К основному контенту

Тестирование в электронном курсе

Постоянные читатели блога и те, кто со мной хоть раз лично общался на тему e-learning, точно знают, что я в целом противник классических тестов. И не смотря на то, что я изучала методологии составления эффективных тестов и в целом знаю, что это не самый плохой инструмент в обучении, никак мою позицию не меняло. Оказывается, нужно было посмотреть на это под другим углом.

Я все никак не могла понять, что же меня так в тестах смущает. Сегодня дописывала статью про разработку мобильных приложений для обучения и в числе прочего там я писала о том, что для запоминания обязательно нужна практика. И что в каждой теме обязательно должно быть упражнение, которое позволит куда-то применить новые знания. А темы в мобильном обучении - очень маленькие, не более 1-3 минут. Потому что мобильным телефоном пользуются с таким интервалом и так можно рассчитывать хоть на какое-то внимание потенциального слушателя.

Теперь смотрите, что получается. Если модуль длительностью, скажем, 2 минуты, и я его делю на 2 части - 1 минута на теорию и 1 минута на задания. Если я ставлю в качестве задания тест, то он точно будет бесполезным, потому что очевидно, что в течении 1 минуты большинство людей в состоянии удержать информацию в оперативной памяти и воспроизвести ее. Мы же в состоянии повторить только что сказанную фразу слово в слово? То есть максимум, что такой тест проверить - работу оперативной памяти.

В электронном курсе получается примерно такая же картина. Просто когда я сократила период обучения с 10-15 минут до 1-2 минут, сразу стало очевидно, в чем проблема. И вот снова смотрим, что у нас получается в e-learning: у нас есть курс, в нем, например, 3 модуля, примерно по 15 минут изучения. Если после каждого модуля у нас стоит именно тест, который спроектирован с позиции проверки запоминания информации, то мне, слушателю, достаточно просто этот тест пройти, даже по визуальному ключу. У меня лично неплохая зрительная память и я могу вспомнить формулировку по верстке или по сочетанию длинных и коротких слов в предложении.
То есть при условии, что слушатель был хоть немного внимательным, он точно тест сдает. Теперь смотрим на итоговый тест. С ним ситуация будет немного иная: 
- если человек весь курс проходит в один день, сразу, то получается, что часть информации, а именно последний модуль, он отвечает на основе свежей информации в оперативной памяти, что-то из первых двух модулей также, остальное - зависит от развития памяти. Но точно не из долгосрочной памяти, потому что еще очень мало времени прошло и туда еще ничего не попало. 
- если же курс проходится в несколько этапов, то все будет зависеть от того, насколько в интервалах между обучением человек применял полученные знания. Если да, то тест действительно будет работать, потому что он будет обращаться к долгосрочной памяти, если нет, то максимум, с чем мы будем работать - это образы и некоторые шаблоны (может быть даже визуальные), по которым человек будет вспоминать ранее изученное. 

К чему я все это - тесты могут очень хорошо работать, если их дать проходить через некоторое время после обучение и после того, как человек знания начал применять. Тогда по тесту мы действительно можем сказать, знает он что-то или нет. Если мы проверяем сразу, то мы проверяем оперативную память. Если не сразу, но и практики не было, но получается аналог нашего госэкзамена в университетах, когда заставляют наизусть вспоминать то, что еще не применялось (студент очного отделения имеет полное право не работать по специальности) и то, что может и применить никуда нельзя (к примеру, бесчисленные определения терминов). То есть да, по тесту можно понять, знает человек или нет, но нужны условия и своевременное проведение. 

Сторонники и противники тестирования, что вы думаете? Очень интересно, как вы отнеслись к моим размышлениям? 

Комментарии

Vladimir Naumov написал(а)…
Самая очевидное решение, лежащее на поверхности - эвритстичское обучение, когда пользователь обратает новое знание в диалоге со специально подготовленным для этого уч.материалом
Yury написал(а)…
Тихомиров Юрий Валентинович, профессор кафедры физики МГТУГА. Большое спасибо за то, что Вы обратили внимание на эту очень важную сторону eLearning. Без определения освоил\не освоил обучаемый учебный материал нет обучения. Тестирование есть название одного из способов этого определения. При компьютерном тестировании можно контролировать освоение любого объема материала, вплоть до самого малого. Важно обеспечить достоверность. Периодичность контроля (тестирования) зависит от поставленной задачи. Я применяю тестовые задания и сразу после предъявления небольшого элемента материала, и после изучения темы, раздела и т.п. (тесты из нескольких заданий). Главное - достоверность результата. Освоил - воспроизвел ("знание" по Блуму). Это первый этап в обучении. Сумел использовать - второй этап ("умение"). Только тестовые задания с выбором ответа не обеспечивают достоверность. Для этого есть тесты на конструирование ответа из слов, словосочетаний и других элементов. На их основе построен электронный курс физики.
Unknown написал(а)…
Разработка теста требует использования достаточно большой контрольной группы; оценивания валидности и надежности; отбраковки заданий, которые не удовлетворяют требованиям по показателям качества - корреляции, сложности и т. д. Далеко не всегда есть возможность все это реализовать. Но без этого результатам тестирования трудно доверять.
Кроме того, сами результаты являются статистической величиной. Они имеют смысл если стандартная погрешность итогового балла мала по сравнению с общим диапазоном варьирования оценок.
Тем не менее, если тест качественный и используется по назначению, он полезен. желательно сочетать тесты с другими формами контроля. Например, с помощью тестов проверять знание основ, а с помощью собеседования, решения задач, выполнения практических заданий и т. п. оценивать глубину понимания материала и умение его практического использования.
Елена Григорьева написал(а)…
Елена Григорьева, хочу поделиться личным опытом в качестве слушателя. Дистанционно обучалась по программе "ПО SMART-технологии". И никак не могла понять, ПОЧЕМУ вопросы и задания преподаватель составляет не по предыдущему занятию (что казалось таким очевидным), а по занятиям, которые прошли еще раньше. Схема примерно такая: после 4 занятия были вопросы и практические задания из 1 и 2 занятий. После 5 занятия - вопросы из 2 и 3 занятий + пару вопросов из 1 занятия. Как говорится: материал должен отлежаться! Приходилось напрягаться, вспоминать материал, поднимать записи, что не вспоминалось, разбирать заново. Но результат лучше: тот материал, что память запомнила и который был отработан на практике, во время теста, даже спустя время, обучающийся и понимает, и воспроизводит.
Unknown написал(а)…
Здесь приведены некоторые примеры, подтверждающие важность учета качественных характеристик тестовых заданий на примере украинского внешнего независимого оценивания: http://education-ua.org/ua/articles/107-naskilki-yakisnimi-e-testi-zno

Популярные сообщения из этого блога

Как использовать Телеграм в обучении?

На прошлой неделе с коллегами по e-learning провели очень интересный диалог о том, как можно использовать мессенджеры для обучения. Проводили диалог в чате, в Телеграме, а потому многие выводы получены на практике, особенно про удобство использования. Начну с удобства. Телеграм и все его аналоги - это удобно и неудобно одновременно. Для комфортной работы нужно несколько установок: От участника обсуждения не требуется моментальной реакции на все сообщения;  Я, как участник, не пытаюсь на все ответить сразу.  В противном случае начинает глаз дергаться от попытки все время читать и отвечать, совмещая общение с другими делами. У общения должна быть тема. Как мне кажется, тут может быть несколько вариантов:  есть тема для чата (например, как у нас была про использование телеграма) и чат такой доступен в течении дня. Есть вопросы для обсуждения, есть задача для решения и все над ней работают.  справочный чат: тут участников может быть много, все спрашив...

Оформление презентаций

У нас весь прошлый год прошел под девизом "Учимся делать хорошие презентации". Учились не мы, а наши заказчики, которые понимают, что хорошая и правильно оформленная презентация - очень много значит для бизнеса. И под конец года получился у нас из ответов на многочисленные вопросы вот такой простой и небольшой курс. Если нужен SCORM-архив для загрузки в СДО - пишите в комментариях, куда его отправить. 

Модель мотивации Келлера - ARCS

При подготовке к вебинару по мотивации слушателей в e-learning в очередной раз читала о модели Келлера. В 1987 году Джон Келлер синтезировал имеющиеся исследования по психологической мотивации слушателей и создал модель ARCS. ARCS расшифровывается как Attention, Relevance, Confidence, and Satisfaction, то есть Внимание, Релевантность, Уверенность и Удовлетворенность (на русском получается ВРУУ :) ). Эта модеь не предназначена для использования в одиночестве, как самостоятельная стратегии обучения, но она легко может быть встроена, например, в систему учебных мероприятий Гейна. Внимание . Модель говорит нам о том, что мы постоянно должны вызывать и поддерживать внимание слушателя. Здесь могут быть использован сенсорные стимулы, провакационные вопросы и разнообразие учебных событий. Релевантность . Внимание и мотивацию слушателей нельзя сформировать, если слушатель не верит в том, что материал имеет к нему какое-то отношение. Если говорить простым языком, то любое обучение должно отвечат...