К основному контенту

Зачем нужна системность в обучении?


В последнее время все чаще встает вопрос об отсутствии системы обучения во многих компаниях. Дело в том, что при заказе  разработки электронного курса обязательно нужно ответить на вопросы: «Что слушатели уже знают?», «Что они будут изучать дальше?». Ответы на эти вопросы необходимы для того, чтобы избежать повторов в создаваемом электронном курсе. При работе с заказчиком и анализе материала часто выясняется, что заказчик сам не знает, что слушатели будут изучать дальше. Выяснить, что слушатели изучали ранее, тоже, как правило, непросто. 

Внутренняя система обучения иногда настолько разрозненная, что заказ на разработку курсов идет из различных подразделений, а отдел обучения пытается взять на себя функцию простого координатора, а не вырабатывает единую траекторию обучения для определенной категории сотрудников. В результате этого значительно увеличиваются затраты на разработку курсов. В первую очередь, потому что компании зачастую приходится повторно делать определенные модули и учебные объекты. Например, некая информация уже представлена во вводном курсе, а затем она продублирована в другом курсе.

Когда ведется разработка электронного курса, когда мы начинаем первично анализировать, что должно быть в курсе, каким образом это лучше представить и каких целей нужно добиться, возникает еще одна малоприятная ситуация: заказчик ставит сразу десяток разных целей. Слушателей нужно и ознакомить, и научить, и проинформировать, и отработать практику, и так далее. Получается целый букет целей, который невозможно реализовать в рамках одного курса.  Каждый курс должен быть ориентирован на одну конкретную задачу обучения, максимум, что к этой задаче можно добавить – это ее производные.

Итак, что получается? Если компания, начиная электронное обучение, воспримет эту инновацию не просто как что-то новое, что ставится поверх старой системы, а как момент для обновления и реформации всей системы обучения в целом, то в первую очередь должны быть выстроены стратегия обучения и стратегия развития электронного обучения. На фоне выстраивания стратегии развития электронного обучения должна быть обязательно произведена работа по структуризации программы обучения по должностям. Это большая работа, но надо начать хотя бы с траектории обучения, которая будет общей для всех сотрудников (вводные курсы, введения в отрасль, навыки деловой переписки, кодекс работы в компании и т.д.). Это должно быть сделано на самых первых этапах. Иначе потом получится, что мы создаем разрозненные курсы, которые так или иначе постоянно дублируют друг друга, а это – прямой путь к снижению эффективности и повышению затрат на обучение.

Дублирование информации – не единственное, что может произойти из-за отсутствия траектории обучения. Может образоваться недостаток информации. При анализе материала и задач обучения  часто выясняется, что в курс стоило бы добавить что-то еще, что в общей канве этого курса смотрелось бы вполне логично и однородно. Будучи разработчиками, мы сами не можем этого сделать, мы можем лишь предложить это заказчикам. Предлагаем проанализировать, добавить еще какие-то блоки, но, к сожалению, это не всегда оказывается возможным. Почему? Именно из-за отсутствия общей траектории обучения.

Чем больше в обучении системности, тем больше пользы оно приносит. Чем больше в электронном обучении системности и выверенности, тем меньше на него затрачивается денег. Это становится очевидным, когда собственноручно занимаешься расчетом бюджетов на проекты по внедрению электронного обучения. Чем меньше системы, тем больше финальная стоимость проекта.

Комментарии

Анонимный написал(а)…
Согласна с Вами, Елена. Системность очень нужна не только для разработки курсов, но и целом для эффективного функционирования СДО.
И "работа по структуризации программы обучения по должностям" - это действительно невероятный труд, которым я как раз сейчас занята:) и такое занятие возникает ежегодно. Свой "+" в том, что есть проф.направленность, а "-" в большом кол-ве технической работы и в донесении до сотрудников необходимости постоянных изменений в программе в связи с динамикой развития банка.
Очень важна еще и ясность системного подхода и для самого отдела обучения, и для слушателей.

Популярные сообщения из этого блога

Как использовать Телеграм в обучении?

На прошлой неделе с коллегами по e-learning провели очень интересный диалог о том, как можно использовать мессенджеры для обучения. Проводили диалог в чате, в Телеграме, а потому многие выводы получены на практике, особенно про удобство использования. Начну с удобства. Телеграм и все его аналоги - это удобно и неудобно одновременно. Для комфортной работы нужно несколько установок: От участника обсуждения не требуется моментальной реакции на все сообщения;  Я, как участник, не пытаюсь на все ответить сразу.  В противном случае начинает глаз дергаться от попытки все время читать и отвечать, совмещая общение с другими делами. У общения должна быть тема. Как мне кажется, тут может быть несколько вариантов:  есть тема для чата (например, как у нас была про использование телеграма) и чат такой доступен в течении дня. Есть вопросы для обсуждения, есть задача для решения и все над ней работают.  справочный чат: тут участников может быть много, все спрашив...

Оформление презентаций

У нас весь прошлый год прошел под девизом "Учимся делать хорошие презентации". Учились не мы, а наши заказчики, которые понимают, что хорошая и правильно оформленная презентация - очень много значит для бизнеса. И под конец года получился у нас из ответов на многочисленные вопросы вот такой простой и небольшой курс. Если нужен SCORM-архив для загрузки в СДО - пишите в комментариях, куда его отправить. 

Модель мотивации Келлера - ARCS

При подготовке к вебинару по мотивации слушателей в e-learning в очередной раз читала о модели Келлера. В 1987 году Джон Келлер синтезировал имеющиеся исследования по психологической мотивации слушателей и создал модель ARCS. ARCS расшифровывается как Attention, Relevance, Confidence, and Satisfaction, то есть Внимание, Релевантность, Уверенность и Удовлетворенность (на русском получается ВРУУ :) ). Эта модеь не предназначена для использования в одиночестве, как самостоятельная стратегии обучения, но она легко может быть встроена, например, в систему учебных мероприятий Гейна. Внимание . Модель говорит нам о том, что мы постоянно должны вызывать и поддерживать внимание слушателя. Здесь могут быть использован сенсорные стимулы, провакационные вопросы и разнообразие учебных событий. Релевантность . Внимание и мотивацию слушателей нельзя сформировать, если слушатель не верит в том, что материал имеет к нему какое-то отношение. Если говорить простым языком, то любое обучение должно отвечат...