К основному контенту

Как сделать курс по информационной безопасности?

Информационная безопасность тема очень актуальная. Практически каждая компания, которая начинает развивать e-learning систему курс по ней включает в список самых первых к разработке. И информация в таком курсе - актуальная. Особенно для больших компаний, где трудятся самые разные люди, с разными настроениями и разными мнениями.

Но не смотря на широкую популярность темы, курс по ней сделать непросто. Вернее сказать - сделать такой курс, от которого будет нужный эффект. С подобными темами проблема не в том, чтобы люди запомнили, а чтобы они начали применять. Большинство знают основные правила информационной безопасности, но их не соблюдают. Почему? Потому что уверены, что ничего страшного с ними не случится.

И потому курс по такой теме должен мотивировать использовать больше, чем просто давать все правила и нормы и проверять насколько слушатели их запомнили, а именно формировать привычку. Или хотя бы сделать так, чтобы информация часто вспоминалась.

Самый простой вариант - сделать ролевые игры. Простые интерактивные ситуации, в которых происходит что-то, что угрожает информационной безопасности, а слушатель должен как-то среагировать. Тут показываем самое главное - причинно следственную связь, наглядно и на реальных ситуациях. Например, приходит новая сотрудница на рабочее место, ей говорят выдают пароль, и курс спрашивает, как с ним поступить, потому что запомнить нереально. Она принимает решение и если неправильное, то мы не просто ей говорим, что она не права, а разыгрываем сценку, как кто-то подсмотрел ее пароль написанный на стикере и украл важные данные, а все подумали на нее. Такой формат представления помогает сформировать привычку.

Еще интересным вариантом будет игра, что-то вроде квеста, когда нужно будет найти все угрозы информационной безопасности. Тут можно слушателя поставить в роль сыщика или, например, начальника отдела информационной безопасности, которому поручена проверка компании на предмет угроз.

Но как только речь заходит о ролевых играх, о ситуациях и квестах, сразу часто встает вопрос сроков и стоимости. И если последний параметр постепенно становится неактуальным - за счет новых инструментов, то длительность разработки слайдового курса и игрового все равно отличается, и не в пользу последнего. А курсы все равно делать нужно.

И если это будут все-таки слайды, то стоит подумать о том, как информация на слайдах будет представлена. Например, можно сделать лозунгами-призывами. Кратко, с очень лакончиной иллюстрацией. Но обязательно нужно показать, что будет в случае нарушения правила. Кстати, тут очень хорошо подойдет стиль комикса, когда на одном слайде будет и призыв и последствия.

Главное - ярко и кратко, чтобы запомнилось. Из основных принципов, которые мы постоянно используем для таких курсов, можно отметить:
- графика должна быть нереалистичной, потому что такую тему, которая вроде как тебе, как слушателю, указывает на ошибки, лучше подавать абстрагировано. Я для таких задач люблю использовать рисунки
- материал нужно сокращать, но при этом помнить, что выдавая в курсе правило, но пояснять почему именно так нужно делать. Это очень помогает восприятию, когда знаешь, в какой ситуации тебя проблема может настигнуть.
- материал нужно переписывать человеческим языком. Материалы взятые прямо из инструкций не подойдут.


Правда у меня все время возникает вопрос - какие примеры должны быть в таком курсе? Рассказывать про то, как человек сообщил кому-то какие-то данные и его уволили? Не будет ли отторжения? Как думаете?

Пока писала пост, поискала примеры на заданную тему в открытом доступе. Нашла вот такую веселую штуку, в классическом британском стиле :)

Для прохождения курса нужно бесплатно зарегистрироваться.

Как вам?

Комментарии

Sergey Snegirev написал(а)…
Ссылку бы неплохо ;) http://www.bobs-business.co.uk
Вадим Лузянин написал(а)…
Возможно Вас заинтересует это небольшое ( 30 стр. )пособие по дизайну. Практико-ориентированное.Рецептурно излагаются некоторые модели.
http://www.kineo.com/documents/eLearning_design_v2.pdf
Elena Tikhomirova написал(а)…
О, про ссылку я совершенно забыла) У меня такое бывает, когда сильно тороплюсь.
Elena Tikhomirova написал(а)…
Вадим, спасибо! С этим документом знакома, он мне очень нравится. А что там понравилось вам?
Вадим Лузянин написал(а)…
Нравится то,что педдизайнер по возможности должен стараться принимать решения в опоре на теорию бучения взрослых, учитывать характеристики субьектного опыта обучающегося. Другие моменты. Каждый из которых можно развернуть, изложить более детально. Вижу много точек роста указанных авторами положений, совпадающих с моим видением развития теории и практики e-learning.
Назвал это для себя как дидактические нанотехнологии, требующие более тонкого, детального подхода в разработке и проведении электронных курсов.
В смене основной парадигмы рассмотрения обучения как познавательной деятельности, на обучение как развитие, в центре которой - сетевая личность обучающегося.
Роджерианский, гуманистический подход, где ключевое понятие - полноценно функционирующий обучающийся.
Основной недостаток современной дидактики - мало, по сравнению с деятельностью преподавателя, разработана деятельность учения.
Знание по своей природе диалогично, значит и усваиваться должно в диалоге, в ответ на проблемную ситуацию. Понятие скаффолдинга, как его заложить при проектировании. Ответ на эти и другие вопросы значительно превратит e- learning в живой процесс.

Популярные сообщения из этого блога

Как использовать Телеграм в обучении?

На прошлой неделе с коллегами по e-learning провели очень интересный диалог о том, как можно использовать мессенджеры для обучения. Проводили диалог в чате, в Телеграме, а потому многие выводы получены на практике, особенно про удобство использования. Начну с удобства. Телеграм и все его аналоги - это удобно и неудобно одновременно. Для комфортной работы нужно несколько установок: От участника обсуждения не требуется моментальной реакции на все сообщения;  Я, как участник, не пытаюсь на все ответить сразу.  В противном случае начинает глаз дергаться от попытки все время читать и отвечать, совмещая общение с другими делами. У общения должна быть тема. Как мне кажется, тут может быть несколько вариантов:  есть тема для чата (например, как у нас была про использование телеграма) и чат такой доступен в течении дня. Есть вопросы для обсуждения, есть задача для решения и все над ней работают.  справочный чат: тут участников может быть много, все спрашивают всех (кстати, э

mLearning

В последнее время в московских пробках все чаще посещает мысль о том, насколько полезен в нашей жизни коммуникатор или карманный компьютер: можно проверить почту, можно поискать что-то, можно общаться с коллегами. Я бы с удовольствием использовала своего мобильного помощника для получения новых знаний. И, что немало важно, уже есть такие возможности – обучение через интернет. Сегодня эти инициативы есть только за границей, но уже накопленный опыт стоит изучить, чтобы быстро перейти на новую ступень использования современных технологий. Как ни странно, сегодня самым популярным мобильным обучением является обучение парикмахеров. Это и действительно очень удобно – можно быстро посмотреть свойства краски, время, за которое она действует, различные приемы и методы моделирования. Пример такого обучения можно найти здесь . Эти мобильные объекты созданы Великобритании, университетом Манчестера. Их можно изучать как при помощи телефона, так и при помощи iPod Video. Естественно, что основателями

Как написать концепцию электронного курса?

Разработка курса начинается с создания концепции. То есть с описание того, каким именно будет тот курс, который мы хотим получить в итоге. Я делаю короткий, не больше 1 страницы текста документ, с текстовым описанием идеи. Иногда на один курс создается несколько концепций, каждая со своим уклоном и своими идеями. Самое главное - это очень простой и очень понятный текст, который четко дает понять, что именно будет в итоге, как его будут изучать и что в нем слушатель сможет делать. Какая информация вам потребуется для создания концепции? Какой именно курс создается? - И это не только название курса, но перечень вопросов, на которые он должен ответить. Кто будет проходить курс? - Это описание целевой аудитории, включая пол, возраст, опыт работы, опыт обучения.  Почему этот курс нужно будет проходить? - В чем проблема сейчас? Почему без курса нельзя работать? Что должно быть в итоге? - Что человек должен уметь делать после того, как он курс изучит?  Как делается то, что нужно дела