К основному контенту

Информационные технологии в образовании

В каком-то смысле этот пост - офф-топик. Без практики и решения каких-то задач. Но вот только проблема ставит под вопрос, что и как делать дальше и как развивать ИТ в обучении.

Сейчас работаю в МГУ на проекте по обучению преподавателей созданию собственных электронных учебных ресурсов. Финансирует проект Фонд Потанина, который преподавателям на эти работы выделяет гранты. Результатом должен стать авторский сайт на ресурсе Фонда.

Вторая половина дня вчера была отведена дискуссии о применении социальных сетей в обучении. Были приглашены преподаватели, которые уже давно и активно применяют и блоги и соцсети. Рассказали об опыте, о возможностях, о необходимости и неизбежности. Но тут случилось то, чего я никак не ожидала.

Небольшая цитата.
"Если у них есть время, пусть читают Толстого и Пушкина, а не занимаются всякой ерундой"
Кто-то скажет, что это частное мнение. И может быть даже имеет право на жизнь. Но есть одна большая проблема - преподаватели не воспринимают студентов такими, какие они есть. Никто не берет во внимание, что современное поколение формируется в определенных условиях и эти процессы необратимы. Отдельно взятый преподаватель не может изменить студентов, которые живут в этих условиях, которые иного не знают. И с каждым новым набором они все меньше представляют, что была жизнь и до социальных сетей.

Информационные технологии меняют образ мышления, меняют привычки и взгляды. Даже у взрослых. Что получается? Преподаватели приходят в аудитории и стараются сделать из студентов людей, которыми они не являются. Они не знают, кого они учат. Они считают, что студент должен подстроиться под преподавателя. И не понимают, что есть моменты, в которых это просто невозможно.

Слишком многие свою работу видят лишь в том, чтобы читать лекции и вести семинары. Не в мотивации, не в том, чтобы заинтересовать. И уж тем более не в том, чтобы работать вместе. Нет, вместе они работать готовы, только вот условие для этого - активность студента. Именно он, студент, должен хотеть, только тогда преподаватель готов с ним работать.

Я никого не хочу обижать, я знаю отличных преподавателей, к которым мысли это поста не имеют никакого отношения! Но есть и те, кто пробует отрицать реальность, говорить, что студента можно заставить от того, что ему привычно, комфортно и все вернуть "как было раньше". Может быть и правда, что когда-то социальные сети погибнут. И что они разрушают личность. И что интернет убивает навыки глубокого познания. Возможно. Но только это реальность, это происходить здесь и сейчас и иначе не будет.

Самое страшное, что такое отношение я наблюдаю уже лет 10. Сегодня у меня в группе есть человек, который учился использованию ИТ около 8 лет, который был на множестве семинаров и тренингов по этой теме. С которым я работала. И он уверенно говорит - это невозможно, это плохо, все ерунда.

И пока так будет, у нас будут проблемы и с внедрением ИТ в обучение и с качеством образования в целом. Потому что не зная современных условий, а точнее - не принимая их, мы не можем эффективно работать с теми, кого учим (тем более, что и их мы не знаем), а, следовательно, не можем их нормально обучить. 

Комментарии

Постников Сергей написал(а)…
Эта проблема и раньше была, до ИТ. Просто сейчас она стала очевидной и более острой.
Буду писать о внедрении ИТ в школах. Сегодняшние школьники "живут" в соцсетях, это их сфера обитания. Не учитывать этого факта руководители образования просто не имеют права. В реальности (в Краснодаре) в школах закрыт доступ ко всем соцсетям, поисковикам и ... список можно продолжать дальше. На практике мы имеем
1. Вся педагогическая работа в соцсетях перенесена из школы домой (в подполье).
2. Вся работа легла на плечи учителей-энтузиастов.
3. Учителя-энтузиасты работают по интуиции, опираясь только на свой опыт.
Положительные результаты такой работы есть, что бы не говорили оппоненты. Но в целом в образовании ничего не изменится пока
1. Не признают на правительственном уровне о её необходимости.
2. Не выведут эту работу из подполья.
3. Не разработают научную методику обучения в соцсетях и не доведут её до всех учителей.
Пока этого минимума не будет сделано все остальные разговоры от лукавого.
Людмила написал(а)…
А я бы поднимала вопрос о реальном техническом обеспечении в учебных учереждениях, а только после этого об использовании ИКТ. Нет материальной базы и доступа к ресурсам - нет возможности использовать ИКТ.
Даже та материальная база, которая есть в настоящее время в школах, не используется в полной мере из-за того, что нет доступа к ресурсам и нет соответствующих общедоступных научно-обоснованных методических разработок.
Unknown написал(а)…
Эта проблема будет существовать, пока в преподавание не придут люди, выросшие на соцсетях и Интернете. Правда, возможно, что к тому времени методики, наработанные ими, также не будут успевать за развитием технологий.
Анонимный написал(а)…
Полностью с Вами согласна. Но как хочется, чтобы она, проблема, хотя бы начала решаться уже сейчас.
Svitlana Ivashnova написал(а)…
Техническое обеспечение и обучение педагогов не должны происходить "вдогонку" внедрению новых технологий в реальную жизнь. Обучение должно носить опережающий характер, в противоположном случае система образования превращается в "вечно отстающего" от реальной жизни брюзгу...Сегодня большинство педагогов не только не готовы использоваться Интернет в образовании, но и не хотят этого, поскольку не относятся к категории "опытных пользователей" ПК, а перед ними ставятся задачи более высокого уровня. На мой взгяд, последовательносять должна быть такой: обучение педагогов (начальный уровень)- материальное обеспечение - обучение более высокого уровня - пробные курсы - системное использование. И еще - не стои зацикливаться на создании методик преподавания отдельных предметов. "изюминка" ИТ состоит в формировании исследовательской компетентности учащихся, реализации межпредметных связей, поэтому говорить нужно о ИТ-дидактике.
sw написал(а)…
«…в образовании ничего не изменится пока:

3. Не разработают научную методику обучения в соцсетях и не доведут её до всех учителей.»

Коллеги, а кто ее должен разработать?
Даже не интересно кто ее будет «доводить до»! Я не гордый - сам к нему «постучусь».
Методики должны разрабатывать те, кто занимается развитием педагогический науки: научно-методические центры, институты повышения квалификации учителей, учебные заведения, которые ведут подготовку учителей информатики, доктора и кандидаты педагогических наук и т.д. Но проводить её будут только в том случае, если будет на это государственный заказ.А заказ такой будет только в том случае, если на правительственном уровне признают необходимость такой работы. Пока что на правительственном уровне снабжают (где-то лучше, где-то хуже) школы вычислительной техникой и перекрывают доступ к Интернету.
Unknown написал(а)…
Коллеги, давайте не путать соц.сети и обучение. Тем более соц.сети абсолютно разные. Вконтакте - это одно, Google - это совсем другое. Человек должен разделять - это учёба, это - отдых, это микс - учёба+отдых. Нужны учебные сервера на уровне соц сетей (Я говорю о школе). На сервере педагог должен иметь набор базовых инструментов (пособие для подготовки к уроку :)). Повышенный уровень, инд. подход и т.д. - пожалуйста. Но база то одна (да и требования).
И ещё одно замечание. У нас в гимназии у учеников компьютер дома есть практически у всех, а в гимназии только два класса на 300 чел. Вот где разрыв. Информационные технологии ученик может использовать только дома.
Петров И.Е. написал(а)…
Давно не писал в живом обучении, по ряду причин..., но написать комментарий по данному посту, считаю необходимым. Первое на что указала Елена, что наше общество и сложившиеся социальные условия формируют образование, и имеют огромное влияние на молодежь, иными словами, если наши студенты, школьники с молоком матери впитывают философию маркетинга, когда все покупается и продается и это становится определяющим в выборе профессии, а не способности и таланты, вот вам и суть проблемы, а социальные сети и преподаватели тут непричем. Понятно, что в таких условиях преподаватель как профессионал в данной области научить студентов, которые неправильно профориентированны не может, ибо оны))) не обладают нужными талантами и способностями))), это ответ на второй вопрос.
-Информационные технологии меняют образ мышления, меняют привычки и взгляды-, да это тенденции времени, которые неизбежно приведут к изменению методологии образования, на первый план выйдет методология информационного обмена, а не какая то там, дистантная педагогика или педагогический конструктивизм))). Этим я не хочу кого то обижать, а всего лишь натолкнуть на мысли не пора ли задуматься))).
-И что интернет убивает навыки глубокого познания- причин две первая отсутствие системной профориентации и отсутствие навыков и понимания индивидуальных особенностей работы с информацией, которой пока не учат(((.
-Самое страшное, что такое отношение я наблюдаю уже лет 10.- это время нахождения самой “любимой” партии власти, и думаю, что это будет продолжаться дальше... Моя оценка дейтельности ЕР кол с минуом... Они глухи к социальным проблемам, они глухи к профессионалам, ибо в их делах видят заговор))) . Для них нужны специалисты, бездумные и исполнительные.(((
Но задача каждого преподавателя, научить думать даже тех неправильно орентированных студентов, мы все должны поменяться и поменять в будущем власть с привлечением их к ответственности за все деяния.)))
rabamaster написал(а)…
Не смог удержатся...
Поколение которое не способно учится - в этом вина всех! Виноваты политики, которых мы выбираем, виноваты соцсети, которые мы не можем контролировать, но можем отключить (локально). Виноваты все, кроме нас, а мы бедные страдаем!
Имхо, проблема поколения - в поколении, если посмотреть на календарь, отсчитать возраст учащихся (или студентов, неважно) до даты рождения, и вспомнить события тех лет, то мы вспомним родителей, педагогов и все, кто не уделял внимания, кто проходил мимо ребенка с сигаретой, пивом и т.д.
Проблема и в инертности современных педагогов всех уровней, пару примеров:
В одном учебном заведении я установил две точки Wi-Fi, чтобы я, другие преподаватели, и конечно же дети могли получать бесплатный доступ в сеть.
Мне подрезали крылья, сказали: "Вы что! Это же на уроках дети будут сидеть в интернет и меня не слушать". Я ответил: "Давайте запретим шнурки, пуговицы, ручки, тетради. Ведь на ваших уроках они будут завязывать шнурки рисовать в тетради, рассматривать свои пуговицы. Педагог должен заинтересовать ученика, заставить забыть его о соц сетях, шнурках, пуговицы, и открыть прекрасный мир Физики, который поможет сформировать понимание целостной картины мира...". Представьте, эти слова я говорил педагогам "со стажем", мне было стыдно за такие банальные слова.
Соцсети - это улица, где дети встречаются с разными людьми, совершают различные поступки (хорошие и не очень). Ну, а если преподаватель идет по этой улице, разве но не может поинтересоваться как дела у ученика, напомнить ему о завтрашней контрольной работе, передать задание и т.д.
Вы не любите кошек? Значит вы просто не умеете их готовить!

Один мой знакомый хотел попробовать внедрить смешанную систему в ПТУЗ, вроде все хорошо - можно, но вот только ему сказали, что нет нормативной базы, которая бы описывала процедуру внедрения и применения. Мол, если хочешь - делай, все это хорошо, но если что-то пойдет не так, то тебя за это накажут.

Вывод, пока сам не сделаешь - никто не сделает, а взялся за гуж, не говори, что не дюж!
Пардон за сумбурность и эмоциональность, просто нет времени, нужно дальше блог читать.
Педагог-одиночка не перестроит всю систему образования, а вот отсутствие нормативной базы (и конкретных методик для обычных педагогов, а не новаторов, все педагоги не могут быть новаторами) тормозит развитие нашей системы образования. Потому "за гуж" многие и не беруться, что бояться "не выдюжить" против нашей системы образования. Очень понравилось сравнение соц. сетей с улицей. На мой взгляд, просто гениальное сравнение. Ведь и улица бывает очень и очень разная. И кто сказал, что нельзя подсказать ребёнку какую улицу следует выбрать и как на улице себя вести?!
Петров И.Е. написал(а)…
Да, Андрей с методологией у нас большие проблемы. Смотри ссылку http://www.sovsekretno.ru/magazines/article/2758 Педагогику а электронном обучении эффективно не применишь, ибо дистантное воспитание это абсурд. А сделать ни чего не могут, потому что макро среда в которой мы живем не работает на НАС и сделать ее ВЛАСТЬ не может(((, или не хочет))). Стабильности за 20 лет реформ мало, а других результатов НЕТ.

Популярные сообщения из этого блога

Как использовать Телеграм в обучении?

На прошлой неделе с коллегами по e-learning провели очень интересный диалог о том, как можно использовать мессенджеры для обучения. Проводили диалог в чате, в Телеграме, а потому многие выводы получены на практике, особенно про удобство использования. Начну с удобства. Телеграм и все его аналоги - это удобно и неудобно одновременно. Для комфортной работы нужно несколько установок: От участника обсуждения не требуется моментальной реакции на все сообщения;  Я, как участник, не пытаюсь на все ответить сразу.  В противном случае начинает глаз дергаться от попытки все время читать и отвечать, совмещая общение с другими делами. У общения должна быть тема. Как мне кажется, тут может быть несколько вариантов:  есть тема для чата (например, как у нас была про использование телеграма) и чат такой доступен в течении дня. Есть вопросы для обсуждения, есть задача для решения и все над ней работают.  справочный чат: тут участников может быть много, все спрашивают всех (кстати, э

Как написать концепцию электронного курса?

Разработка курса начинается с создания концепции. То есть с описание того, каким именно будет тот курс, который мы хотим получить в итоге. Я делаю короткий, не больше 1 страницы текста документ, с текстовым описанием идеи. Иногда на один курс создается несколько концепций, каждая со своим уклоном и своими идеями. Самое главное - это очень простой и очень понятный текст, который четко дает понять, что именно будет в итоге, как его будут изучать и что в нем слушатель сможет делать. Какая информация вам потребуется для создания концепции? Какой именно курс создается? - И это не только название курса, но перечень вопросов, на которые он должен ответить. Кто будет проходить курс? - Это описание целевой аудитории, включая пол, возраст, опыт работы, опыт обучения.  Почему этот курс нужно будет проходить? - В чем проблема сейчас? Почему без курса нельзя работать? Что должно быть в итоге? - Что человек должен уметь делать после того, как он курс изучит?  Как делается то, что нужно дела

Как определить длительность электронного курса?

Очень часто возникает вопрос длительности курса, причем посчитать его нужно не только в слайдах, но и в минутах. Это может потребоваться для тендера (чтобы сравнивать предложения), для расчета времени отвлечения сотрудника от работы и еще для описания самого курса, чтобы сказать слушателю, сколько нужно будет запланировать времени, чтобы пройти курс.  Конечно, посчитать реальную длительность обучения почти невозможно - процесс восприятия информации очень индивидуален. Кто-то может быстро все просканировать и выбрать нужное, кто-то - будет долго и внимательно изучать материалы, а результат будет аналогичный. Но задача такая возникает и есть несколько подходов к расчетам.  1. Как понять, сколько получится слайдов курса из 1ого текстового документа?  В среднем на 1м текстовом слайде/экране нормально помещается 800 знаков текста с пробелами. Если на экране будет что-то кроме текста, то скорее всего больше 500 знаков точно не влезет. В итоге получаем на 1 страницу текста (около