К основному контенту

Чему можно учить в электронном курсе?

Совершенно случайно в руки попалась книжка Design for how people learn. Мало того, что написана она чудесным мелодичным языком, так там еще есть и очень дельные мысли.

Мой самый больной вопрос, его я постоянно задаю и клиентам и коллегам - Зачем вы создаете курс? Для какой цели? Я могла бы составить целую коллекцию ответов и потом собирать из них примеры - как правильно и как неправильно ставить цели обучения. Автор книги предлагает на этот вопрос не просто отвечать, а определять интервал - есть сейчас, должно быть в результате (в идеале или в реальности).

Интеравалы (gaps) она делит на знаниевые (информационные), навыковые и мотивационные.

Наличие знаниевого интервала проверяется через выяснение, нужна ли практика для получения того, что ожидается в результате обучения. То есть, если слушателю достаточно просто запомнить что-то и тогда он станет тем, кем от него ожидается, то это знаниевый интервал.

Если для достижения цели нужна практика и тренировка, то мы имеем дело с интервалом навыковым. В этом случае, если человек что-то просто выучит, то этого будет недостаточно для достижения финальной цели. В книге есть отличный пример: для похода в Аппалачи изучить учебник про горы, изучть карты и изучить экипировку будет недостаточно. Для такого похода нужна именно практика похода в горы, причем начинать надо с покорения ближайших холмов.

Мотивационный интервал связан с внутренним желанием что-то делать именно так, как нужно. Тут автор говорит, что в первую очередь нужно понять, в чем причина этого разрыва: это может быть низкая ценность результата, может быть в излишней сложности предлагаемой модели поведения или в ее непонятности.

Я пока это читала в очередной раз понимала, насколько сильно разработка курса зависит именно от конечной цели. И бюджет курса может в разы отличатся только из-за совсем небольшого ньюанса в постановке цели. Дело даже в деньгах, дело в том, что мы часто тратим лишнее время и силы на создание сложных вещей там, где все решается очень просто. Только нужно подумать сначала, а не потом. 

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Как использовать Телеграм в обучении?

На прошлой неделе с коллегами по e-learning провели очень интересный диалог о том, как можно использовать мессенджеры для обучения. Проводили диалог в чате, в Телеграме, а потому многие выводы получены на практике, особенно про удобство использования. Начну с удобства. Телеграм и все его аналоги - это удобно и неудобно одновременно. Для комфортной работы нужно несколько установок: От участника обсуждения не требуется моментальной реакции на все сообщения;  Я, как участник, не пытаюсь на все ответить сразу.  В противном случае начинает глаз дергаться от попытки все время читать и отвечать, совмещая общение с другими делами. У общения должна быть тема. Как мне кажется, тут может быть несколько вариантов:  есть тема для чата (например, как у нас была про использование телеграма) и чат такой доступен в течении дня. Есть вопросы для обсуждения, есть задача для решения и все над ней работают.  справочный чат: тут участников может быть много, все спрашив...

Оформление презентаций

У нас весь прошлый год прошел под девизом "Учимся делать хорошие презентации". Учились не мы, а наши заказчики, которые понимают, что хорошая и правильно оформленная презентация - очень много значит для бизнеса. И под конец года получился у нас из ответов на многочисленные вопросы вот такой простой и небольшой курс. Если нужен SCORM-архив для загрузки в СДО - пишите в комментариях, куда его отправить. 

Модель мотивации Келлера - ARCS

При подготовке к вебинару по мотивации слушателей в e-learning в очередной раз читала о модели Келлера. В 1987 году Джон Келлер синтезировал имеющиеся исследования по психологической мотивации слушателей и создал модель ARCS. ARCS расшифровывается как Attention, Relevance, Confidence, and Satisfaction, то есть Внимание, Релевантность, Уверенность и Удовлетворенность (на русском получается ВРУУ :) ). Эта модеь не предназначена для использования в одиночестве, как самостоятельная стратегии обучения, но она легко может быть встроена, например, в систему учебных мероприятий Гейна. Внимание . Модель говорит нам о том, что мы постоянно должны вызывать и поддерживать внимание слушателя. Здесь могут быть использован сенсорные стимулы, провакационные вопросы и разнообразие учебных событий. Релевантность . Внимание и мотивацию слушателей нельзя сформировать, если слушатель не верит в том, что материал имеет к нему какое-то отношение. Если говорить простым языком, то любое обучение должно отвечат...