоторую историю или сказку. Это достаточно опасная вещь, потому что человеку может быть потом трудно перенести "сказочные" знания в реальность. Но при этом, например для адаптационных курсов, такие истории и сюжеты - очень полезны.
Герой отправляется в поездку по скандинавским странам. В первый день поездки ему нужно снять деньги в банкомате, он находит банкомат с интересным и ярким логотипом с оленем и пока стоит в очереди изучает символику и короткие блоки истории банка. Сняв деньги он понимает, что именно в такой яркой и интересной компании он хочет работать. Приехав в Россию он находит этот банк и идет туда устраиваться на работу. По мере того, как он изучает своего потенциального работодателя, он проникается и историей и культурой компании. И когда приходит на работу ему остается узнать только о внутренних делах банка и он готов приступать к новому рабочему дню в новой компании.
Сюжет с историей можно строить только тогда, когда у вас на руках есть все материалы и вы сразу "примеряете", как и где вы сможете тот или иной материал подать. Иначе может так получится, что вы не сможете его встроить в курс или будет видно, что "шито белыми нитками".

Итак, у нас есть понимание по месту действия. Теперь нужны сами действия, которые будет делать человек. И здесь мы также должны подумать о том, как мы будем давать ему теорию. Решение этого вопроса зависит от целевой аудитории: если они про тему обучения вообще ничего не знают, то сначала мы должны дать теорию в каком-то виде, а только потом давать практику. Если же люди уже в теме, то можно сразу давать задачи, которые нужно решать.

Самое главное, что в курсе человек должен делать действия, максимально близкие к реальности:

  • Пожарная безопасность - замечать и устранять нарушения, предотвращать кризисные ситуации; 
  • Дресс-код - правильно подбирать одежду, видеть, когда что-то не соответствует принятому в компании дресс-коду; 
  • Адаптационный курс - адаптироваться в компании, знакомиться с людьми, пробовать делать те задачи, которые ему нужно будет делать в процессе работы. 
В концепции мы кратко пишем о том, что именно слушатель будет делать, какие перед ним стоят задачи, что он делает для их выполнения (выбирает вариант действия, перетаскивает объекты и тд), как он получает обратную связь. Также показываем, в какой момент будет теория, в какой момент практика, как завершается курс и при каких условиях. 

В результате получается примерно следующее описание курса (в скобках по тексту - комментарии с выводами для разработки): 

Курс по пожарной безопасности в офисе. 
Целевая группа - все сотрудники офисов компании. Уровень знаний по теме - бытовой, знают большинство правил, но не обращают на них внимания. Хорошо владеют ПК (можно делать упражнения с любой механикой, в том числе - перетаскивание). Возможностей для прослушивания звука нет. Мощность ПК - выше средней, Интернет-канал - хороший. 
  
Что должно быть в итоге - сотрудник должен обращать внимание на потенциальные нарушения пожарной безопасности и устранять их. (То есть мы должны в курсе сделать такое количество повторений, чтобы у слушателя пропечаталось, что огнетушитель нельзя прятать.). 
Отношение к теме обучения: "С чего вы взяли, что мы не знаем таких элементарных вещей?" (то есть учить нельзя, нужно дать организовать пожар в курсе). 

Концепция курса: 
Слушатель видит офис, вид сверху. В офисе - много рабочих мест, мебели и прочих предметов, которые бывают в офисе (для наглядности тут можно поставить картинку с таким офисом). Особого порядка в офисе нет. Перед слушателем ставится задача: "Очевидно, что пожар в офисе не входит в наши планы на сегодня. Перед началом рабочего дня нужно проверить, что все так, как должно быть. Вы можете стать спецом по пожарной безопасности и максимально быстро проверить все кабинеты офиса". (Перед слушателем задача, с ограничением по времени. Так как наша ЦА уверена, что они все знают, они тут же решат, что могут все и быстро сделать). Слушатель ищет на экране: угрозы, потенциальные очаги, нарушения и тд (зависит от материала, который у нас есть по теме). Основная задача - найти все нарушения во всех офисах (их будет 5). После каждого видим сколько времени ушло и видим какие нарушения мы пропустили и к чему это может привести. Идет в следующую комнату и так далее. Если человек не делает ошибок, все ищет верно, то в конце курсе получает красочный сертификат с новым званием (тут можно сделать что-то шутливое). А если делает ошибки, то сертификат даем тоже шуточный, но что-то вроде "В предотвращении пожаров вы пока новичок". Такой сертификат мало кто захочет и люди будут повторять игру снова и таким образом запоминать лучше. В самом конце курса можно дать несколько слайдов или ролик с основными опасностями, которые могут подстерегать человека в офисе. 

По такой концепции разработчику, то есть вам, будет очень просто понять, что именно вам нужно собрать для полноценного курса и что продумать. Это ваша канва для размышлений. Ее же смело можно показать руководителю, особенно если добавить в нее пояснения, почему именно так нужно делать и какой эффект в обучении это даст. 


Комментарии

teleinfo написал(а)…
Нормальный текст для начинающего.
Unknown написал(а)…
Вот ещё отличная информация - ппро педагогический дизайн в составлении электронных курсов.
http://y-coach.ru/pedizayn/

Популярные сообщения из этого блога

Как использовать Телеграм в обучении?

На прошлой неделе с коллегами по e-learning провели очень интересный диалог о том, как можно использовать мессенджеры для обучения. Проводили диалог в чате, в Телеграме, а потому многие выводы получены на практике, особенно про удобство использования. Начну с удобства. Телеграм и все его аналоги - это удобно и неудобно одновременно. Для комфортной работы нужно несколько установок: От участника обсуждения не требуется моментальной реакции на все сообщения;  Я, как участник, не пытаюсь на все ответить сразу.  В противном случае начинает глаз дергаться от попытки все время читать и отвечать, совмещая общение с другими делами. У общения должна быть тема. Как мне кажется, тут может быть несколько вариантов:  есть тема для чата (например, как у нас была про использование телеграма) и чат такой доступен в течении дня. Есть вопросы для обсуждения, есть задача для решения и все над ней работают.  справочный чат: тут участников может быть много, все спрашивают всех (кстати, э

Как определить длительность электронного курса?

Очень часто возникает вопрос длительности курса, причем посчитать его нужно не только в слайдах, но и в минутах. Это может потребоваться для тендера (чтобы сравнивать предложения), для расчета времени отвлечения сотрудника от работы и еще для описания самого курса, чтобы сказать слушателю, сколько нужно будет запланировать времени, чтобы пройти курс.  Конечно, посчитать реальную длительность обучения почти невозможно - процесс восприятия информации очень индивидуален. Кто-то может быстро все просканировать и выбрать нужное, кто-то - будет долго и внимательно изучать материалы, а результат будет аналогичный. Но задача такая возникает и есть несколько подходов к расчетам.  1. Как понять, сколько получится слайдов курса из 1ого текстового документа?  В среднем на 1м текстовом слайде/экране нормально помещается 800 знаков текста с пробелами. Если на экране будет что-то кроме текста, то скорее всего больше 500 знаков точно не влезет. В итоге получаем на 1 страницу текста (около