К основному контенту

Голос за кадром или когда стоит заставлять курс говорить?

На днях была на встрече с потенциальным клиентов, показывали наши примеры по разработке курсов. Клиент спросил про звук - можно ли? делаем ли? А я уже после встречи задалась вопросом - надо ли? 

Зачем делать звук в курсе? Не будет ли он там лишним? Начну с того, что есть курсы, которые без звука сделать нельзя - иностранные языки, например. Имеет смысл сделать звук и в курсе по телефонным переговорам, тогда будет ближе к реальности. Однако для этой темы придется записывать актеров, чтобы они разыграли разные типы клиентов. Иначе получится без смысла и будет только мешать. 

Но в остальных курсах, особенно в простых, звук часто бывает лишним. Начнем с того, что со звуком курс проходить дольше, потому что читаем мы точно быстрее, чем говорит диктор, тем более когда он должен говорить ровно и четко. Из принципов совмещения медиасредств известно, что нельзя дублировать текст на экране и в озвучке. Тогда при использовании звука встает новая задача - нужно или написать красивые тезисы или сделать графику, которую звуком мы будем описывать. 

В случае с тезисам тоже получается не очень красиво - на экране одна краткая (или несколько, если они появляются все сразу) фраза, которая висит секунд минимум 20-30, пока диктор нам все про нее расскажет. Скучно и грустно. 

Если мы будем сопровождать звуковую дорожку графикой, то будет лучше. Однако, это затруднит процесс создания курса - графика должна быть по делу и со смыслом, ее должно быть интересно смотреть и она реально должна иллюстрировать то, что говорит диктор. А это уже задача для художника. То есть затраты на разработку курса сразу растут. 

Сделать звук самостоятельным источником информации, для самостоятельного изучения, как подкаст к примеру - мысль хорошая. Но вот только не для обучения на рабочем месте. Потому что все равно уйдем в почту, в документы и во все прочее, кто-то позвонит - в итоге не услышим и половины. А рассчитывать на то, что кто-то будет слушать такие записи по пути на работу и с работы - не стоит. Слишком большая конкуренция с аудио-книгами и хорошей музыкой. 

Конечно, звук не стоит списывать со счетов - он бывает очень полезен. 
- Хорошо, когда видеоряд сопровожданиется комментариями, тогда его смотреть интереснее; 
- Можно озвучить диалоги, особенно их начало - будет живее, чем просто текстом; 
- Если в курсе есть ситуации, которые нужно будет проходить, то можно озвучить вводную к ним, рассказать историю; 
- Очень логично звук вписывается в тьюториалы по ПО, где на экране показывается куда нажимать и что делать, а звуком даются дополнительные комментарии. Это позволяет существенно оптимизировать экранное пространство тьюториала, не публиковать весь текст на слайде. 

Мне кажется, что звук может быть очень полезен, но нужно хорошо подумать, нужен он или нет. Потому как если не нужен, то он курсу может и навредить. 

Комментарии

Анонимный написал(а)…
Полностью согласен. Вокруг эл. курсов в целом создан ореол, что чем больше фишек напихать тем он эффективней. Хотя, для реального производственного процесса - чем проще, тем лучше. К сожалению, пока доминирует подход демонстрации технических возможностей современных технологий в ущерб практическому результату.
Вадим Лузянин написал(а)…
При принятии педдизайнером решения о включении звука в проектируемый курс следует учесть функции звука в электронном обучении.
1. Звук как средство полнее реализовать важный дидактический принцип наглядности
2. Звук как средство осущесвлять обучение с учётом индивидуальных особенностей обучающихся, у которых слух является ведущей репрезентативной системой
3. Звук как средство реализации внешнеречевого этапа в теории формирования умственных действий Гальперина – Талызиной при использовании данной теории для управления познавательной деятельностью обучающихся.
Юрий написал(а)…
Замечание из практики (без громких теорий):
Звук помогает разгрузить глаза и нагрузить уши. За что люблю дублированные фильмы - можно не читать субтитры и следить за игрой актеров. (Хотя исходный звук лучше)
Если в Вашем курсе много текста и не на что смотреть - звук не нужен.
Но тогда и курс не очень нужен - достаточно книги с инструкцией.
Дюсьмикеев. МедиуМ. написал(а)…
Звук (дикторский текст) в электронном курсе приносит больше вреда, чем пользы.. отвлекая, опаздывая, спеша по сравнению со скоростью демонстрации слайда.
Однако, музыка и звуковые эффекты - диктору рознь. Поэтому умелое использование ОЗВУЧАНИЯ поможет расставить акценты в нужных местах интерфейса и самого курса.
Egor написал(а)…
На мой взгляд звук необходим. Не забывайте, что все люди различнаются по способам лучшего восприятия информации. Есть эмпирическое правило: мы запоминаем 10% от прочитанного, 20% от услышанного, 30% от увиденного на практике, 50% от того, что мы и увидели и услышали одновременно, 70% от повторенного нами вслух, и 90% от того, что мы сказали и сделали. У меня был пример создания курса по продукту, после которого был тест. Первый вариант курса был без озвучивания - тест писали плохо. Во втором, озвученном варианте - резко вырос балл за выходной тест.
Мотайте на ус)

Популярные сообщения из этого блога

Как использовать Телеграм в обучении?

На прошлой неделе с коллегами по e-learning провели очень интересный диалог о том, как можно использовать мессенджеры для обучения. Проводили диалог в чате, в Телеграме, а потому многие выводы получены на практике, особенно про удобство использования. Начну с удобства. Телеграм и все его аналоги - это удобно и неудобно одновременно. Для комфортной работы нужно несколько установок: От участника обсуждения не требуется моментальной реакции на все сообщения;  Я, как участник, не пытаюсь на все ответить сразу.  В противном случае начинает глаз дергаться от попытки все время читать и отвечать, совмещая общение с другими делами. У общения должна быть тема. Как мне кажется, тут может быть несколько вариантов:  есть тема для чата (например, как у нас была про использование телеграма) и чат такой доступен в течении дня. Есть вопросы для обсуждения, есть задача для решения и все над ней работают.  справочный чат: тут участников может быть много, все спрашивают всех (кстати, э

mLearning

В последнее время в московских пробках все чаще посещает мысль о том, насколько полезен в нашей жизни коммуникатор или карманный компьютер: можно проверить почту, можно поискать что-то, можно общаться с коллегами. Я бы с удовольствием использовала своего мобильного помощника для получения новых знаний. И, что немало важно, уже есть такие возможности – обучение через интернет. Сегодня эти инициативы есть только за границей, но уже накопленный опыт стоит изучить, чтобы быстро перейти на новую ступень использования современных технологий. Как ни странно, сегодня самым популярным мобильным обучением является обучение парикмахеров. Это и действительно очень удобно – можно быстро посмотреть свойства краски, время, за которое она действует, различные приемы и методы моделирования. Пример такого обучения можно найти здесь . Эти мобильные объекты созданы Великобритании, университетом Манчестера. Их можно изучать как при помощи телефона, так и при помощи iPod Video. Естественно, что основателями

Как написать концепцию электронного курса?

Разработка курса начинается с создания концепции. То есть с описание того, каким именно будет тот курс, который мы хотим получить в итоге. Я делаю короткий, не больше 1 страницы текста документ, с текстовым описанием идеи. Иногда на один курс создается несколько концепций, каждая со своим уклоном и своими идеями. Самое главное - это очень простой и очень понятный текст, который четко дает понять, что именно будет в итоге, как его будут изучать и что в нем слушатель сможет делать. Какая информация вам потребуется для создания концепции? Какой именно курс создается? - И это не только название курса, но перечень вопросов, на которые он должен ответить. Кто будет проходить курс? - Это описание целевой аудитории, включая пол, возраст, опыт работы, опыт обучения.  Почему этот курс нужно будет проходить? - В чем проблема сейчас? Почему без курса нельзя работать? Что должно быть в итоге? - Что человек должен уметь делать после того, как он курс изучит?  Как делается то, что нужно дела