К основному контенту

Обучение, которое подойдет всем

Очень давний диалог об учебных стилях - кто-то учится лучше, когда слушает, кто-то - когда смотрит и все такое прочее. Аудиалы, визуалы и прочие. Последнее время все чаще говорят о том, что учесть все стили и особенности невозможно, да и понятия такого нет. Если мы сами на себя посмотрим, то становится очевидно, что мы и образы запоминаем и звуки и ощущения - все зависит о того, что и как подано, насколько хорошо автор потрудился. И еще все зависит от типа инфомации - я что-то хорошо на слух воспринимаю, а что-то мне нужно прочитать, чтобы хотя бы понять, о чем идет речь.

А еще все сильно зависит от эмоционального состояния человека - в некоторых случаях мы вообще ничего не воспринимаем, как не подавай.

Когда говорят про то, что нужно при разработке электронного курса учитывать потребности слушателей с разными учебными стилями, мне всегда кажется, что идея утопична сама по себе. Максимум, что можно сделать - дать дубликат текста звуком, для тех, кто хочет послушать. Но и тут возникает вопрос - а как быть с изображениями, которые созданы специально для того, чтобы усилить восприятие?

Сегодня я случайно нашла статью про универсальный дизайн для обучения, которая не имеет никакого отношения ни к e-learning, ни к обучению взрослых, потому что говорит о работе с первым классом школы. Но прочитав ее у меня появилась мысль: что если в начале каждого курса говорить, как можно получить ту информацию, которая лежит в курсе? Как быстро пройти курс, если времени совсем мало? Какую информацию лучше слушать, какую читать, а что лучше смотреть? Ведь как разработчики курсов мы знаем, что и зачем мы в курс положили.

Например, у нас есть курс по работе с клиентом по телефону. Тут однозначно важно отработать привычку слушать клиента и фиксировать то, что он говорит. Значит стоит отметить, что не смотря на то, что основные правила работы с клиентами отмечены в тексте курса, имеет смысл прослушать вставленные в курс аудиофрагметы, которые нужны именно для правильного представления о том, что нужно будет делать в реальной рабочей практике.

Мы можем помочь слушателю в изучении материала, если отметим, что и зачем в курс включено, какую играет роль и как лучше курс осваивать. Кстати, тут еще сработает интересный мотивационный фактор - вроде как человек будет принимать решение о том, как учиться, самостоятельно и это будет более приятно, чем движение по заданной нами траектории. 

Комментарии

Петров И.Е. написал(а)…
Вообще существует 4 канала восприятия информации, адуальный, зрительный, кинестетический и через проговаривание. Каждый человек может воспринимаеть информацию по любому из каналов, только эффективность каналов будет разная, т.е. в кого то природа заложила больше возможности воспринимать через проговаривание, а кого то через слушанье :).
Эмоции тут конечно играют роль, но на мой взгляд большое значение тут играет природная профориентация обучаемого, т.е. те способности заложенные "создателем" и соответствие этих способностей "целям обучения"(тем задачам которые призван решать тот или инной человек:).
Теперь, что касается учитывания потребностей слушателей вопрос гораздо глубже, начинать надо с управления содержанием и учитывать еще несколько факторов, при этом делать упор на природой заложенные сильные функции обучаемого...
Обучение надо строить от обучаемого, т.е. знать объект обучения его информационную структутуру, тогда все встает на свои места, открывается каким методом учить... и т.д.
Теперь, что касается курса для телефониста, надеюсь вы понимаете, что далеко не каждый сможет быть эфективным в выполнении данной задачи, следовательно учить надо тех кому это данно...,уже хватит серой рпосредственности :).
Дюсьмикеев. МедиуМ. написал(а)…
Интересная статья и параллели с детским обучением. Мы тоже работаем для детей, хотя больше для средних и старших школьников.. Все время пишем инструкции типа "чтобы узнать то-то, нужно тиснуть туда-то".. правда, нынешние дети, как и взрослые все эти инструкции просто пропускают..

Популярные сообщения из этого блога

Как использовать Телеграм в обучении?

На прошлой неделе с коллегами по e-learning провели очень интересный диалог о том, как можно использовать мессенджеры для обучения. Проводили диалог в чате, в Телеграме, а потому многие выводы получены на практике, особенно про удобство использования. Начну с удобства. Телеграм и все его аналоги - это удобно и неудобно одновременно. Для комфортной работы нужно несколько установок: От участника обсуждения не требуется моментальной реакции на все сообщения;  Я, как участник, не пытаюсь на все ответить сразу.  В противном случае начинает глаз дергаться от попытки все время читать и отвечать, совмещая общение с другими делами. У общения должна быть тема. Как мне кажется, тут может быть несколько вариантов:  есть тема для чата (например, как у нас была про использование телеграма) и чат такой доступен в течении дня. Есть вопросы для обсуждения, есть задача для решения и все над ней работают.  справочный чат: тут участников может быть много, все спрашивают всех (кстати, э

mLearning

В последнее время в московских пробках все чаще посещает мысль о том, насколько полезен в нашей жизни коммуникатор или карманный компьютер: можно проверить почту, можно поискать что-то, можно общаться с коллегами. Я бы с удовольствием использовала своего мобильного помощника для получения новых знаний. И, что немало важно, уже есть такие возможности – обучение через интернет. Сегодня эти инициативы есть только за границей, но уже накопленный опыт стоит изучить, чтобы быстро перейти на новую ступень использования современных технологий. Как ни странно, сегодня самым популярным мобильным обучением является обучение парикмахеров. Это и действительно очень удобно – можно быстро посмотреть свойства краски, время, за которое она действует, различные приемы и методы моделирования. Пример такого обучения можно найти здесь . Эти мобильные объекты созданы Великобритании, университетом Манчестера. Их можно изучать как при помощи телефона, так и при помощи iPod Video. Естественно, что основателями

Как написать концепцию электронного курса?

Разработка курса начинается с создания концепции. То есть с описание того, каким именно будет тот курс, который мы хотим получить в итоге. Я делаю короткий, не больше 1 страницы текста документ, с текстовым описанием идеи. Иногда на один курс создается несколько концепций, каждая со своим уклоном и своими идеями. Самое главное - это очень простой и очень понятный текст, который четко дает понять, что именно будет в итоге, как его будут изучать и что в нем слушатель сможет делать. Какая информация вам потребуется для создания концепции? Какой именно курс создается? - И это не только название курса, но перечень вопросов, на которые он должен ответить. Кто будет проходить курс? - Это описание целевой аудитории, включая пол, возраст, опыт работы, опыт обучения.  Почему этот курс нужно будет проходить? - В чем проблема сейчас? Почему без курса нельзя работать? Что должно быть в итоге? - Что человек должен уметь делать после того, как он курс изучит?  Как делается то, что нужно дела