К основному контенту

Есть ли возможность применить новые знания?

Живой пример из практики: делаем курс по программному обеспечению для одного заказчка. Скриншоты снимаем на тестовом сервере, с последней версии ПО. На встрече в разговоре вдруг проскакивает: "Ну, пусть они так учат, а потом у них софт поменяется и будут использовать".

Или вот такой пример: курсы по финансовым продуктам. Доступны только в СДО, только один раз, для повторного прохождения нужно заявку писать, ждать неделю одобрения. Продукты совсем новые, на сайте про них минимум информации и подпись "За подробностями обращайтесь к специалистам". Эти самые специалисты курсы-то прошли, но вот только мозг у них не карта памяти и все они просто не запомнили (потому что просто невозможно). Никаких подсказок и справочников еще нет. Руководитель по продажам возмущается, мол, учили-учили, а толку никакого, не продают.

Перед тем как обвинять обучение в том, что оно не работает (вместе с теми, кто его делал, естетственно), стоит проверить, насколько применение новых знаний в рабочем процессе иметт поддержку. Человек ведь не может запомнить все и сразу. Даже опытные сотрудники не смогут сразу выучить все детали нового финансового продукта (тут даже правило Миллера на нашей стороне). А если это новый сотрудник и для него вообще сфера не понятна? Прошел он курс, пришел на работу, а там единственный источник дополнительной информации - коллеги или начальник, причем последний не всегда рад тому, что ему задают море вопросов.

Чем сложнее информация и чем менее подготовленные слушатели, тем больше нужно поддержки на первых шагах применения новых знаний. И нужно остерегаться обучения заранее, потому что софт новый могут поставить и через пару месяцев, а сотрудники к этому времени вообще не будут помнить о том, что они курс такой проходили. Обязательно нужно задаваться парой вопросов:

  • Будет ли у сотрудника какая-то помощь в процессе применения новых знаний в первое время? 
  • Будет ли у сотрудника вообще возможность применить новые знания сразу после обучения? 
Кстати, по второму вопросу стоит сразу вспомнить, что у e-learning основное преимущество "в любое время в любом месте". Вот тут и нужно его реализовать - в СДО курс можно назначить ровно тогда, когда в этом есть потребность, там не нужно такой организации как для очного обучения. 

Если же вы понимаете, что ничего для сотрудников на первое время не подготовлено, то можно отчасти эту задачу решить внутри курса. Нужно собрать все самое основное (исходя из целей и задач курса) и предложить слушателям памятки, которые можно скачать и распечатать после прохождения курса или модуля. Тогда у сотрудника останется самая основная информация. А если она еще будет оформлена в виде инфографики или какой-то логичной схемы, то такая подсказка будет особенноо эффективной. 

Не стоит забывать, что обучение может не работать не только потому, что оно плохо сделано, но и потому, что новые знания просто негде применить или нет нужно поддержки в их применении. 

Комментарии

Петров И.Е. написал(а)…
Что касается живого примера, это свойственно всем софтовым фирмам, менять интерфейс, и в этом нет ничего странного. Тут на мой взгляд нужно отличать среди предлагаемых интерфейсов ключевые связанные методологией построения продукта, которые будут меняться очень редко и функциональные интерфейсы связанные с выполнением дополнительных функций, которые будут меняться часто. Мы обычно делали это все в каптивейте, там можно там можно все по уму построить))).
Теперь, что касается "обвинять обучение", тут на мой взгляд надо объяснять клиенту, что работв с финансовым софтом требует знаний не только программного продукта, но и предметной области и как показывает моя практика проблемы в большинстве случаев кроются в незнании предметной области, а не программного продукта. Как Мы решали эту задачу, когда разрабатывали курс по бухгалтерскому пакету Парус 4W Питерской разработки, мы интегрировали в курс по софту курс по бух учету, конечно для бухгалтеров как пользователей это в большинстве своем было лишним, но для программистов обслуживающих ПО было полезно))).
Что касается памяток по прохождению курсов, несомненно они нужны, без них не будет общего представления о работе и операционного анализа.
Петров И.Е. написал(а)…
Что касается живого примера, это свойственно всем софтовым фирмам, менять интерфейс, и в этом нет ничего странного. Тут на мой взгляд нужно отличать среди предлагаемых интерфейсов ключевые связанные методологией построения продукта, которые будут меняться очень редко и функциональные интерфейсы связанные с выполнением дополнительных функций, которые будут меняться часто. Мы обычно делали это все в каптивейте, там можно там можно все по уму построить))).
Теперь, что касается "обвинять обучение", тут на мой взгляд надо объяснять клиенту, что работв с финансовым софтом требует знаний не только программного продукта, но и предметной области и как показывает моя практика проблемы в большинстве случаев кроются в незнании предметной области, а не программного продукта. Как Мы решали эту задачу, когда разрабатывали курс по бухгалтерскому пакету Парус 4W Питерской разработки, мы интегрировали в курс по софту курс по бух учету, конечно для бухгалтеров как пользователей это в большинстве своем было лишним, но для программистов обслуживающих ПО было полезно))).
Что касается памяток по прохождению курсов, несомненно они нужны, без них не будет общего представления о работе и операционного анализа.

Популярные сообщения из этого блога

Как использовать Телеграм в обучении?

На прошлой неделе с коллегами по e-learning провели очень интересный диалог о том, как можно использовать мессенджеры для обучения. Проводили диалог в чате, в Телеграме, а потому многие выводы получены на практике, особенно про удобство использования. Начну с удобства. Телеграм и все его аналоги - это удобно и неудобно одновременно. Для комфортной работы нужно несколько установок: От участника обсуждения не требуется моментальной реакции на все сообщения;  Я, как участник, не пытаюсь на все ответить сразу.  В противном случае начинает глаз дергаться от попытки все время читать и отвечать, совмещая общение с другими делами. У общения должна быть тема. Как мне кажется, тут может быть несколько вариантов:  есть тема для чата (например, как у нас была про использование телеграма) и чат такой доступен в течении дня. Есть вопросы для обсуждения, есть задача для решения и все над ней работают.  справочный чат: тут участников может быть много, все спрашив...

Оформление презентаций

У нас весь прошлый год прошел под девизом "Учимся делать хорошие презентации". Учились не мы, а наши заказчики, которые понимают, что хорошая и правильно оформленная презентация - очень много значит для бизнеса. И под конец года получился у нас из ответов на многочисленные вопросы вот такой простой и небольшой курс. Если нужен SCORM-архив для загрузки в СДО - пишите в комментариях, куда его отправить. 

Модель мотивации Келлера - ARCS

При подготовке к вебинару по мотивации слушателей в e-learning в очередной раз читала о модели Келлера. В 1987 году Джон Келлер синтезировал имеющиеся исследования по психологической мотивации слушателей и создал модель ARCS. ARCS расшифровывается как Attention, Relevance, Confidence, and Satisfaction, то есть Внимание, Релевантность, Уверенность и Удовлетворенность (на русском получается ВРУУ :) ). Эта модеь не предназначена для использования в одиночестве, как самостоятельная стратегии обучения, но она легко может быть встроена, например, в систему учебных мероприятий Гейна. Внимание . Модель говорит нам о том, что мы постоянно должны вызывать и поддерживать внимание слушателя. Здесь могут быть использован сенсорные стимулы, провакационные вопросы и разнообразие учебных событий. Релевантность . Внимание и мотивацию слушателей нельзя сформировать, если слушатель не верит в том, что материал имеет к нему какое-то отношение. Если говорить простым языком, то любое обучение должно отвечат...