К основному контенту

Целевая аудитория: власть людей над курсами

Большинство сотрудников крупных компаний никакого отношения к созданию электронных курсов не имеют. Да, они их проходят, они заполняют анкеты удовлетворенности, сопротивляются изучению определенных тем по мере своих сил и возможностей. Но формально не имеют особого отношения к тому, как курс будет выглядеть, что в нем будет. В большинстве случаев.

Однако, это только формально, потому как нет такого документа, в котором отмечено, что сотрудник определяет то, каким курс будет. На практике же, когда речь идет о "правильной" разработке курса, которая происходит по принципам педдизайна, люди решают все.

Вот такой простой пример. Создается курс по безопасному вождению. Про то, как водителям компании нужно водить автомобиль, чтобы аварий не было. Берем документ, который регламентирует вопросы вождения. Берем материалы очного тренинга или семинара (если такой был). Собираем какие-то дополнительные материалы по выбранной теме. Скрещиваем, простите мне это выражение. И получаем курс: текст + картинки по теме (и не только, но машинок в таком курсе будет много) + тесты. Еще можно звук добавить, немного анимации. И вроде бы все. По сути, кажется, что задачу информирования по вопросам безопасного вождения мы решили.

Материалы нужные есть? Есть! Иллюстрации и анимации есть? Есть! Проверка знаний есть? Есть! Готово!

А теперь смотрим на эту задачу с учетом целевой аудитории. Кого именно мы будем учить? Они проходили обучение уже? Каков у них стаж вождения? Были ли у них аварии при вождении на работе?

  • Курс для тех, кто уже лет 5-7 работает водителем будет сильно отличаться от курса для новичков. Он будет короче, иначе построен и, скорее всего, будет или нацелен на напоминание важно или на формирование привычки делать иначе (сложная задача); 
  • Курс для водителей с большим стажем будет отличаться от курса для тех, кто только вчера получил свою заветную розовую карточку. И первые будут не рады проходить курс вторых. 
  • Те, у кого аварии были, будут смотреть на материал одними глазами, "безаварийный", но опытные - другими. А у тех, кто и без опыта и без аварий, взгляд будет свой. 
Это если смотреть на характеристики по опыту целевой аудитории. А если добавить туда возраст, образ жизни, имеющееся образование на текущий момент, отношение к обучению и еще пару моментов, то будет очевидно, что курс делается не разработчиком, а целевой аудиторией. Потому как именно от того, с кем мы имеем дело и будем зависеть исходный результат. 

Да, когда возникают вопросы о том, как сделать курс, какой подход, какие элементы и все прочее, именно целевая аудитория, на ряду с самой задачей обучения, и дает все ответы на наши вопросы. 

Комментарии

Анонимный написал(а)…
Интересный, хотя и крайне сложный вариант, в таком случае: придумать в начале курса опросник вопросов на десять (как раз про возраст, стаж, аварии и пр.), а по итогам бы опроса курс из модулей собирал бы "индивидуальную траекторию", а "лишние" материалы оставались доступными в справочном режиме.
Elena Tikhomirova написал(а)…
Согласна - интересно и сложно! Но весь вопрос в том, что мы хотим получить от обучения сотрудников:
- если нужна галочка, что все прошли курс, тогда не нужны такие сложные и дорогие решения;
- если реально нужен результат, что за хороший результат можно и поработать и сделать адаптивный курс.

Тут весь вопрос в том, насколько компания или учебное заведение ценят качество обучения и насколько думают о реальном результате.
Elena Tikhomirova написал(а)…
Этот комментарий был удален автором.

Популярные сообщения из этого блога

Как использовать Телеграм в обучении?

На прошлой неделе с коллегами по e-learning провели очень интересный диалог о том, как можно использовать мессенджеры для обучения. Проводили диалог в чате, в Телеграме, а потому многие выводы получены на практике, особенно про удобство использования. Начну с удобства. Телеграм и все его аналоги - это удобно и неудобно одновременно. Для комфортной работы нужно несколько установок: От участника обсуждения не требуется моментальной реакции на все сообщения;  Я, как участник, не пытаюсь на все ответить сразу.  В противном случае начинает глаз дергаться от попытки все время читать и отвечать, совмещая общение с другими делами. У общения должна быть тема. Как мне кажется, тут может быть несколько вариантов:  есть тема для чата (например, как у нас была про использование телеграма) и чат такой доступен в течении дня. Есть вопросы для обсуждения, есть задача для решения и все над ней работают.  справочный чат: тут участников может быть много, все спрашив...

Оформление презентаций

У нас весь прошлый год прошел под девизом "Учимся делать хорошие презентации". Учились не мы, а наши заказчики, которые понимают, что хорошая и правильно оформленная презентация - очень много значит для бизнеса. И под конец года получился у нас из ответов на многочисленные вопросы вот такой простой и небольшой курс. Если нужен SCORM-архив для загрузки в СДО - пишите в комментариях, куда его отправить. 

Модель мотивации Келлера - ARCS

При подготовке к вебинару по мотивации слушателей в e-learning в очередной раз читала о модели Келлера. В 1987 году Джон Келлер синтезировал имеющиеся исследования по психологической мотивации слушателей и создал модель ARCS. ARCS расшифровывается как Attention, Relevance, Confidence, and Satisfaction, то есть Внимание, Релевантность, Уверенность и Удовлетворенность (на русском получается ВРУУ :) ). Эта модеь не предназначена для использования в одиночестве, как самостоятельная стратегии обучения, но она легко может быть встроена, например, в систему учебных мероприятий Гейна. Внимание . Модель говорит нам о том, что мы постоянно должны вызывать и поддерживать внимание слушателя. Здесь могут быть использован сенсорные стимулы, провакационные вопросы и разнообразие учебных событий. Релевантность . Внимание и мотивацию слушателей нельзя сформировать, если слушатель не верит в том, что материал имеет к нему какое-то отношение. Если говорить простым языком, то любое обучение должно отвечат...